Цитата:
Сообщение от Лучник
Мудрено, Михайло. Не ясно, вы там все-таки самозванцы или руководители научной школы?
|
С Днем защитника отечества!
Теперь о научной школе.
Вопрос этот непростой. Потому и мудрено объясняю.
Мы самозванцы. Самозванцы в том смысле, что сами себя провозгласили научной школой. Но это провозглашение не было актом коллективного волеизъявления. Не было собраний и решений.
История такова: В начале 90-х в нашем вузе открылась адъюнктура (так в нашей системе называется аспирантура). Профессор набрал себе несколько молодых учеников. В это же время на кафедру пришли и выпускники адъюнктур других вузов. Сложилась некая среда, стимулирующая научный азарт. Не скажу, что научный руководитель нами руководил. Но с уверенностью скажу - вдохновлял. Где своими работами, где редкой похвалой.
Во всяком случае через несколько лет у меня сформировалась мечта - непременно стать профессором и окружить себя учениками. Это мне представлялось хорошим способом "сделать бытие гуще". Уже будучи кандидатом наук я решил активно "созидать" своего учителя. Не корысти ради, а опять же для укрепления сосбвенного научного сообщества. Вот тогда в обиход вошел тезис, что наш учитель создал научную школу. Что мы яркие представители этой школы. Впоследствие вместо безликого научного "мы" я все чаще стал говорить и писать "представители Энской научной школы ..." . И достаточно скоро этот коллективный субъект вошел в научный обиход.
Я стал в некоторм смысле идеологом этой школы, ее пиарщиком.
Не буду скрывать школа наша -- не коллектив единомышленников. Среди соратников, пожалуй, только мой учитель и несколько моих учеников. Есть и идейные противники (сдается, что и враги). Но несмотря на это, все мы признаем себя представителями одной школы.
Теперь о руководстве научной школы. Лет несколько назад наше родное ведомство решило провести ревизию научных школ. Вот тогда и появилась потребность в обозначении руководителей научных школ. Им предстояли отчеты на ученом совете и масса других "приятных" вещей. Именно тогда я, будучи руководителем кафедры, и принял решение сдать соруководителем школы, взяв на себя казенные вопросы. Ощутил, что некоторые взрослые пофессора посчитали это наглостью. Но научная наглость это одно из необходимых условий для создания научной школы. Большинство научных школ - самопровозглашается. А далее идет раскрутка через труды.
Все это естественно не умаляет самой науки. Научная школа - это, как и семья, главная ячейка воспроизводства научного сообщества. В ней главное любовь к науке. Способность заражать этой любовью других и есть главная задача и признак научной школы.
Вообще тема бездонная.