Показать сообщение отдельно
Старый 30.11.2022, 08:47   #8
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,804
По умолчанию

Ну проблема комплексная и причин проблемы много.

1) ЕГЭ и все вытекающие последствия. В 9-11 классах в школах идет тупое натаскивание на сдачу ЕГЭ. В итоге, даже на старших курсах некоторые пишут: "1/2 + 2/3 = 3/5", не знают, что такое тип "Boolean" в программировании (хотя при этом успешно сдали ЕГЭ по математике и информатике и поступили на бюджетное место).

2) Ошибка в выборе специальности. Многие студенты (особенно в регионах) поступают в местный ближайших вуз на любую имеющуюся там специальность, чтобы "не уезжать далеко". Часто поступают "за компанию" с одноклассниками, или потому что родители "настояли". В реальности некоторые к 3-му курсу приходят к выводу, что не просто не хотят осваивать эту специальность, а вообще ее ненавидят, и никогда в жизни по этой специальности работать не будут. Некоторые откровенно говорят, что просто нужна корочка конкретного вуза по конкретной специальности, чтобы просто потом показать ее в отделе кадров и занять должность, заранее подготовленную родителями или "связями" родителей на конкретном предприятии. Более того, некоторые потом поступают дальше в магистратуру, ну чтобы быть не просто "бакланом", а полноценным "магом". Ну и возможно потом какую-то руководящую должность занять. И еще, в магистратуру берут бакалавров любых специальности без каких-либо ограничений. Ну например, в магистратуры технических специальностей (ИТ, автоматизация и т.п.) без ограничений берут выпускников-бакалавров экономических и юридических направлений подготовки. И им автоматизация как собаке пятая нога, им просто нужна корочка мага и все.

3) Пандемия в 2020-2021 годах и дистанционное обучение тоже внесли свой "вклад".

4) Значительная учебная нагрузка на преподавателях, и множество преподаваемых разноплановых дисциплин, часто непрофильных образованию и опыту практической деятельности.

Когда я учился (90-ые), один преподаватель вел 1-2 дисциплины (в редких случаях 2-3) и этого вполне хватало на 1 ставку. Эти дисциплины он хорошо знал и в теоретическом, и в практическом плане (многолетний опыт работы на профильном предприятии). Разумеется также было уже множество учебных пособий, десятки методичек по данной дисциплине, множество оригинальных лабораторных стендов, установок, программ для расчета и моделирования (написанные самим или аспирантами).

В нынешнее время на 1 ставку препод нередко ведет 2-3 большие дисциплины (с большим количеством часов, курсовой проект, экзамен) и еще 7-8 мелких дисциплин (где 2 часа лекций, 3-4 семинара, 1-2 лабы и все). Суммарное количество дисциплин достигает 10 и более. Ну по крайней мере, в технических специальностях в региональных вузах, где-то 10-15 дисциплин ведутся одним человеком, особенно если кафедра реализует 3-4 специальности сразу, а преподавателей 7-8 человек. И понятно, что хорошим специалистом одновременно в 10-15 дисциплинах и качественно их преподавать, которые часто совсем из разных областей (например, "силовая электроника" и "методы оптимизации") в принципе невозможно.

5) Зашкаливающий уровень бюрократизации учебного процесса и целые "камазы" учебно-методической документации по каждой специальности.

Еще в 2000-2010 годах рабочая программа дисциплины максимум была 5-6 страниц: 3-4 таблицы с раскладом часов, список учебной и учебно-методической литературы и все.

Потом где-то в 2010-2012 придумали хрень под названием "матрица компетенций", а к 2020 году у компетенций еще появились "индикаторы". И по каждому индикатору каждой компетенции по каждому разделу в каждой РПД нужно писать "знать, уметь, владеть" (в среднем 2-3 строчки псевдопедагогической галиматьи). Компетенции по дисциплинам часто раскидываются "наобум", и преподы сами их менять не могут и перераспределять тоже не могут, формулировки и распределение спускается "сверху" из методического отдела вуза. И например в дисциплине "Методы оптимизации" например компетенция про силовую электронику. И всем пофиг. Методический отдел говорит, ну напишите что-нибудь, лишь бы что-то было написано, ну возьмите два слова из формулировки компетенции и два слова из названия лекции, лабы соответствующего раздела и пару связующих слов добавьте и все. Ну и в итоге получается, например, следующее в блоке "уметь" дисциплины "методы оптимизации", на которой висит компетенция про силовую электронику - "применяет мощные биполярные и полевые транзисторы при решении задач оптимизации симплекс-методом". Красиво? Вообще супер, да, профессор avz? Но, если что, я эти дисциплины не веду, так мне ничего "предъявлять" не надо. Я просто привожу пример типичной псевдопедагогической галиматьи в РПД. И поскольку в дисциплине часто 2-3 компетенции по 5-6 индикаторов в каждой и 3-4 раздела, и в итоге 72 раза надо написать "знать", 72 раза "уметь", 72 раза "владеть". В итоге размер РПД достигает 30 страниц для мелких дисциплин на 2 зачетные единицы, 90 страниц для больших двухсеместровых дисциплин на 8 зачетных единиц. И 80% содержимого этих РПД - это галиматья про "знать, уметь, владеть". И на сочинение и написание этой галиматьи уходит несколько недель, а иногда и несколько месяцев, особенно если 10-15 дисциплин (совершенно разных, неповторяющихся). Более того, матрицу периодически меняют, и не только когда меняется версия ФГОС, а гораздо часто. И галиматью про "знать, уметь, владеть" в 10-15 дисциплинах нужно переделывать под новые формулировки и распределение компетенций. Это все занимает много времени, и в итоге преподу, нет времени развиваться профессионально в практическом плане по какому-то направлению или дисциплине, разрабатывать какие-то лабораторные стенды, программы для моделирования по каким-то актуальным технологиям. Потому что все свободное от занятий время препод переписывает "знать, уметь, владеть" в 30-60 рабочих программах = 10-15 дисциплины x 3-4 специальности.

Ну в первом приближении вроде все...

Последний раз редактировалось Paul Kellerman; 30.11.2022 в 09:33.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Реклама