Всей семьей болеем. Сегодня снова в интернете появился, а тут профильная тема).
Объясняю на пальцах.
1. Союз художников России. И его региональные подразделения. Остатки наследия СССР, где был Союз художников, Союз писателей, Союз композиторов и прочее. Поскольку в СССР за тунеядство можно было сесть в тюрьму, то государство брало на себя обязательство по обеспечению граждан работой и рабочим местом. Поскольку художник - человек творческий, то есть нервный, капризный и "вообще ведет себе как баба" (цитирую жену), то государство обеспечивало художника рабочим место - мастерской. Был в каждом городе государственный фонд мастерских, где город сдавал в льготную аренду членам Союза художников помещения (коммуналка+налог аренды символический). СССР развалился, в некоторых городах остались фонды мастерских, которые город (через местный комитет культуры+имущества) сдает членам Союза художников России. Например, у супруги мастерская на Васильевском острове в 50 метров. Платится коммуналка (управляющая компания), годовой членский взнос в Союз (3500 рублей) и аренда мастерской за год (около 15000 рублей за год). Поэтому художники Петербурга надеются получить мастерскую для работы. Потому что платить в Петербурге льготную аренду в 15000 рублей в год не то же самое, что минимум 450 000 рублей в год по коммерческой ставке.
2. Союз художников России (СХР) - советское наследие (хотя ЛОСХ-Санкт-Петербургский союз художников ведет свой отсчет от Императорского общества поощрения художеств). Профсоюз для художников. Но были профессиональные союзы художников и до образования СССР - при царской России. Одним из таких союзов был современный Творческий союз художников России. Он наследник художников-авангардистов (
http://www.tcxp.ru/union/about). Авангардисты - это "левые" в искусстве.
3. Таким образом, уже со времен СССР образовалось 2 союза художников. Один для "правых" художников (соцреализм, реализм, академизм) - Союз художников СССР (затем России). Другой - для "левых" художников (авангард, нонконформизм, творческий эксперимент) в виде Творческого союза художников (ТСХ, при СССР он назывался иначе).
4. Поскольку "правые" прекрасно вписывались в линию партии (соцреализм), то правым было больше всяких плюшек (звания, награды, мастерские), чем левым. Впрочем, мастерские были и у левых. Тот же Эрнст Неизвестный хоть и сидел без госзаказов, но имел 100-метровую мастерскую от государства для скульптуры.
5. Великий уравнитель - 1991 год - лишил художников всех привилегий, госзаказа, членство в Союзе перестало засчитываться за опыт работы. Художники остались предоставлены сами себе. И если они работают по творческим договорам (нигде нет трудовой), то у них нет стажа и тогда им светит не страховая, а социальная песния (как тунеядцам). Единственное, что сохранилось со времен СССР - распределение через Союзы помещений от города для мастерских с льготной арендой.
6. Единственное, чем отличается теперь СХР от ТСХ - первый объединяют "правых" художников, второй - "левых".
Поскольку председатель Союза - везде "царь и бог", то отделения Союзов живут ровно так, какой у них председатель. То есть от полной нищеты до вполне сносного существования.
7. Сильные стороны СХР и ТСХ - они сохранили сеть филиалов, поэтому при желании возможно общение с коллегами со всех регионов России (засчет выставок, конференций и прочего). Если учесть, что Союзы проводят проводят всероссийские выставки, региональные, выездные, плэнеры, семинары, творческие встречи и прочее, то вполне можно получить насыщенную творческую жизнь в тусовке по всей России.
8. Членство в нескольких профессиональных Союзах государство приравнивает к защите кандидатской диссертации (поскольку для художников кандидатская невозможна). Это всегда членство в СХР, и (надо уточнить) в ТСХ. Остальные Союза в этом плане, по-моему, мимо.
9. Из новых союзов - это Евразийский союз художников, который катает работы членов Союза по всем странам БРИКС и их друзей (та же Мексика, например). СХР и ТСХ, конечно, государственные Союзы. Поэтому кто хочет международных выставок за пределами СНГ - тем надо в Евразийский. Платишь небольшой взнос за выставки (несколько тысяч) и твою работу тащат, например, в Китай. Или Бразилию. Или Индию и так далее. В общем, точно дешевле, чем все это самому делать.
Добавлено через 16 минут
10. Для художника единственный способ хоть какой-то социальной защиты - членство в Союзе. Потому что без членства в Союзе - художник вообще не художник для государства, а просто безработный без прав. И тогда удожник пользуется только теми правами, что и любой другой гражданин России. Членство же в Союзе теоретически позволяет художнику претендовать на звание заслуженного художника, а потом и народного художника. Теоретически это дает прибавку к пенсии (она перестает быть социальной, становится страховой+доплата). Но размер доплаты определяется для заслуженных художников регионально (то есть может быть и 100 рублей), а народным - уже федеральная доплата, плюс региональная. Плюс художник может стать членом-корреспондентом, а потом академиком Российской академии художеств (РАХ), что тоже льготы и ежемесячные доплаты. Но если для звания заслуженного и народного есть региональные квоты, то для РАХ квоты настолько маленькие, что ими можно пренебречь. Это приводит к тому, что для получения народного и академика надо родится в городе Москва и со связями. Художникам остальной России получить народного и академика в разы сложнее, а иногда просто невозможно (справедливо, например, для Петербурга, где региональные квоты настолько малы, что 99,99% это не светит никогда (1-2 квоты в год на 5000 человек только в СХР).