Портал аспирантов
 

Вернуться   Портал аспирантов > Обучение в аспирантуре > Диссертация

Ответ
 
Опции темы
Старый 01.07.2005, 18:14   #1
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
По умолчанию Диссертации по IT

По мнению профессорско-преподавательского состава IT-кафедр
в последние несколько лет подавляющее большинство студентов,
магистрантов, аспирантов, соискателей, обучающихся по
информационным технологиям, представляют свои квалификационные
работы следующим образом:

Дипломная работа в большинстве случаев – небольшая программка на
каком-нибудь языке, снимки окон и в среднем 60-100 страниц “воды”.
Для “продвинутых” работ – возможно, несколько таблиц и графиков. А
если уж в работе есть пара формул – то это уже, безусловно, “блестящая” работа.

Магистерская – программка чуть больше (примерно на 20%-30%, чем в дипломах) и “воды” в среднем 80-120 страниц. Опционально: таблицы, графики, формулы.

Кандидатская – программка, как минимум, в 2-3 раза больше, чем в среднестатистическом дипломе или магистерской диссертации. “Воды”: 120-150 страниц. Чтобы особо не придирались, так уж и быть, вставляют несколько таблиц, графиков и формул. Особенно забавно смотрятся формулы и математические описания. Подход такой: раз обязательно требуют наличие математики, то рисуют многоэтажные формулы из книг, не имеющие вообще никакого отношения к теме диссертации.

Аттестационные комиссии и кафедральные советы были весьма и весьма терпимы к этому, но в последнее время ситуация стала меняться (лично на себе пришлось ощутить “прелести” изменений). Поскольку уж старшему поколению сложно угнаться за стремительно развивающимися технологиями, то оно стало все чаще и чаще прибегать к своему старому испытанному и безотказно работающему козырю – требованию к научной обоснованности. К счастью, в дипломных работах этого не требуют – поскольку это инженерная работа, в которой просто решается конкретная задача с помощью какого-либо известного метода или методики и не более того. А вот диссертация – это по определению научно-квалификационная работы, и тут есть к чему придраться. В таких ситуациях магистранты и аспиранты выглядят очень грустно и бледно.

Основная ошибка многих диссертантов (магистрантов, соискателей, аспирантов) – инженерный подход к написанию диссертации: “есть задачка, надо написать программку решающую эту задачку (реже спроектировать сеть или еще реже спаять железку в соответствии с техническим заданием)”. То есть, основным результатом своей работы диссертант считает конкретный продукт – чаще всего компьютерную программу (реже сеть, еще реже железку). Написав программку, добавив к ней требуемый объем “воды”, диссертант, искренне уверенный в своей непоколебимой правоте, гордо демонстрирует свой труд и совершенно не понимает, почему к нему так привязываются, требуют какую-то непонятную “научную новизну”, заставляют переделать чуть ли не всю работу, требуют модель, экспериментальные данные и т.п.

Ошибка диссертанта банальна до безобразия: просто он толком не знает значения слова “диссертация”. Dissertatio – в переводе с латинского означает исследование. Результатом исследований должно являться новое научное знание. Если в диссертации нет нового научного знания – то это дипломная или курсовая работа, но не более того. Диссертант должен получить и обосновать не новую программку, сеть или железку, а новое научное знание о них. Программки, сети или железки – для диссертанта это объект исследований, но никак не результат, не цель. Также довольно часто какие-то программки, сети или железки могут выступать в роли вспомогательного инструмента при исследовании, но и в таком случае они являются лишь средствами для исследований, но никак не целью и не результатами. Диссертант должен выбрать конкретный объект исследования и получить какое-то новое научное знание о нем, и то, что он пытается узнать об исследуемом объекте – называется предметом исследования. Объект, как правило, обладает рядом атрибутов (свойств), которые каким-либо образом связаны друг с другом, более того, объект взаимодействует с другими объектами (окружающей средой) и его свойства также связаны с некоторыми свойствами других объектов (окружающей среды). Цель диссертант – выявить новую взаимосвязь свойств объекта или свойств объекта и окружающей среды, которая на сегодняшний день либо вообще была скрыта полностью, либо была известна, но была недостаточно точной и адекватной. Проще говоря, необходимо описать интересуемые диссертанта свойства объекта и окружающей среды и описать в математическом виде зависимости между этими свойствами, иными словами – получить математическую модель. А чтобы доказать, что зависимости верны, модель адекватна реальному объекту, нужно экспериментальное исследование. Тут-то диссертанту понадобятся так называемые методы исследований. На сегодняшний день чаще всего делается так: модель реализуется в виде программы, и затем проводятся эксперименты с программной моделью и с реальным объектом и сравниваются результаты, чем меньше расходятся результаты, тем точнее модель. А уж когда модель (знание о взаимосвязи свойств объекта и свойств окружающей среды) получена и ее адекватность доказана, на базе нее можно предлагать какие-то методы или методики по анализу, синтезу объекта или управлению объектом. То есть, как только разобрались в том, как объект взаимодействует с другими объектами, и как его свойства и свойства других объектов взаимосвязаны, то можно:

- Управлять объектом, заставляя нужные свойства принимать нужные значения.

- Синтезировать объект с нужными свойствами, с нужным поведением в окружающей среде.

- Быстро и эффективно анализировать свойства и поведение объекта (поскольку известно что, как и от чего зависит).

Именно модель и есть то самое научное знание, которое ждут от диссертанта. Именно полученное научное знание должно быть актуальным, новым и иметь практическую ценность и именно оно должно являться результатом диссертации. Другое дело, что, получив новое знание, на базе него можно предлагать научно-обоснованные методы, методики или рекомендации по правильному и эффективному анализу, синтезу объекта или управлению объектом. Методы, методики или рекомендации, строго базирующиеся на математической модели, достоверность и адекватность которой доказана, также считается основным результатом диссертации.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Реклама
Старый 02.07.2005, 20:04   #2
novichok
Newbie
 
Регистрация: 20.06.2005
Сообщений: 9
По умолчанию Диссертации по IT

Спасибо вам... Очень полезная информация для меня....

У меня сложилась следующая ситуация: Мой супервайзер как бы слегка настаивает на том, чтобы я провел исследование именно в системе управления ВУЗами. То есть говорит чтобы я изучил систему в Англии и на ее основе создал систему для своей страны. И я примерно представляю алгоритм моих действий, например в таком порядке:

1. Пошел в Мин Образование Англии и изучил систему
2. Разработал метод оценки отдельных технологии
3. Применил этот метод в извлечении моделей отд. технологии
4. Разработал систему для своей страны
5. Описал все это

но я не вижу научной новизны...

посоветуйте пожалуйста как быть?
novichok вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.07.2005, 12:59   #3
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
По умолчанию Диссертации по IT

Немного недопонял вас, особенно фразу:
"метод в извлечении моделей отд. технологий..."
Поясните, плиз.

Мое мнение, что вся система и есть реализация какой-то
большой сложной модели... В Англии сейчас своя модель,
в Узбекистане - своя. Ваша задача - не банально перенести
английскую модель на Узбекистан (здесь точно никакой
новизны нет, всего лишь дополнительная программная
реализация и применение известного научного знания
в другой географической точке).

Изучите английскую модель, изучите узбекскую модель,
выясните их плюсы и минусы, и то, чем они пренебрегают.
Постарайтесь построить более совершенную модель,
в которой меньше недостатков и пренебрежений,
чем в тех двух моделях и докажите ее достоверность.

Самое главное, помните, что в первую очередь нужно
получить новое научное знание, доказать его достоверность,
а потом уже все остальное...

А вообще я подумаю над вашей проблемой, но вы должны
мне дать больше информации, чтобы я мог помочь вам.






Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.07.2005, 19:15   #4
novichok
Newbie
 
Регистрация: 20.06.2005
Сообщений: 9
По умолчанию Диссертации по IT

Цитата:
Немного недопонял вас, особенно фразу:
"метод в извлечении моделей отд. технологий..."
Поясните, плиз.
Я имею ввиду, что построенным методом оценки буду сортировать отдельные технологии в ИС Англии и отсортированные технологии буду внедрять в мою систему т.е. в систему для МО Узбекистана.

Цитата:
А вообще я подумаю над вашей проблемой, но вы должны
мне дать больше информации, чтобы я мог помочь вам.
А какую информацию я должен предоставить? Это примерно что то на подобии российского проекта "Разработка ИАИС Управление ВУЗами"

Вот концепция разработанная российскими специалистами:

1. Основные положения
Ближайшей стратегической целью научно-технической и финансовой политики Минобразования РФ в области информатизации следует рассматривать создание отраслевой интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы.
Одним из ключевых компонентов общей системы образования должна стать вертикаль «Министерство образования – Вузы», опирающаяся на отраслевую информационную систему, развернутую в Вузах и Министерстве, и взаимодействующую через среду общего доступа.
В условиях современного общества, в котором лидирующие позиции любой организации, в том числе высшего учебного заведения, определяются в первую очередь его возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации, огромную важность приобретает грамотное использование передовых достижений в сфере информационных технологий.
В силу ряда проблем и сложившихся подходов к построению информационных систем в образовательных учреждениях (неопределенность задач, разобщенность, несовместимость платформ, техническое несовершенство и недокументированность решений и т.п.) складывается ситуация, при которой образовательные учреждения несут дополнительные издержки на разработку собственных систем при отсутствии гарантий достижения поставленных целей. При этом, используемые подходы зачастую несовместимы и не позволяют построить единое информационное пространство, удобное как для образовательных учреждений, так и для Министерства образования РФ, заинтересованного в эффективном управлении и контроле использования всех имеющихся ресурсов. Создание ИАИС, строящейся на единых принципах и общепринятых стандартах, позволяет решить эти и многие другие проблемы.
ИАИС по своему уровню в классификации информационных систем является системой корпоративного типа. В ее составе можно выделить две относительно независимые составляющие.
Первая представляет собой собственно компьютерную инфраструктуру отрасли образования в широком смысле этого слова (сетевая, телекоммуникационная, программная, информационная, организационная инфраструктура - то есть то, что определяет обобщенное название ИАИС). К ней относятся объекты инфраструктуры информатизации образования (РЦИ, ЦНИТы, Центры Internet и WWW-серверы ВУЗов), интегрированная транспортная сеть (RBNet, RUNNet, RELARN-IP) и центры высокопроизводительных вычислений продвинутых ВУЗов. Она имеет долговременный характер, т. к. создается на многие годы вперед, а затраты на ее создание настолько велики, что практически исключают возможность полной или частичной переделки уже созданного.
Вторая составляющая ? функциональные подсистемы ИАИС, обеспечивающие решение задач отрасли образования и достижение ее целей на основе разрабатываемых управленческих моделей. Эта составляющая изменчива по своей природе, т. к. в деятельности отрасли образования постоянно происходят более или менее существенные изменения, которые должны быть отражены и в функциональных подсистемах на основе управленческих моделей.
Если первая отражает системно-техническую сторону любой информационной системы, то вторая целиком относится к прикладной области и в значительной степени зависит от специфики задач отрасли образования. Одним из необходимых условий реализации этой составляющей является проведение обследований с целью построения инфологических моделей процессов, отражающих суть функционирования системы образования.
Создание, эксплуатация и организация жизненного цикла системы такого масштаба - сложная организационная, техническая и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта (очереди ИАИС), который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу.
Структурно первая очередь ИАИС включает пять подсистем:
·“Ядро администрирования ИАИС”.
·“Управление ВУЗами”.
·“Система образовательной статистики”.
·“Качество управления и развития отраслевой системы сертификации средств информатизации”.
·“Управление научно-исследовательскими работами”

Взаимная увязка указанных подсистем и органическое объединение в единую систему достигается на основе организационной, функциональной, технической, программной и информационно-лингвистической совместимости. Только на таких условиях может быть обеспечено ее эффективное функционирование.
Построение ИАИС на всех уровнях должно выполнятся с учетом принципов управления качеством и обеспечения качества в рамках международных стандартов семейства ИСО 9000.

2. Цели и задачи
Главной целью создания ИАИС является обеспечение Министерства образования эффективным средством информационной поддержки формирования, контроля и реализации государственной политики в сфере образования. Она может быть достигнута в результате:
qСоздания единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры ИАИС.
qСоздания и внедрения новых форм и методов в управлении Вузами России на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством Вуза.
qКардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения.
qВведение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов.
qАвтоматизации и повышения эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы.
qСоздания инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями.
Поэтапный ввод системы позволит решить следующие задачи общегосударственного управления:
·перейти к решению стратегической задачи современного этапа развития мирового сообщества – создание условий перехода к открытому образовательному пространству;
·обеспечить требуемое качество управления отраслью;
·повысить оперативность и эффективность взаимодействия Министерство – учреждения образования;
·повысить управляемость качеством обучения;
·повысить экономическую эффективность сферы образования;
·создать систему образовательной статистики сферы образования;
·осуществлять прогнозные оценки развитие отрасли;
·cоздать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования развития отрасли.
Проблема создания ИАИС разбивается на следующие составляющие:
1. Построение единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей надежный и оперативный обмен информацией между подразделениями Министерства, Вузами и сторонними организациями.
2. Разработка отраслевых стандартов построения и развития информационных систем для обеспечения совместимости, преемственности и эффективности принимаемых решений. Все программно-аппаратные решения, используемые в отрасли, должны соответствовать указанным стандартам, включая требования к организации распределенного хранения и обмена информацией, государственным и международным стандартам, требованиям по защите информации и режимности доступа.
3. Построение инфологических моделей функционирования подразделений Министерства, образовательных и подведомственных учреждений различного типа.
4. Создание на базе разработанных стандартов и моделей унифицированного прототипа адаптируемой интегрированной и масштабируемой информационной системы, как типового решения для тиражирования в российских образовательных учреждениях.
5. Разработка средств анализа и поддержки принятия решений во всех сферах деятельности Министерства и Вузов.

3. Особенности сферы образования, как объекта автоматизации
Предлагаемый подход к комплексной информатизации образования базируется на разработку ИАИС как базовой несущей конструкции современной отрасли образования, нуждающейся в построении информационной системы в целях, прежде всего, эффективного, надежного и оперативного управления. В этом контексте отрасль образования, представляет собой стабильную многопрофильную по функциям управления, территориально распределенную структуру, обладающую всеми необходимыми системами жизнедеятельности и функционирующую на принципах децентрализованного управления (последнее означает, что принятие решений оперативного и тактического характера делегировано в учреждения образования на местах).
Выделим основные характеристики отрасли образования. В целом они типичны для представителя семейства больших организаций и представляют предмет анализа именно в этом качестве.
Масштабы и распределенная структура.
Отрасль включает множество организаций и учреждений системы образования, включая Министерство, ВУЗы, ссузы и т.д., расположенных по всей территории Российской Федерации.
Широкий спектр подотраслей и направлений деятельности, подлежащих автоматизации. В рамках создания информационной системы отрасли планируется автоматизировать целые направления ее деятельности на основе предложенных управленческих моделей - бухгалтерский учет, управление финансами, капитальное строительство и управление проектами, материально-техническое и информационное обеспечение, управление образованием и кадрами, внешнеэкономические связи и ряд других направлений.
Организационно-управленческая структура отрасли.
Организации и учреждения системы образования в составе отрасли обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики автоматизации управления.
Разнообразие парка вычислительных средств, сетевого оборудования и, в особенности, базового программного обеспечения.
Большое количество приложений специального назначения. В отрасли эксплуатируется большое количество разнообразных приложений специального назначения, созданных на основе различного базового программного обеспечения.
В рамках сформулированной концепции, создаваемая ИАИС должна стать для сферы образования:
·во-первых, стратегической системой жизнедеятельности и функционирования
·во-вторых, эффективной средой централизованных коммуникаций.

4. Краткий анализ состояния информатизации сферы образования
Сфера образования России сегодня объединяет более 140 тысяч образовательных учреждений всех уровней, в которых обучается свыше 38 млн. человек, что составляет более четверти всего населения страны. Её материально-техническая база, в том числе и база информатизации находятся в неудовлетворительном состоянии. Все это требуют безотлагательного решения проблем отрасли на основе индустриального подхода.
Положение дел в сфере образования напрямую зависит от эффективности управления отраслью, что возможно только путем развития информационного обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях России путем создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам отраслевой корпоративной сети, а также организации информационного обеспечения управления качеством образования.
В настоящее время в сфере образования проводятся определенные работы по внедрению современных средств телекоммуникаций и обмена информацией, методов и средств доступа к удаленным базам данных и знаний с использованием компьютерных систем. Для реализации телекоммуникационных потребностей Минобразования РФ развернуты опорные телекоммуникационные узлы, проложены отдельные участки волоконно-оптических линий связи, обеспечивающие доступ к Internet целому ряду абонентов, используются телекоммуникационные и информационные ресурсы и возможности Центров информатизации некоторых ВУЗов и НИУ Минобразования.
В инфраструктуру корпоративной сети системы образования включены сегменты уже существующих сетей таких как RELARN, RBNet, RUNNet и других, с опорными узлами на основе РЦИ, ЦНИТов и университетских узлов Internet. Начато использование узлов доступа, созданного высокоскоростного (34-155Мбит\c) сегмента АТМ-сети на линии Москва - С.-Петербург. Узлы доступа, оснащенные АТМ-коммутаторами, позволяют подключенным учреждениям образования пользоваться высокопроизводительными приложениями и мультимедиа ресурсами.
При создании образовательных сетей нового поколения в качестве базовой технологии передачи всех видов информации рекомендовано использование АТМ-технологии, которая уже применяется как в пилотных, так и в продуктивных сетях передачи информации, начиная от академических компьютерных сетей и заканчивая сетями крупных телеоператоров.
В плане информатизации индустрии образования остро встает вопрос информационного обеспечения управления качеством образования.
Структура хранимой информации, используемой в процессе управления, должна соответствовать организационно-управленческой структуре отрасли, ее функциональности, распределению функций, финансовым технологиям и схемам, а также существующей технологии документооборота. Она должна быть адаптируемой к изменениям в деятельности отрасли в технологическом и информационном плане.
Эксплуатируемые в настоящее время проблемно-ориентированные базы данных реализованы в виде информационно-аналитических систем управления Министерства и функционируют, в основном, в локальных вычислительных сетях. Базы данных с нормативно-справочной информацией не обеспечивают решение задач управления качеством образования.
В рамках создания ИАИС отрасли этот вопрос должен решатся путем создания проблемно-ориентированных баз данных и хранилищ информации на основе единых технологических решений, обеспечивающих взаимодействие телекоммуникационных технологий корпоративной сети с технологиями баз данных в интересах управления качеством образования.
В настоящий момент в большинстве российских высших учебных заведений информатизация административной, учебной и научной деятельности либо недостаточна, либо полностью отсутствует. Те же Вузы, в которых уже созданы отдельные модули, позволяющие автоматизировать определенные виды деятельности, используют каждый свои собственные подходы к решению проблемы. В результате складывается ситуация, при которой Вузы несут дополнительные издержки на разработку системы при отсутствии гарантий достижения поставленных целей, а используемые подходы зачастую несовместимы и осложняют задачу построения единого информационного пространства сферы образования.
На Российском рынке нет решения в области информационных систем управления, полностью готового к применению в системе высшего образования. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1.Ведущим направлением деятельности Вуза является учебный процесс. Большинство же представленных на рынке систем ориентированы на производство и торговлю. Функциональность, необходимая для учебного процесса, частично реализована в различных системах, разработанных в Вузах «под себя», однако общего решения не существует.
2.ИАИС для образования – распределенная система, поэтому особое значение следует уделить вопросам переноса данных между различными ее узлами (между Вузами и Министерством) и публикации информации в Internet для ее широкого использования.
3.ИАИС для образования – динамично развивающаяся система. Должны быть решены вопросы ведения самостоятельной доработки функциональности, как со стороны конкретного Вуза, так и в области общей функциональности системы. Важный вопрос – интеграция системы с существующими программными решениями на местах, поскольку это во многих случаях будет значительно дешевле, чем повторная разработка в рамках системы.

5. Требования к ИАИС
5. 1. Системотехнические требования
Ключевыми требованиями к создаваемой системе являются:
ѕОткрытость, то есть совместимость со всеми современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей;
ѕИнтегрируемость, то есть система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи управления всеми аспектами деятельности Вуза, Министерства, отрасли;
ѕМасштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей;
ѕПереносимость, или способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;
ѕАдаптируемость, то есть возможность легкой настройки на нужды конкретной организации;
ѕРасширяемость – возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей;
ѕЛокализация, то есть поддержка национальных требований и стандартов в области бухучета, финансового контроля, документооборота, организации процесса обучения, особенностей Российской системы образования.
В основе подхода по реализации поставленной цели предлагается разработка стратегии построения на единой технологической базе, на основе единого ядра, в рамках единых стандартов единого информационного пространства, основанного на функционировании следующих основных взаимодействующих управленческих моделей:
ЁУправление процессом обучения.
ЁУправление качеством образования.
ЁУправление кадрами.
ЁУправление бухгалтерским учетом.
ЁУправление экономикой и финансами.
ЁУправление трудом и заработной платой.
ЁУправление научными исследованиями.
ЁУправление социальным развитием.
ЁУправление материально-техническим снабжением.
ЁУправление делами.
ЁУправление проектами.
Для взаимодействия управленческих моделей соответствующих структур, составляющих ИАИС, недостаточно обмена информацией, как бы полна и своевременна она не была. Дело в том, что использование этой информации имеет принципиальный характер – на ее основе принимаются решения, затрагивающие интересы больших коллективов людей и организаций, Такие решения всегда оформляются в виде документов, и принимаются на основе документов. Поэтому положение о том, что система интегрирующая информацию о функционировании управляющих моделей, должна оперировать не только данными, а, главным образом, документами – это основная из принципиальных идей предлагаемого подхода к созданию ИАИС.
Реализация поставленных задач на базе перечисленных управленческих моделей позволит:
-улучшить контроль и взаимодействие по всей вертикали Министерство – образовательное учреждение;
-повысить экономическую эффективность управления Вузами и Министерством;
-улучшить планирование и контроль использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов;
-привести в соответствие национальным и международным стандартам порядок и формы ведения бухучета, администраитвно-хозяйственной деятельности, документации и отчетности;
-гарантировать защиту интеллектуальной собственности;
-привлечь дополнительные источники финансирования образовательных и научно-исследовательских проектов за счет повышения контроля адресности использования выделяемых средств;
-создать условия для «комерциализации» научных исследований;
-автоматизировать документооборот и отчетность, существенно сократить объем трудоемких рутинных операций, сократить количество ошибок, допускаемых при ручной обработке информации.

5.2. Требования к платформе
Разработку информационной системы целесообразно начинать с анализа существующей аппаратно-программной и телекоммуникационной инфраструктуры ИАИС как наиболее важной системообразующей составляющей, опирающейся на апробированные промышленные технологии и гарантированно реализуемой в разумные сроки в силу высокой степени определенности, как в постановке задачи, так и в предлагаемых решениях. Одновременно необходимо провести исследования и осуществить разработки, насыщающие систему прикладной функциональностью (то есть поэтапно внедрять подсистемы на основе предложенных управленческих моделей - финансового учета, управления кадрами и т.д.). Далее, прикладные программные системы будут распространены и на другие, первоначально менее значимые области управленческой деятельности.
В этом контексте особенно важными становятся:
ѕширокий спектр готовых к применению промышленных прикладных систем для различных областей управленческой деятельности (как правило, предлагаемое одной компанией);
ѕвысокая степень компонентности таких решений (не обязательно внедрять сразу всю систему целиком - можно начать с отдельных, наиболее приоритетных направлений деятельности управлений и департаментов в цепочке «Министерство-Вуз»);
ѕсоздание отраслевого решения на основе единого, стандартного и открытого системного фундамента; как правило, в качестве такого фундамента выступают: современная реляционная СУБД как средство централизации данных, распределённая технология сбора данных на основе недорогих масштабируемых продуктов, таких как Lotus Notes (Domino) и открытая, масштабируемая, интегрированная, адаптируемая система управления ресурсами предприятия, такая, например, как SAP R/3.
В результате специального обследования имеющихся на сегодняшний день систем, наиболее адекватных поставленным задачам, с учетом перспектив развития технического прогресса должны быть сформулированы четкие требования к выбираемой платформе для построения системы. Тем не менее, уже на данном этапе можно уверенно сформулировать основные требования к системе и продуктам, на основе которых подобную среду можно реализовать.

5.3. Общие технические требования
Разрабатываемая система должна удовлетворять следующим требованиям:
·интегрировать в единой среде задачи управления всеми аспектами деятельности Вуза, Министерства, отрасли;
·обеспечивать построение единого информационного пространства при взаимодействии Министерства образования и Вузов; наладить документооборот, формировать и контролировать бюджеты проектов по всей вертикали Министерство-ВУЗ;
·иметь опыт мирового внедрения, в первую очередь – в образовательных учреждениях высшей школы;
·иметь опыт внедрения на российских предприятиях, быть адаптированной к Российскому законодательству;
·поддерживать бухгалтерский учет и финансовый контроль как в соответствии с требованиями законодательства РФ, так и в соответствии с международными стандартами (это особенно важно ввиду проводимых Минфином РФ работ по переводу бухгалтерского учета на международные стандарты);
·(ежедневный) оперативный контроль движения финансовых средств, оценка ликвидности различных видов платежных средств.
5.4. Требования к аппаратно - программным средствам
Аппаратно-программные средства системы должны создаваться на передовых мировых технологиях в сфере телекоммуникаций и автоматизации управления и удовлетворять следующим основным требованиям:
ѕподдерживать возможность хранения в единой базе данных больших объемов информации (комплексность, единство БД), обеспечивать возможности функционального расширения и наращивания мощности (расширяемость и масштабируемость);
ѕподдерживать распределенную обработку информации, доступ к ресурсам системы как по локальной сети, так и через Internet;
ѕиспользовать единую систему классификации и кодирования (унифицированность);
ѕиметь встроенные средства оперативной аналитической обработки данных;
ѕфункционировать в гетерогенных средах и на различных аппаратных платформах (многоплатформенность);
ѕобеспечивать взаимодействие и совместимость с различными программными продуктами, уже используемыми в высших учебных заведениях (открытость и интегрируемость);
ѕобеспечивать высокую надёжность и устойчивость к сбоям;
ѕобеспечивать непротиворечивость и полноту хранимой информации (целостность);
ѕобеспечивать надлежащий уровень защиты и конфиденциальности передаваемых данных (безопасность);
ѕподдерживать возможность модернизации в процессе эксплуатации.

6.Основные задачи реализации ИАИС
Создание ИАИС предполагает использование значительного количества готовых решений в области разработки, внедрения и эксплуатации информационных технологий в сфере образования. Анализ, систематизация и грамотное применение всей совокупности наработанных информационных технологий позволит реализовать данный проект в реальные сроки, с учетом ограниченных финансовых ресурсов. Для реализации поставленных целей создания ИАИС необходимо инициировать ряд проектов, каждый из которых должен решить соответствующие вопросы:
1.Предпроектное обследование образовательных учреждений с целью построения инфологических моделей функционирования Вузов и Министерства образования РФ, взаимодействия Министерства и Вузов между собой и с внешними организациями. Этот этап стратегически важен, так как от него зависит направление и ход дальнейшей реализации системы. В рамках обследования подразделений Министерства и ВУЗов необходимо решить следующие задачи:
ѕпровести обследование Вузов и Министерства образования, уделив особое внимание процессам, связанным с основной деятельностью отрасли;
ѕразработать обобщенную модель основных организационных структур Вуза и Министерства образования РФ;
ѕразработать модель информационных потоков Вуза и Минобразования РФ;
ѕразработать модель основных финансовых потоков Вуза и Минобразования РФ;
ѕопределить основные блоки хозяйственных операций Вуза и Министерства и их отражение в бухгалтерском учете;
ѕопределить основные формы отчетности Вуза перед вышестоящими организациями и государственными органами;
ѕопределить степень автоматизации учебного, управленческого процесса, бухгалтерского учета и документооборота подразделений Минобразования и Вузов;
ѕопределить функциональные требования к автоматизированной информационно-управляющей системе Министерства;
ѕразработать предложения по созданию интегрированной отраслевой информационной системы.
2.Анализ существующего состояния автоматизации Вузов и Министерства, анализ имеющихся ресурсов, выбор оптимального пути развития информационной и материально-технической базы.
3.Разработка системы классификации информационных ресурсов, доступных через средства телекоммуникаций в составе ИАИС.
4.Проведение обследования современного состояния рынка информационных технологий с целью выработки требований к отраслевой информационной системе и критериев для выбора оптимальной программно-аппаратной платформы для ее построения.
5.Разработка унифицированного прототипа адаптируемого, интегрированного и масштабируемого «вузовского» модуля ИАИС, как типовое решение для внедрения в российские Вузы. Разработка типового проекта на внедрение системы.
6.Внедрение и пилотная эксплуатация прототипа системы в базовых организациях.
7.Проведение сравнительного анализа с существующими аналогами информационных систем зарубежных стран.
8.Выбор базовых центров обучения, разработка методики и проведение обучения персонала для внедрения и использования системы.

7. Заключение
Ключевым фактором построения ИАИС является единая техническая политика и использование единых стандартов при интеграции составляющих подсистем и компонентов. Именно это предопределяет возможность эффективного их сопряжения и позволяет сформировать единый взгляд на систему и ее архитектуру, разработать общий подход для ее определения и описания, создания и функционирования.
Учитывая широкомасштабный характер создаваемой системы и необходимость получения результатов в кратчайшие сроки, целесообразно предусмотреть параллельное проведение работ по созданию крупных системных блоков, компонентов программного и информационного обеспечения, средств связи и передачи данных. При этом следует исходить из того, что создание физической сети является наиболее приоритетной задачей и концептуально сводится к следующим работам:
- развитие отраслевой опорной сети Минобразования;
- развитие телекоммуникационной подсети управления образованием;
- использование в телекоммуникационных сетях волоконно-оптических компонентов;
- повышение эффективности использования средств доступа к информационным ресурсам корпоративных сетей и Internet.
Одним из основных факторов, определяющих успешное выполнение работ по информатизации индустрии образования, является дальнейшее плановое оснащение учреждений и организаций системы образования средствами вычислительной техники, лицензионно чистыми программными средствами, продуктами информационного обеспечения (базы данных и СУБД), коммутационным и каналообразующим оборудованием телекоммуникационной сети, обеспечивающих формирование высокоскоростных каналов связи (2,10 и более Мбит/с).
В целях координации работ по развертыванию элементов ИАИС Минобразования целесообразно назначить головные организации, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, а также накопившие опыт разработки и внедрения отдельных компонентов корпоративных сетей в сфере образования. К практическому выполнению этих работ должны быть привлечены отраслевые университеты, региональные центры НИТ, государственные и негосударственные предприятия и организации с опытом указанных работ.
novichok вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.07.2005, 11:37   #5
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
По умолчанию Диссертации по IT

Прочитал... впечатляет.
Не знаю как с точки зрения модели, но с точки зрения
разработки системы на ее базе - это работа явно не
для одного человека и далеко не на один год.

В моем ВУЗе разрабатывали несколько информационных
систем, и то лишь для управления внутри одно ВУЗа!
Систему разрабатывали лет 5-6, команда программистов
и аналитиков около 25-30 человек. Я не представляю,
сколько времени и народу понадобится для подъема
подобной задачи на уровне всех ВУЗ-ов страны...
В одиночку - unreal...

Я думаю в Англии тоже отнюдь не один человек и
отнюдь не один год потел при разработке их системы.

Легко сказать: Система управления ВУЗ-ами страны на базе
новой более совершенной управленческой модели...
Похоже вы и ваш супервайзер слабо представляете
масштаб работы и пытаетесь объять необъятное.

Будьте скромнее, возьмите задачу поменьше, поуже.


Добавлено

Я могу ошибаться, но:

Не исключено что супервайзер надеется, что халявные
русские гении (вы и возможные ваши помощники)
ему тут родят супер-систему, а он потом заявит,
что все права на систему принадлежат ему лично,
(а как же? на то он и супервайзер, биг-босс) или на
худой конец, его фирме, и будет систему за бешеные
бабки продавать вашей же стране...


Добавлено

Я в свое время по молодости и по глупости схватился за большую
задачу в компьютерных сетях, потом оценил масштабы и более
трезво оценил свои силы, и в результате сузил свою тему:
не "решение задачи" вообще, а "решение задачи при
таких-то конкретных технологиях" и жить стало проще.


Добавлено

Я не специалист в управлении, но могу попробовать
предложить объект и предмет исследования:

Пусть,
Объект: *эффективность диссертационного делопроизводства

Предмет: зависимость эффективности диссертационного *
* * * * * * * *делопроизводства от схемы взаимодействия ВУЗ-ов и ВАК.

Тогда, * * * * * *
Тема: Разработка методики повышения эффективности
* * * * *диссертационного делопроизводства на основе
* * * * *оптимизации схемы взаимодействия ВУЗ-ов и ВАК

Нужно будет родить достоверную модель, отражающую
зависимость эффективности делопроизводства от схемы
взаимодействия. А когда уже модель получена, то знаем
какой должна быть схема, чтобы эффективность была
выше, и можно предлагать методику (инструкцию по тому
как сделать, чтобы эффективность повысилась) на базе
полученной модели (знание о том, как эффективность
зависит от схемы взаимодействия).

Задача вполне подъемная,
но все же не советую брать эту тему дословно
Это всего лишь пример...
Выберите что-нибудь аналогичное по масштабу.

Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.11.2005, 14:07   #6
Evgene
Newbie
 
Регистрация: 05.11.2005
Сообщений: 1
По умолчанию Диссертации по IT

Здравствуйте!
С интересом прочитал диалог на актуальную для меня тему.

Прошу вас, если это не затруднительно, помочь мне в аналогичной ситуации.

Немного конкретики:

В аспирантуре 2-ой год. Все это время посвятил сдаче экзаменов и основной работе. В написании диссертации не продвинулся.
В настоящее время вопрос насущен.

Первично была выбрана тема оптимизация информационных ресурсов в сфере образования методами линейного программирования.
Новое я так понимаю в ней было создание модели образовательных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа и возможные пути оптимизации этой конкретной модели.

Тема не получила развития, так как увлекся основной работой, где сменил тему и попал на удочку "банальной ошибки диссертанта" (первый пост темы).
И описанная в первом посте ситуация повторилась почти в полном соответсвтии. Принял инженерное решение за диссертационную работу.

После того, как руководитель дал явно понять мою ошибку, оказался на распутье:
Выбор:
1. Вернуться к старой теме (чего не хочется из соображений личной заинтересованности).
2. Подогнать свои разработки под требования к диссертационной работе (аналогично вышеподсказанному варианту).

Именно ко второму случаю прошу вашего совета:

Была разработана и внедрена гибридная система для функционирования органов власти автономного округа.

Состоит из сервисов: Документооборота, Почтового, Удостоверяющего центра (ЭЦП), системы электронной торговли и системы информационных ресурсов органов власти. Инженерное решение на платформе Sun с выделенными внутренним и внешними сегментами, удаленными системами.

Трудности: Сформулировать научную основу работы.

Прошу понять меня правильно, вопрос задан не из лени обдумать все самому, нужна точка зрения эксперта, чтобы понять и определить для себя в какую конкретно сторону двигаться не распыляясь на, допустим, "модель функционирования региональных органов власти", что было описано выше, как "недооценка масштабов и переоценка сил".
Буду благодарен за ответ.
Evgene вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.11.2005, 12:34   #7
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
По умолчанию Диссертации по IT

Evgene

Масштаб и сложность разработанной системы впечатляет.
Подогнать научную основу под уже готовое распределенное
клиент-серверное программное обеспечение невозможно,
поскольку в разработке системы никакой науки не было.

Могу посоветовать попробовать соорудить какую-то оптими-
зационную модель. Попробуйте выделить какие-то критерии
качества гибридной системы (время реакции системы, время
обработки запросов и т.п.). Далее посмотрите от чего они
зависят (от характеристик и структуры компьютерной сети,
от модели информационных процессов, структры БД и т.п.).
Посмотрите какие ограничения накладываются (временные,
финансовые, технические). В результате соорудить некоторую
оптимизационную модель. На ее базе предложить какую-то
методику по проектированию гибридных систем при тех или
иных начальных условиях. И ваша разработанная система в
данном случае будет лишь одним из практических примеров
реализации системы, спроектированной по вашей методике.

В общем сами понимаете, цель диссертации не разработка
конкретной системы (какой бы она сложной не была), а как
минимум, разработка научно-обоснованного аппарата по
созданию таких систем. То есть, не решение конкретной
частной задачи (инженерная задача), а разработка модели
этой задачи и метода ее решения (это уже диссертация).

Очевидно, такая работа, я боюсь, неподъемная. И поэтому
может стоит попытаться создать модель и метод решения
для задач проектирования не целиком гибридных систем, а
только какой-то их части, думаю это будет более реально.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.11.2008, 09:41   #8
rkhodjaev
Member
 
Аватар для rkhodjaev
 
Регистрация: 03.11.2008
Сообщений: 67
По умолчанию

PavelAR,
Да мне очень понравился Ваш первый пост, много чего уточнил теперь.
Сейчас я являюсь аспирантом 1-го курса, сдал 2-е минимумы пока..
Из-за основной работы не было так уж времени для написания работы. Поэтому пока мало чего делал. Выбрал я такую тему «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур» (объектом исследования у меня является банковские ИТ-инфраструктуры).
Вот не знаю насколько правильно я выбрал тему, и то что я буду делать считается ли новизной…?
Я сам работаю в банке.У нас и в остальных банках ИТ-сруктруры работают по разному, и многие сами не знают как должно правильно работать, точнее эффективнее.
Прочитал рекомендации от ITIL и MOF, и мне пришла такая идея. Как вы знаете, ITIL и MOF являются коллекциями наилучших практик, принципов и моделей, которые дают исчерпывающие руководства для достижения надежности, доступности, поддержки и управления решениями и сервисами производственных систем.
С помощью указанных методик можно планировать, развертывать, сопровождать, вносить изменения, а также улучшить ИТ-структуру, так как в ITIL’e и MOF’е более подробно расписаны многие вопросы по ИТ-структурам.
Но в ITIL и MOF есть некоторые недостатки, которые заключаются в том, что не одна из них не указывает свои рекомендации для ИТ в определенной отрасли. Каждая отрасль имеет свою специфику, что находит отражение в ИТ, поэтому применять эти методы, правила, а также рекомендации описанные в стандартах ITIL и MOF будет довольно сложно. Идея у меня заключается в том, что бы разрабатывать методы или методологии для анализа и оптимизации ИТ-инфраструктуры банков. При этом опираюсь на методы ITIL и MOF, а если в конкретной случае не найду подходящий метод в ITIL и MOF, то предлагать свои методы. В итоге получит, такой результат: разработка методов или методологии, которые помогут ИТ-структурам легко анализировать свои системы и улучшать.
rkhodjaev вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.11.2008, 21:49   #9
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от rkhodjaev Посмотреть сообщение
«Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур»
Я, так понимаю, оптимизация - имеется ввиду оптимизацию не конкретной какой-то
инфраструктуры, а исследование и разработка метода оптимизации, поэтому лучше
назвать тему, начиная со слов: "исследование и разработка метода оптимизации", и
тогда научность вашей работы для всех будет очевидна: исследуете существующие
методы оптимизации, выявляете их недостатки, неточности и даже неадекватности
и ставите научную задачу по разработке более точного и адекватного метода. И без
оптимизационной математической модели здесь точно не обойтись, рекомендации и
выводы должны не с неба падать, а выводиться на основе какой-либо матмодели...

Кроме того, все вообще IT-инфраструктуры это слишком широко, не стоит пытаться
объять необъятное, нужно ограничиться конкретным подклассом исследуемого клас-
са. Впрочем, вы и сами уточняете, что реально работаете только с банковскими ин-
фраструктурами, так что в теме это тоже следует отразить). На все случаи жизни
никому не под силу придумать адекватную во всех планах универсальную методику.
Более того, даже в подклассе банковских IT-инфраструктур, я не думаю, что вы ох-
ватите все его стороны (там много всего: топология кабельных соединений, тополо-
гия коммутации, топология маршрутизации, топология доменов безопасности, топо-
логия размещения сетевых ресурсов, топология пространства имен (DNS, к примеру)
и еще много других логических топологий), и всех их одновременно оптимизировать
проблематично, иными словами, следует также сузить предмет исследования: опти-
мизируйте какую-то конкретную топологию, или качественный параметр сети банка.

МOF и ITIL - это скорее свод общих пожеланий, выведенных из чисто практического
опыта, без какого-либо целенаправленного математического моделирования и экс-
периментального исследования. Да, на практике они местами где-то работают, ну а
где-то не очень, местами дают какие-то позитивные результаты, местами не дают.
А если дают, то не факт, что нельзя было получить ЛУЧШЕГО (какого-то более удач-
ного субоптимального, а если совсем повезет, то вообще глобально оптимального)
результата. Так что ITIL и MOF - это best practics и не более того, с наукой они не
имеют ничего общего. Но ими, тем не менее, пользуются, в силу отстутствия какой-
либо более строго обоснованной альтернативы, и к тому же большинству лень зани-
маться исследованиями на предмет того, в каких случаях насколько адекватны или
неадкватны те или иные пожелания ITIL / MOF. Вы, возможно, первый, кто усомнил-
ся в их абсолютной адекватности на все случаи жизни и это не может не радовать.
Однако, не хотелось бы, чтобы вы предложили в качестве альтернативы другой свод
аналогичных рекомендаций из серии "бабушка надвое сказала", который к тому же
еще окажется более противоречивым и неполным, и пополнит копилку IT-шаманов
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.11.2008, 12:50   #10
rkhodjaev
Member
 
Аватар для rkhodjaev
 
Регистрация: 03.11.2008
Сообщений: 67
По умолчанию

Здравствуйте Павел. Спасибо за отклик.
Выбор темы у меня был таковым.Руководитель попросил подумать над чем хочу работать, и сказал что бы я подготовил 3-4 варианта темы. Подготовил и ему понравился вариант «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур». Мне очень понравился ваша идея «исследование и разработка метода оптимизации», спасибо за хороший совет по названию темы.
Да, оптимизировать всю ИТ- инфраструктуру очень тяжело.Поэтому я в теме указал понятие «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур», так как MOF делить ИТ-инфраструктуру по функционалу на 4 части, как показано на рисунке.

Я сам работаю в части OPERATING и хочу оптимизировать подклассы OPERATING (System Administrator, Security Administrator, ….Job Scheduling)(я назвал систем администрирования OPERATING), а вот не знаю как доказать оптимизацию математическим методом. А есть общие методы оптимизации ИТ-инфраструктур, которых можно исследовать и оптимизировать?
Я хотел изучить методы, и обосновать как-нибудь в том, что они в каких-то случаях не точны, или же неадекватны. И хотел для таких обстоятельств , предложить свою методику.
Я не знаю точно, с ваших слов значит,что ITIL и MOF не считаются методами оптимизации, и бессмысленно будет над ними работать в научной сфере?
rkhodjaev вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Текущее время: 17:33. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»
Рейтинг@Mail.ru