Информация к теме "Престиж горных вузов". Интересно, каковы были исторические предпосылки формирования несколько обособленного положения горных инженеров и учащихся соответствующих учебных заведений в 18-19 веках. А также рассуждения о том, почему некоторым сугубо гражданским специалистам присваивались вполне военные чины.
Скрытый текст
31 октября 1734 года система гражданских чинов была дополнена особыми наименованиями рангов для служащих горного ведомства. Введение новой линейки статских чинов было аналогично тому, как в военной службе это было сделано, например, для кавалерии. Наименования горных чинов (по немецкому образцу) были следующими (перевод с немецкого):
4 класс – обер-берг-гауптман 4 класса («Старший горный начальник»).
5 класс – обер-берг-гауптман 5 класса («Старший горный начальник»).
6 класс – берг-гауптман («Горный начальник»).
7 класс – обер-берг-мейстер («Старший горный мастер»).
8 класс – обер-гиттенфервальтер («Старший заводоуправляющий»).
9 класс – маркшейдер («Межеватель рудничных участков»).
10 класс – гиттенфервальтер («Заводоуправляющий»).
11 класс – берг-гешворен («Присяжный хранитель рудников»).
12 класс – берг-мейстер («Горный мастер»).
13 класс – обер-берг-пробирер («Старший горный техник») Шихтмейстер 13 класса («Начальник смены»).
14 класс – берг-пробирер («Горный техник»). Шихтмейстер 14 класса («Начальник смены»).
Старших чинов горной службы было принято на военный манер именовать генералами, чинов 5-8 класса – штаб-офицерами, а младших чинов – обер-офицерами. Эти обобщенные наименования категорий чиновников применялись и в официальной переписке, хотя их носители, строго говоря, военными не являлись. Применительно к горным чиновникам Колывано-Воскресенских заводов разъяснялось (1761), что они «пожалованы рангами, жалованьем и действительным почтением по сходству математических их наук противу артиллерийских и инженерных чинов». По-видимому, это же относилось ко всем горным чиновникам и означало приравнение их по рангу и мундиру не просто к военным, а к военным, имеющим преимущество в чине на один класс (таковым преимуществом обладали инженерные и артиллерийские части, где требовались фундаментальные математические и инженерные познания). По-видимому это сопровождалось и всеми проистекающими из этого последствиями (т.е. льготами и привилегиями).
Особые наименования горных чинов сохранялись ровно сто лет – до 1834 года – когда был образован военизированный Корпус горных инженеров (в составе финансового ведомства) с общевоинскими наименованиями чинов, а также другие военизированные корпуса – Корпус инженеров путей сообщения, Лесной, Межевой, а также некоторые подразделения в телеграфном ведомстве.
Чем же было вызвано столь оригинальное решение? Официально это объяснялось тем, что «служба по всем этим ведомствам в дореформенное время была весьма непривлекательна, и для привлечения в нее молодых людей привилегированных сословий им даны были военные чины и военные мундиры». Чтобы получить представление об иерархии Корпуса, достаточно сказать, что штатный состав его насчитывал 320 человек, в том числе 9 генералов, 16 полковников, 20 подполковников, 36 майоров, 48 капитанов и т.д.
Тяжеловесные немецкие наименования горных чинов приводятся в Своде законов вплоть до 1857 года, хотя в действительности с 1834 года никому не давались.
22 апреля 1867 года решено было ликвидировать все четыре существовавших в то время военных корпуса в гражданских ведомствах, в том числе и Корпус горных инженеров. Его чины (офицеры) были преобразованы в общегражданские.
С Горным корпусом как специфическим военизированным ведомством внутри Министерства финансов нельзя путать Горный кадетский корпус – первое в России отраслевое учебное заведение.
В 1773 году было организовано первое отраслевое учебное заведение – Горное училище, в январе 1804 года преобразованное в Горный кадетский корпус. Корпус должен был готовить горных инженеров. Ежегодно в него принимались 60 воспитанников на казенном содержании (из детей горных офицеров и чиновников), закончивших школы при горных заводах, имевших не менее 12 лет от роду и знавших арифметику, а также умевших читать и писать по-русски, по-немецки и по-французски. Кроме того, в Горный корпус за собственный счет принимались без ограничения дети заводчиков и дворян. В корпусе соблюдалась строжайшая дисциплина. Состав изучаемых предметов был весьма широк. Сверх того, дабы в будущем воспитанники «могли приятно проводить свободное от трудов и должности время, особенно в отделанных местах на заводах», было признано «не излишним» обучать их музыке. «Так как танцевание в обществе для благородного молодого человека почти есть необходимость и способствует телесному сформированию». Полагалось обучение кадетов танцам, а также фехтованию. Для отличившихся в учебе установлена была выдача шести золотых и восьми серебряных медалей и других призов. По окончании теоретического курса воспитанники на 2 года отправлялись на заводы, где осваивали дело с самых низших ступеней, «дабы тем… собственным опытом приобрести ясное и совершенное понятие об обязанностях будущих их подчиненных». Окончившие Горный корпус получали чин 14 или 13 класса; а 4 лучших выпускника отправлялись на 3 года за казенный счет за границу для стажировки. Казеннокоштные воспитанники («бюджетники») обязаны были прослужить в горном ведомстве 10 лет. Позже с сожалением отмечалось, что хотя Горный корпус как столичное воспитательное заведение «занимал одно их первых мест, немногие из окончивших его приобрели известность в горном деле».
Естественно, преподаватели Горного корпуса являлись государственными служащими и носили такие же наименования чинов, как и все сотрудники ведомства.