Цитата:
Сообщение от Lu4
Я бы сказала точнее - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
Проблема действительно существует, особенно актуальна для людей, работающих с людьми (простите за каламбур), в частности для педагогов.
|
Цитата:
Сообщение от Tortoise Cat
А, может быть, это опять же связано с особенностями личности? Есть ведь люди более и менее общительные, интра- и экстраверты...
|
Тут, скорее, дело в том, что вне зависимости от интра- или экстраверсии, у любого человека всё равно есть некий предел "насыщения межличностными контактами".
Одно дело, если это общение с друзьями, родственниками и др., где можно получить положительную обратную связь, переключиться на другую тему или просто передохнуть за рюмкой чая. Другое дело -- взаимодействие в сфере "человек"-"человек", где эти контакты отчасти "вынужденные", эмоции в отношении студента (клиента, пациента и др.) во многих случаях проявляются избирательно в силу профессиональной этики, да и само взаимодействие бывает монологично и не предполагает обратной связи или эта связь может быть отрицательной (чтение лекций большой группе/потоку, которым это не интересно

).
Поэтому к концу рабочего дня человек уже чувствует, что выдохся; домашние, сами того не подозревая, могут спровоцировать разрядку накопившегося нереализованного эмоционального напряжения (например, невинным вопросом с самого порога "как сегодня дела на работе?" заставляя заново вспоминать то, что вспоминать уже не хочется

) и пр.
Выгорание считается процессом необратимым (по крайней мере, пока не встречались исследования, доказывающие обратное), поэтому, на мой взгляд, лучший способ профилактики -- помнить, что "студенты приходят и уходят, а семья остаётся и жизнь продолжается". Ну и предупредить близких, чтобы сразу после возвращения с работы дали хотя бы полчаса на то, чтобы прийти в себя.