Такс, начинаем разбираться.
Во-первых, хватит переливать из пустого в порожнее и давайте выясним факты о з/п (и доходе чистыми на руки) учителей в г. Москве. Идем сюда -
Система образования Департамента образования города Москвы и изучаем.
Для тех, кому лень лопатить нормативные документы, - я подготовил краткий вывод:
да, зарплата более 60 000 рублей для молодого специалиста только что окончившего вуз и устроившегося работать в школу, например, учителем английского языка, - реальность
Во-вторых, теперь мы можем обсудить з/п учителей/преподавателей. Как в Москве, так и в регионах.
Итак, напоминаю Вам, что главное отличие преподавателя вуза от учителя школы (сейчас рассматриваем финансовый аспект), - возможность как
качественного, так и
количественного роста доходов. В то время как учитель, - только количественный рост. Что это значит? Всё просто: учитель растет по категориям. Категории зависят от стажа. З/п (упрощенно) зависит от категории и нагрузки. Как растет преподаватель? По разному. Это может быть линейный рост --> ассистент --> ст. препод --> доцент --> профессор. Причем ни на одной из этих позиций (должностей) можно не иметь ни степени, ни звания. Это может быть и иной вариант роста например, ассистент --> ст. препод --> степень --> доцент --> звание --> степень --> профессор --> звание. Причем количество вариаций не так и мало. Для каждого из вариантов будет и свой доход. Но особенность преподавательского труда - возможность
качественного скачка дохода после получения степени и звания. Еще один немаловажный факт, - возможность совмещать как преподавательскую работу (ставка там, 0,5 ставки там и еще 0,25 там подхватим), так и преподавательскую работу с другой прочей работой, по специальности.
У учителя такой возможности нет. Его специальность - учитель-предметник. Еще один, немаловажный для нашей страны, - коррупционный аспект. Это тоже доход. По моим субъективным наблюдениям, коррупционный доход учителя в Москве (а тем паче завуча/директора школы) выше коррупционного дохода преподавателя регионального (провинциального) вуза, гораздо выше аналогичного дохода собрата-учителя в той же провинции
и сопоставим с аналогичным у преподавателя среднестатистического вуза Москвы.
Но вот здесь и проявляется некая особенность нашей системы образования: в начале своей карьеры, в Москве, учитель получает
больше ассистента. Но, со временем, ситуация меняется: учитель как получал одну сумму, так и продолжает получать её. + некий процент роста с набором опыта. У преподавателя, рост поставлен в зависимость от степени, должности и нагрузки и рост осуществляется уже не в процентах, а в разах.
Теперь на цифрах, для понимания сути вопроса.
Москва Цифры усредненно-условные
1) учитель немецкого языка в школе (молодой специалист) - около 50 000 на руки чистыми.
2) преподаватель вуза (ассистент на ставку) - около 6 000 - 9 000
-------------------------
3) учитель стаж 3 года - 60 000
4) ст. препод - 12 -15
-------------------------
5) учитель стаж 5 лет - 65 000
6) доцент
а) неостепененный - 22
б) остепененный - 44
в) остепененный, со званием - 50
-------------------------
7) учитель стаж 10+ лет - не более 70 000
8) профессор
а) неостепененный - 40
б) к.ХХ.н., профессор по должности - 60
в) к. ХХ.н., профессор по званию - 70-80
г) д.ХХ.н., по должности - 100+
д) д.ХХ.н., по званию - 120+
В регионах сохраняется примерно то же соотношение, но с учетом меньшей суммы дохода.