nauczyciel, а из Мурманска по соглашению ездили в Швецию. А с Дальнего Востока по соглашению ездили в Японию. А с Благовещенска по соглашению ездили в Китай. Общая практика. Но только в ЕС это выставляли как огромное достижение. Меня всегда это удивляло - почему-то обычные удобные вещи из ЕС всегда шли как достижение ЕС и России, а не просто как упрощение бюрократии. Что же касается 2014 года, то уже ЕС и США выбрали такойпуть. С другими странами мало что изменилось у России. Плюс, конечно, сказалось общее обнищание стран ЕС после 2008 года. И за 14 лет вообще докатились до ручки. Сужу по художникам. Если до кризиса 2008 года гранты для художников были по 3000-5000 евро, плюс проживание и плюшки, а к 2015 докатились до 2000-3000 евро, то теперь их так мало, что никто из России в сторону ЕС и не смотрит на тему пленеров и грантов. А у Китая наоборот - персональную мастерскую выдают с полным фаршем оборудования, толмачом, материалами и учениками-помощниками. Считаю, что все эти проблемы с визами, политикой и прочим - просто прикрытие обнищания. Чем беднее в ЕС, тем меньше грантов и больше политики. А у Китая наоборот. Потому теперь художники из России в Китае, а не в ЕС.
|