![]() |
|
![]() |
#1 |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
|
![]()
По мнению профессорско-преподавательского состава IT-кафедр
в последние несколько лет подавляющее большинство студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, обучающихся по информационным технологиям, представляют свои квалификационные работы следующим образом: Дипломная работа в большинстве случаев – небольшая программка на каком-нибудь языке, снимки окон и в среднем 60-100 страниц “воды”. Для “продвинутых” работ – возможно, несколько таблиц и графиков. А если уж в работе есть пара формул – то это уже, безусловно, “блестящая” работа. Магистерская – программка чуть больше (примерно на 20%-30%, чем в дипломах) и “воды” в среднем 80-120 страниц. Опционально: таблицы, графики, формулы. Кандидатская – программка, как минимум, в 2-3 раза больше, чем в среднестатистическом дипломе или магистерской диссертации. “Воды”: 120-150 страниц. Чтобы особо не придирались, так уж и быть, вставляют несколько таблиц, графиков и формул. Особенно забавно смотрятся формулы и математические описания. Подход такой: раз обязательно требуют наличие математики, то рисуют многоэтажные формулы из книг, не имеющие вообще никакого отношения к теме диссертации. Аттестационные комиссии и кафедральные советы были весьма и весьма терпимы к этому, но в последнее время ситуация стала меняться (лично на себе пришлось ощутить “прелести” изменений). Поскольку уж старшему поколению сложно угнаться за стремительно развивающимися технологиями, то оно стало все чаще и чаще прибегать к своему старому испытанному и безотказно работающему козырю – требованию к научной обоснованности. К счастью, в дипломных работах этого не требуют – поскольку это инженерная работа, в которой просто решается конкретная задача с помощью какого-либо известного метода или методики и не более того. А вот диссертация – это по определению научно-квалификационная работы, и тут есть к чему придраться. В таких ситуациях магистранты и аспиранты выглядят очень грустно и бледно. Основная ошибка многих диссертантов (магистрантов, соискателей, аспирантов) – инженерный подход к написанию диссертации: “есть задачка, надо написать программку решающую эту задачку (реже спроектировать сеть или еще реже спаять железку в соответствии с техническим заданием)”. То есть, основным результатом своей работы диссертант считает конкретный продукт – чаще всего компьютерную программу (реже сеть, еще реже железку). Написав программку, добавив к ней требуемый объем “воды”, диссертант, искренне уверенный в своей непоколебимой правоте, гордо демонстрирует свой труд и совершенно не понимает, почему к нему так привязываются, требуют какую-то непонятную “научную новизну”, заставляют переделать чуть ли не всю работу, требуют модель, экспериментальные данные и т.п. Ошибка диссертанта банальна до безобразия: просто он толком не знает значения слова “диссертация”. Dissertatio – в переводе с латинского означает исследование. Результатом исследований должно являться новое научное знание. Если в диссертации нет нового научного знания – то это дипломная или курсовая работа, но не более того. Диссертант должен получить и обосновать не новую программку, сеть или железку, а новое научное знание о них. Программки, сети или железки – для диссертанта это объект исследований, но никак не результат, не цель. Также довольно часто какие-то программки, сети или железки могут выступать в роли вспомогательного инструмента при исследовании, но и в таком случае они являются лишь средствами для исследований, но никак не целью и не результатами. Диссертант должен выбрать конкретный объект исследования и получить какое-то новое научное знание о нем, и то, что он пытается узнать об исследуемом объекте – называется предметом исследования. Объект, как правило, обладает рядом атрибутов (свойств), которые каким-либо образом связаны друг с другом, более того, объект взаимодействует с другими объектами (окружающей средой) и его свойства также связаны с некоторыми свойствами других объектов (окружающей среды). Цель диссертант – выявить новую взаимосвязь свойств объекта или свойств объекта и окружающей среды, которая на сегодняшний день либо вообще была скрыта полностью, либо была известна, но была недостаточно точной и адекватной. Проще говоря, необходимо описать интересуемые диссертанта свойства объекта и окружающей среды и описать в математическом виде зависимости между этими свойствами, иными словами – получить математическую модель. А чтобы доказать, что зависимости верны, модель адекватна реальному объекту, нужно экспериментальное исследование. Тут-то диссертанту понадобятся так называемые методы исследований. На сегодняшний день чаще всего делается так: модель реализуется в виде программы, и затем проводятся эксперименты с программной моделью и с реальным объектом и сравниваются результаты, чем меньше расходятся результаты, тем точнее модель. А уж когда модель (знание о взаимосвязи свойств объекта и свойств окружающей среды) получена и ее адекватность доказана, на базе нее можно предлагать какие-то методы или методики по анализу, синтезу объекта или управлению объектом. То есть, как только разобрались в том, как объект взаимодействует с другими объектами, и как его свойства и свойства других объектов взаимосвязаны, то можно: - Управлять объектом, заставляя нужные свойства принимать нужные значения. - Синтезировать объект с нужными свойствами, с нужным поведением в окружающей среде. - Быстро и эффективно анализировать свойства и поведение объекта (поскольку известно что, как и от чего зависит). Именно модель и есть то самое научное знание, которое ждут от диссертанта. Именно полученное научное знание должно быть актуальным, новым и иметь практическую ценность и именно оно должно являться результатом диссертации. Другое дело, что, получив новое знание, на базе него можно предлагать научно-обоснованные методы, методики или рекомендации по правильному и эффективному анализу, синтезу объекта или управлению объектом. Методы, методики или рекомендации, строго базирующиеся на математической модели, достоверность и адекватность которой доказана, также считается основным результатом диссертации. |
![]() |
![]() |
Реклама | |
|
![]() |
#2 |
Newbie
Регистрация: 20.06.2005
Сообщений: 9
|
![]()
Спасибо вам... Очень полезная информация для меня....
У меня сложилась следующая ситуация: Мой супервайзер как бы слегка настаивает на том, чтобы я провел исследование именно в системе управления ВУЗами. То есть говорит чтобы я изучил систему в Англии и на ее основе создал систему для своей страны. И я примерно представляю алгоритм моих действий, например в таком порядке: 1. Пошел в Мин Образование Англии и изучил систему 2. Разработал метод оценки отдельных технологии 3. Применил этот метод в извлечении моделей отд. технологии 4. Разработал систему для своей страны 5. Описал все это но я не вижу научной новизны... посоветуйте пожалуйста как быть? |
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
|
![]()
Немного недопонял вас, особенно фразу:
"метод в извлечении моделей отд. технологий..." Поясните, плиз. Мое мнение, что вся система и есть реализация какой-то большой сложной модели... В Англии сейчас своя модель, в Узбекистане - своя. Ваша задача - не банально перенести английскую модель на Узбекистан (здесь точно никакой новизны нет, всего лишь дополнительная программная реализация и применение известного научного знания в другой географической точке). Изучите английскую модель, изучите узбекскую модель, выясните их плюсы и минусы, и то, чем они пренебрегают. Постарайтесь построить более совершенную модель, в которой меньше недостатков и пренебрежений, чем в тех двух моделях и докажите ее достоверность. Самое главное, помните, что в первую очередь нужно получить новое научное знание, доказать его достоверность, а потом уже все остальное... А вообще я подумаю над вашей проблемой, но вы должны мне дать больше информации, чтобы я мог помочь вам. |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 | ||
Newbie
Регистрация: 20.06.2005
Сообщений: 9
|
![]() Цитата:
Цитата:
Вот концепция разработанная российскими специалистами: 1. Основные положения Ближайшей стратегической целью научно-технической и финансовой политики Минобразования РФ в области информатизации следует рассматривать создание отраслевой интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы. Одним из ключевых компонентов общей системы образования должна стать вертикаль «Министерство образования – Вузы», опирающаяся на отраслевую информационную систему, развернутую в Вузах и Министерстве, и взаимодействующую через среду общего доступа. В условиях современного общества, в котором лидирующие позиции любой организации, в том числе высшего учебного заведения, определяются в первую очередь его возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации, огромную важность приобретает грамотное использование передовых достижений в сфере информационных технологий. В силу ряда проблем и сложившихся подходов к построению информационных систем в образовательных учреждениях (неопределенность задач, разобщенность, несовместимость платформ, техническое несовершенство и недокументированность решений и т.п.) складывается ситуация, при которой образовательные учреждения несут дополнительные издержки на разработку собственных систем при отсутствии гарантий достижения поставленных целей. При этом, используемые подходы зачастую несовместимы и не позволяют построить единое информационное пространство, удобное как для образовательных учреждений, так и для Министерства образования РФ, заинтересованного в эффективном управлении и контроле использования всех имеющихся ресурсов. Создание ИАИС, строящейся на единых принципах и общепринятых стандартах, позволяет решить эти и многие другие проблемы. ИАИС по своему уровню в классификации информационных систем является системой корпоративного типа. В ее составе можно выделить две относительно независимые составляющие. Первая представляет собой собственно компьютерную инфраструктуру отрасли образования в широком смысле этого слова (сетевая, телекоммуникационная, программная, информационная, организационная инфраструктура - то есть то, что определяет обобщенное название ИАИС). К ней относятся объекты инфраструктуры информатизации образования (РЦИ, ЦНИТы, Центры Internet и WWW-серверы ВУЗов), интегрированная транспортная сеть (RBNet, RUNNet, RELARN-IP) и центры высокопроизводительных вычислений продвинутых ВУЗов. Она имеет долговременный характер, т. к. создается на многие годы вперед, а затраты на ее создание настолько велики, что практически исключают возможность полной или частичной переделки уже созданного. Вторая составляющая ? функциональные подсистемы ИАИС, обеспечивающие решение задач отрасли образования и достижение ее целей на основе разрабатываемых управленческих моделей. Эта составляющая изменчива по своей природе, т. к. в деятельности отрасли образования постоянно происходят более или менее существенные изменения, которые должны быть отражены и в функциональных подсистемах на основе управленческих моделей. Если первая отражает системно-техническую сторону любой информационной системы, то вторая целиком относится к прикладной области и в значительной степени зависит от специфики задач отрасли образования. Одним из необходимых условий реализации этой составляющей является проведение обследований с целью построения инфологических моделей процессов, отражающих суть функционирования системы образования. Создание, эксплуатация и организация жизненного цикла системы такого масштаба - сложная организационная, техническая и технологическая задача, что обусловливает целесообразность поэтапной разработки системы, решая задачи получения на каждом этапе законченного продукта (очереди ИАИС), который будет последовательно модифицироваться и наращиваться от этапа к этапу. Структурно первая очередь ИАИС включает пять подсистем: ·“Ядро администрирования ИАИС”. ·“Управление ВУЗами”. ·“Система образовательной статистики”. ·“Качество управления и развития отраслевой системы сертификации средств информатизации”. ·“Управление научно-исследовательскими работами” Взаимная увязка указанных подсистем и органическое объединение в единую систему достигается на основе организационной, функциональной, технической, программной и информационно-лингвистической совместимости. Только на таких условиях может быть обеспечено ее эффективное функционирование. Построение ИАИС на всех уровнях должно выполнятся с учетом принципов управления качеством и обеспечения качества в рамках международных стандартов семейства ИСО 9000. 2. Цели и задачи Главной целью создания ИАИС является обеспечение Министерства образования эффективным средством информационной поддержки формирования, контроля и реализации государственной политики в сфере образования. Она может быть достигнута в результате: qСоздания единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры ИАИС. qСоздания и внедрения новых форм и методов в управлении Вузами России на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством Вуза. qКардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения. qВведение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов. qАвтоматизации и повышения эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы. qСоздания инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями. Поэтапный ввод системы позволит решить следующие задачи общегосударственного управления: ·перейти к решению стратегической задачи современного этапа развития мирового сообщества – создание условий перехода к открытому образовательному пространству; ·обеспечить требуемое качество управления отраслью; ·повысить оперативность и эффективность взаимодействия Министерство – учреждения образования; ·повысить управляемость качеством обучения; ·повысить экономическую эффективность сферы образования; ·создать систему образовательной статистики сферы образования; ·осуществлять прогнозные оценки развитие отрасли; ·cоздать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования развития отрасли. Проблема создания ИАИС разбивается на следующие составляющие: 1. Построение единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей надежный и оперативный обмен информацией между подразделениями Министерства, Вузами и сторонними организациями. 2. Разработка отраслевых стандартов построения и развития информационных систем для обеспечения совместимости, преемственности и эффективности принимаемых решений. Все программно-аппаратные решения, используемые в отрасли, должны соответствовать указанным стандартам, включая требования к организации распределенного хранения и обмена информацией, государственным и международным стандартам, требованиям по защите информации и режимности доступа. 3. Построение инфологических моделей функционирования подразделений Министерства, образовательных и подведомственных учреждений различного типа. 4. Создание на базе разработанных стандартов и моделей унифицированного прототипа адаптируемой интегрированной и масштабируемой информационной системы, как типового решения для тиражирования в российских образовательных учреждениях. 5. Разработка средств анализа и поддержки принятия решений во всех сферах деятельности Министерства и Вузов. 3. Особенности сферы образования, как объекта автоматизации Предлагаемый подход к комплексной информатизации образования базируется на разработку ИАИС как базовой несущей конструкции современной отрасли образования, нуждающейся в построении информационной системы в целях, прежде всего, эффективного, надежного и оперативного управления. В этом контексте отрасль образования, представляет собой стабильную многопрофильную по функциям управления, территориально распределенную структуру, обладающую всеми необходимыми системами жизнедеятельности и функционирующую на принципах децентрализованного управления (последнее означает, что принятие решений оперативного и тактического характера делегировано в учреждения образования на местах). Выделим основные характеристики отрасли образования. В целом они типичны для представителя семейства больших организаций и представляют предмет анализа именно в этом качестве. Масштабы и распределенная структура. Отрасль включает множество организаций и учреждений системы образования, включая Министерство, ВУЗы, ссузы и т.д., расположенных по всей территории Российской Федерации. Широкий спектр подотраслей и направлений деятельности, подлежащих автоматизации. В рамках создания информационной системы отрасли планируется автоматизировать целые направления ее деятельности на основе предложенных управленческих моделей - бухгалтерский учет, управление финансами, капитальное строительство и управление проектами, материально-техническое и информационное обеспечение, управление образованием и кадрами, внешнеэкономические связи и ряд других направлений. Организационно-управленческая структура отрасли. Организации и учреждения системы образования в составе отрасли обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики автоматизации управления. Разнообразие парка вычислительных средств, сетевого оборудования и, в особенности, базового программного обеспечения. Большое количество приложений специального назначения. В отрасли эксплуатируется большое количество разнообразных приложений специального назначения, созданных на основе различного базового программного обеспечения. В рамках сформулированной концепции, создаваемая ИАИС должна стать для сферы образования: ·во-первых, стратегической системой жизнедеятельности и функционирования ·во-вторых, эффективной средой централизованных коммуникаций. 4. Краткий анализ состояния информатизации сферы образования Сфера образования России сегодня объединяет более 140 тысяч образовательных учреждений всех уровней, в которых обучается свыше 38 млн. человек, что составляет более четверти всего населения страны. Её материально-техническая база, в том числе и база информатизации находятся в неудовлетворительном состоянии. Все это требуют безотлагательного решения проблем отрасли на основе индустриального подхода. Положение дел в сфере образования напрямую зависит от эффективности управления отраслью, что возможно только путем развития информационного обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях России путем создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам отраслевой корпоративной сети, а также организации информационного обеспечения управления качеством образования. В настоящее время в сфере образования проводятся определенные работы по внедрению современных средств телекоммуникаций и обмена информацией, методов и средств доступа к удаленным базам данных и знаний с использованием компьютерных систем. Для реализации телекоммуникационных потребностей Минобразования РФ развернуты опорные телекоммуникационные узлы, проложены отдельные участки волоконно-оптических линий связи, обеспечивающие доступ к Internet целому ряду абонентов, используются телекоммуникационные и информационные ресурсы и возможности Центров информатизации некоторых ВУЗов и НИУ Минобразования. В инфраструктуру корпоративной сети системы образования включены сегменты уже существующих сетей таких как RELARN, RBNet, RUNNet и других, с опорными узлами на основе РЦИ, ЦНИТов и университетских узлов Internet. Начато использование узлов доступа, созданного высокоскоростного (34-155Мбит\c) сегмента АТМ-сети на линии Москва - С.-Петербург. Узлы доступа, оснащенные АТМ-коммутаторами, позволяют подключенным учреждениям образования пользоваться высокопроизводительными приложениями и мультимедиа ресурсами. При создании образовательных сетей нового поколения в качестве базовой технологии передачи всех видов информации рекомендовано использование АТМ-технологии, которая уже применяется как в пилотных, так и в продуктивных сетях передачи информации, начиная от академических компьютерных сетей и заканчивая сетями крупных телеоператоров. В плане информатизации индустрии образования остро встает вопрос информационного обеспечения управления качеством образования. Структура хранимой информации, используемой в процессе управления, должна соответствовать организационно-управленческой структуре отрасли, ее функциональности, распределению функций, финансовым технологиям и схемам, а также существующей технологии документооборота. Она должна быть адаптируемой к изменениям в деятельности отрасли в технологическом и информационном плане. Эксплуатируемые в настоящее время проблемно-ориентированные базы данных реализованы в виде информационно-аналитических систем управления Министерства и функционируют, в основном, в локальных вычислительных сетях. Базы данных с нормативно-справочной информацией не обеспечивают решение задач управления качеством образования. В рамках создания ИАИС отрасли этот вопрос должен решатся путем создания проблемно-ориентированных баз данных и хранилищ информации на основе единых технологических решений, обеспечивающих взаимодействие телекоммуникационных технологий корпоративной сети с технологиями баз данных в интересах управления качеством образования. В настоящий момент в большинстве российских высших учебных заведений информатизация административной, учебной и научной деятельности либо недостаточна, либо полностью отсутствует. Те же Вузы, в которых уже созданы отдельные модули, позволяющие автоматизировать определенные виды деятельности, используют каждый свои собственные подходы к решению проблемы. В результате складывается ситуация, при которой Вузы несут дополнительные издержки на разработку системы при отсутствии гарантий достижения поставленных целей, а используемые подходы зачастую несовместимы и осложняют задачу построения единого информационного пространства сферы образования. На Российском рынке нет решения в области информационных систем управления, полностью готового к применению в системе высшего образования. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1.Ведущим направлением деятельности Вуза является учебный процесс. Большинство же представленных на рынке систем ориентированы на производство и торговлю. Функциональность, необходимая для учебного процесса, частично реализована в различных системах, разработанных в Вузах «под себя», однако общего решения не существует. 2.ИАИС для образования – распределенная система, поэтому особое значение следует уделить вопросам переноса данных между различными ее узлами (между Вузами и Министерством) и публикации информации в Internet для ее широкого использования. 3.ИАИС для образования – динамично развивающаяся система. Должны быть решены вопросы ведения самостоятельной доработки функциональности, как со стороны конкретного Вуза, так и в области общей функциональности системы. Важный вопрос – интеграция системы с существующими программными решениями на местах, поскольку это во многих случаях будет значительно дешевле, чем повторная разработка в рамках системы. 5. Требования к ИАИС 5. 1. Системотехнические требования Ключевыми требованиями к создаваемой системе являются: ѕОткрытость, то есть совместимость со всеми современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей; ѕИнтегрируемость, то есть система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи управления всеми аспектами деятельности Вуза, Министерства, отрасли; ѕМасштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей; ѕПереносимость, или способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных; ѕАдаптируемость, то есть возможность легкой настройки на нужды конкретной организации; ѕРасширяемость – возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей; ѕЛокализация, то есть поддержка национальных требований и стандартов в области бухучета, финансового контроля, документооборота, организации процесса обучения, особенностей Российской системы образования. В основе подхода по реализации поставленной цели предлагается разработка стратегии построения на единой технологической базе, на основе единого ядра, в рамках единых стандартов единого информационного пространства, основанного на функционировании следующих основных взаимодействующих управленческих моделей: ЁУправление процессом обучения. ЁУправление качеством образования. ЁУправление кадрами. ЁУправление бухгалтерским учетом. ЁУправление экономикой и финансами. ЁУправление трудом и заработной платой. ЁУправление научными исследованиями. ЁУправление социальным развитием. ЁУправление материально-техническим снабжением. ЁУправление делами. ЁУправление проектами. Для взаимодействия управленческих моделей соответствующих структур, составляющих ИАИС, недостаточно обмена информацией, как бы полна и своевременна она не была. Дело в том, что использование этой информации имеет принципиальный характер – на ее основе принимаются решения, затрагивающие интересы больших коллективов людей и организаций, Такие решения всегда оформляются в виде документов, и принимаются на основе документов. Поэтому положение о том, что система интегрирующая информацию о функционировании управляющих моделей, должна оперировать не только данными, а, главным образом, документами – это основная из принципиальных идей предлагаемого подхода к созданию ИАИС. Реализация поставленных задач на базе перечисленных управленческих моделей позволит: -улучшить контроль и взаимодействие по всей вертикали Министерство – образовательное учреждение; -повысить экономическую эффективность управления Вузами и Министерством; -улучшить планирование и контроль использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов; -привести в соответствие национальным и международным стандартам порядок и формы ведения бухучета, администраитвно-хозяйственной деятельности, документации и отчетности; -гарантировать защиту интеллектуальной собственности; -привлечь дополнительные источники финансирования образовательных и научно-исследовательских проектов за счет повышения контроля адресности использования выделяемых средств; -создать условия для «комерциализации» научных исследований; -автоматизировать документооборот и отчетность, существенно сократить объем трудоемких рутинных операций, сократить количество ошибок, допускаемых при ручной обработке информации. 5.2. Требования к платформе Разработку информационной системы целесообразно начинать с анализа существующей аппаратно-программной и телекоммуникационной инфраструктуры ИАИС как наиболее важной системообразующей составляющей, опирающейся на апробированные промышленные технологии и гарантированно реализуемой в разумные сроки в силу высокой степени определенности, как в постановке задачи, так и в предлагаемых решениях. Одновременно необходимо провести исследования и осуществить разработки, насыщающие систему прикладной функциональностью (то есть поэтапно внедрять подсистемы на основе предложенных управленческих моделей - финансового учета, управления кадрами и т.д.). Далее, прикладные программные системы будут распространены и на другие, первоначально менее значимые области управленческой деятельности. В этом контексте особенно важными становятся: ѕширокий спектр готовых к применению промышленных прикладных систем для различных областей управленческой деятельности (как правило, предлагаемое одной компанией); ѕвысокая степень компонентности таких решений (не обязательно внедрять сразу всю систему целиком - можно начать с отдельных, наиболее приоритетных направлений деятельности управлений и департаментов в цепочке «Министерство-Вуз»); ѕсоздание отраслевого решения на основе единого, стандартного и открытого системного фундамента; как правило, в качестве такого фундамента выступают: современная реляционная СУБД как средство централизации данных, распределённая технология сбора данных на основе недорогих масштабируемых продуктов, таких как Lotus Notes (Domino) и открытая, масштабируемая, интегрированная, адаптируемая система управления ресурсами предприятия, такая, например, как SAP R/3. В результате специального обследования имеющихся на сегодняшний день систем, наиболее адекватных поставленным задачам, с учетом перспектив развития технического прогресса должны быть сформулированы четкие требования к выбираемой платформе для построения системы. Тем не менее, уже на данном этапе можно уверенно сформулировать основные требования к системе и продуктам, на основе которых подобную среду можно реализовать. 5.3. Общие технические требования Разрабатываемая система должна удовлетворять следующим требованиям: ·интегрировать в единой среде задачи управления всеми аспектами деятельности Вуза, Министерства, отрасли; ·обеспечивать построение единого информационного пространства при взаимодействии Министерства образования и Вузов; наладить документооборот, формировать и контролировать бюджеты проектов по всей вертикали Министерство-ВУЗ; ·иметь опыт мирового внедрения, в первую очередь – в образовательных учреждениях высшей школы; ·иметь опыт внедрения на российских предприятиях, быть адаптированной к Российскому законодательству; ·поддерживать бухгалтерский учет и финансовый контроль как в соответствии с требованиями законодательства РФ, так и в соответствии с международными стандартами (это особенно важно ввиду проводимых Минфином РФ работ по переводу бухгалтерского учета на международные стандарты); ·(ежедневный) оперативный контроль движения финансовых средств, оценка ликвидности различных видов платежных средств. 5.4. Требования к аппаратно - программным средствам Аппаратно-программные средства системы должны создаваться на передовых мировых технологиях в сфере телекоммуникаций и автоматизации управления и удовлетворять следующим основным требованиям: ѕподдерживать возможность хранения в единой базе данных больших объемов информации (комплексность, единство БД), обеспечивать возможности функционального расширения и наращивания мощности (расширяемость и масштабируемость); ѕподдерживать распределенную обработку информации, доступ к ресурсам системы как по локальной сети, так и через Internet; ѕиспользовать единую систему классификации и кодирования (унифицированность); ѕиметь встроенные средства оперативной аналитической обработки данных; ѕфункционировать в гетерогенных средах и на различных аппаратных платформах (многоплатформенность); ѕобеспечивать взаимодействие и совместимость с различными программными продуктами, уже используемыми в высших учебных заведениях (открытость и интегрируемость); ѕобеспечивать высокую надёжность и устойчивость к сбоям; ѕобеспечивать непротиворечивость и полноту хранимой информации (целостность); ѕобеспечивать надлежащий уровень защиты и конфиденциальности передаваемых данных (безопасность); ѕподдерживать возможность модернизации в процессе эксплуатации. 6.Основные задачи реализации ИАИС Создание ИАИС предполагает использование значительного количества готовых решений в области разработки, внедрения и эксплуатации информационных технологий в сфере образования. Анализ, систематизация и грамотное применение всей совокупности наработанных информационных технологий позволит реализовать данный проект в реальные сроки, с учетом ограниченных финансовых ресурсов. Для реализации поставленных целей создания ИАИС необходимо инициировать ряд проектов, каждый из которых должен решить соответствующие вопросы: 1.Предпроектное обследование образовательных учреждений с целью построения инфологических моделей функционирования Вузов и Министерства образования РФ, взаимодействия Министерства и Вузов между собой и с внешними организациями. Этот этап стратегически важен, так как от него зависит направление и ход дальнейшей реализации системы. В рамках обследования подразделений Министерства и ВУЗов необходимо решить следующие задачи: ѕпровести обследование Вузов и Министерства образования, уделив особое внимание процессам, связанным с основной деятельностью отрасли; ѕразработать обобщенную модель основных организационных структур Вуза и Министерства образования РФ; ѕразработать модель информационных потоков Вуза и Минобразования РФ; ѕразработать модель основных финансовых потоков Вуза и Минобразования РФ; ѕопределить основные блоки хозяйственных операций Вуза и Министерства и их отражение в бухгалтерском учете; ѕопределить основные формы отчетности Вуза перед вышестоящими организациями и государственными органами; ѕопределить степень автоматизации учебного, управленческого процесса, бухгалтерского учета и документооборота подразделений Минобразования и Вузов; ѕопределить функциональные требования к автоматизированной информационно-управляющей системе Министерства; ѕразработать предложения по созданию интегрированной отраслевой информационной системы. 2.Анализ существующего состояния автоматизации Вузов и Министерства, анализ имеющихся ресурсов, выбор оптимального пути развития информационной и материально-технической базы. 3.Разработка системы классификации информационных ресурсов, доступных через средства телекоммуникаций в составе ИАИС. 4.Проведение обследования современного состояния рынка информационных технологий с целью выработки требований к отраслевой информационной системе и критериев для выбора оптимальной программно-аппаратной платформы для ее построения. 5.Разработка унифицированного прототипа адаптируемого, интегрированного и масштабируемого «вузовского» модуля ИАИС, как типовое решение для внедрения в российские Вузы. Разработка типового проекта на внедрение системы. 6.Внедрение и пилотная эксплуатация прототипа системы в базовых организациях. 7.Проведение сравнительного анализа с существующими аналогами информационных систем зарубежных стран. 8.Выбор базовых центров обучения, разработка методики и проведение обучения персонала для внедрения и использования системы. 7. Заключение Ключевым фактором построения ИАИС является единая техническая политика и использование единых стандартов при интеграции составляющих подсистем и компонентов. Именно это предопределяет возможность эффективного их сопряжения и позволяет сформировать единый взгляд на систему и ее архитектуру, разработать общий подход для ее определения и описания, создания и функционирования. Учитывая широкомасштабный характер создаваемой системы и необходимость получения результатов в кратчайшие сроки, целесообразно предусмотреть параллельное проведение работ по созданию крупных системных блоков, компонентов программного и информационного обеспечения, средств связи и передачи данных. При этом следует исходить из того, что создание физической сети является наиболее приоритетной задачей и концептуально сводится к следующим работам: - развитие отраслевой опорной сети Минобразования; - развитие телекоммуникационной подсети управления образованием; - использование в телекоммуникационных сетях волоконно-оптических компонентов; - повышение эффективности использования средств доступа к информационным ресурсам корпоративных сетей и Internet. Одним из основных факторов, определяющих успешное выполнение работ по информатизации индустрии образования, является дальнейшее плановое оснащение учреждений и организаций системы образования средствами вычислительной техники, лицензионно чистыми программными средствами, продуктами информационного обеспечения (базы данных и СУБД), коммутационным и каналообразующим оборудованием телекоммуникационной сети, обеспечивающих формирование высокоскоростных каналов связи (2,10 и более Мбит/с). В целях координации работ по развертыванию элементов ИАИС Минобразования целесообразно назначить головные организации, обладающие необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, а также накопившие опыт разработки и внедрения отдельных компонентов корпоративных сетей в сфере образования. К практическому выполнению этих работ должны быть привлечены отраслевые университеты, региональные центры НИТ, государственные и негосударственные предприятия и организации с опытом указанных работ. |
||
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
|
![]()
Прочитал... впечатляет.
Не знаю как с точки зрения модели, но с точки зрения разработки системы на ее базе - это работа явно не для одного человека и далеко не на один год. В моем ВУЗе разрабатывали несколько информационных систем, и то лишь для управления внутри одно ВУЗа! Систему разрабатывали лет 5-6, команда программистов и аналитиков около 25-30 человек. Я не представляю, сколько времени и народу понадобится для подъема подобной задачи на уровне всех ВУЗ-ов страны... В одиночку - unreal... Я думаю в Англии тоже отнюдь не один человек и отнюдь не один год потел при разработке их системы. Легко сказать: Система управления ВУЗ-ами страны на базе новой более совершенной управленческой модели... Похоже вы и ваш супервайзер слабо представляете масштаб работы и пытаетесь объять необъятное. Будьте скромнее, возьмите задачу поменьше, поуже. Добавлено Я могу ошибаться, но: Не исключено что супервайзер надеется, что халявные русские гении (вы и возможные ваши помощники) ему тут родят супер-систему, а он потом заявит, что все права на систему принадлежат ему лично, (а как же? на то он и супервайзер, биг-босс) или на худой конец, его фирме, и будет систему за бешеные бабки продавать вашей же стране... Добавлено Я в свое время по молодости и по глупости схватился за большую задачу в компьютерных сетях, потом оценил масштабы и более трезво оценил свои силы, и в результате сузил свою тему: не "решение задачи" вообще, а "решение задачи при таких-то конкретных технологиях" и жить стало проще. Добавлено Я не специалист в управлении, но могу попробовать предложить объект и предмет исследования: Пусть, Объект: *эффективность диссертационного делопроизводства Предмет: зависимость эффективности диссертационного * * * * * * * * *делопроизводства от схемы взаимодействия ВУЗ-ов и ВАК. Тогда, * * * * * * Тема: Разработка методики повышения эффективности * * * * *диссертационного делопроизводства на основе * * * * *оптимизации схемы взаимодействия ВУЗ-ов и ВАК ![]() Нужно будет родить достоверную модель, отражающую зависимость эффективности делопроизводства от схемы взаимодействия. А когда уже модель получена, то знаем какой должна быть схема, чтобы эффективность была выше, и можно предлагать методику (инструкцию по тому как сделать, чтобы эффективность повысилась) на базе полученной модели (знание о том, как эффективность зависит от схемы взаимодействия). Задача вполне подъемная, но все же не советую брать эту тему дословно ![]() Это всего лишь пример... Выберите что-нибудь аналогичное по масштабу. |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Newbie
Регистрация: 05.11.2005
Сообщений: 1
|
![]()
Здравствуйте!
С интересом прочитал диалог на актуальную для меня тему. Прошу вас, если это не затруднительно, помочь мне в аналогичной ситуации. Немного конкретики: В аспирантуре 2-ой год. Все это время посвятил сдаче экзаменов и основной работе. В написании диссертации не продвинулся. В настоящее время вопрос насущен. Первично была выбрана тема оптимизация информационных ресурсов в сфере образования методами линейного программирования. Новое я так понимаю в ней было создание модели образовательных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа и возможные пути оптимизации этой конкретной модели. Тема не получила развития, так как увлекся основной работой, где сменил тему и попал на удочку "банальной ошибки диссертанта" (первый пост темы). И описанная в первом посте ситуация повторилась почти в полном соответсвтии. Принял инженерное решение за диссертационную работу. После того, как руководитель дал явно понять мою ошибку, оказался на распутье: Выбор: 1. Вернуться к старой теме (чего не хочется из соображений личной заинтересованности). 2. Подогнать свои разработки под требования к диссертационной работе (аналогично вышеподсказанному варианту). Именно ко второму случаю прошу вашего совета: Была разработана и внедрена гибридная система для функционирования органов власти автономного округа. Состоит из сервисов: Документооборота, Почтового, Удостоверяющего центра (ЭЦП), системы электронной торговли и системы информационных ресурсов органов власти. Инженерное решение на платформе Sun с выделенными внутренним и внешними сегментами, удаленными системами. Трудности: Сформулировать научную основу работы. Прошу понять меня правильно, вопрос задан не из лени обдумать все самому, нужна точка зрения эксперта, чтобы понять и определить для себя в какую конкретно сторону двигаться не распыляясь на, допустим, "модель функционирования региональных органов власти", что было описано выше, как "недооценка масштабов и переоценка сил". Буду благодарен за ответ. |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
|
![]()
Evgene
Масштаб и сложность разработанной системы впечатляет. Подогнать научную основу под уже готовое распределенное клиент-серверное программное обеспечение невозможно, поскольку в разработке системы никакой науки не было. Могу посоветовать попробовать соорудить какую-то оптими- зационную модель. Попробуйте выделить какие-то критерии качества гибридной системы (время реакции системы, время обработки запросов и т.п.). Далее посмотрите от чего они зависят (от характеристик и структуры компьютерной сети, от модели информационных процессов, структры БД и т.п.). Посмотрите какие ограничения накладываются (временные, финансовые, технические). В результате соорудить некоторую оптимизационную модель. На ее базе предложить какую-то методику по проектированию гибридных систем при тех или иных начальных условиях. И ваша разработанная система в данном случае будет лишь одним из практических примеров реализации системы, спроектированной по вашей методике. В общем сами понимаете, цель диссертации не разработка конкретной системы (какой бы она сложной не была), а как минимум, разработка научно-обоснованного аппарата по созданию таких систем. То есть, не решение конкретной частной задачи (инженерная задача), а разработка модели этой задачи и метода ее решения (это уже диссертация). Очевидно, такая работа, я боюсь, неподъемная. И поэтому может стоит попытаться создать модель и метод решения для задач проектирования не целиком гибридных систем, а только какой-то их части, думаю это будет более реально. |
![]() |
![]() |
![]() |
#8 |
Member
Регистрация: 03.11.2008
Сообщений: 67
|
![]()
PavelAR,
Да мне очень понравился Ваш первый пост, много чего уточнил теперь. Сейчас я являюсь аспирантом 1-го курса, сдал 2-е минимумы пока.. Из-за основной работы не было так уж времени для написания работы. Поэтому пока мало чего делал. Выбрал я такую тему «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур» (объектом исследования у меня является банковские ИТ-инфраструктуры). Вот не знаю насколько правильно я выбрал тему, и то что я буду делать считается ли новизной…? Я сам работаю в банке.У нас и в остальных банках ИТ-сруктруры работают по разному, и многие сами не знают как должно правильно работать, точнее эффективнее. Прочитал рекомендации от ITIL и MOF, и мне пришла такая идея. Как вы знаете, ITIL и MOF являются коллекциями наилучших практик, принципов и моделей, которые дают исчерпывающие руководства для достижения надежности, доступности, поддержки и управления решениями и сервисами производственных систем. С помощью указанных методик можно планировать, развертывать, сопровождать, вносить изменения, а также улучшить ИТ-структуру, так как в ITIL’e и MOF’е более подробно расписаны многие вопросы по ИТ-структурам. Но в ITIL и MOF есть некоторые недостатки, которые заключаются в том, что не одна из них не указывает свои рекомендации для ИТ в определенной отрасли. Каждая отрасль имеет свою специфику, что находит отражение в ИТ, поэтому применять эти методы, правила, а также рекомендации описанные в стандартах ITIL и MOF будет довольно сложно. Идея у меня заключается в том, что бы разрабатывать методы или методологии для анализа и оптимизации ИТ-инфраструктуры банков. При этом опираюсь на методы ITIL и MOF, а если в конкретной случае не найду подходящий метод в ITIL и MOF, то предлагать свои методы. В итоге получит, такой результат: разработка методов или методологии, которые помогут ИТ-структурам легко анализировать свои системы и улучшать. |
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,820
|
![]()
Я, так понимаю, оптимизация - имеется ввиду оптимизацию не конкретной какой-то
инфраструктуры, а исследование и разработка метода оптимизации, поэтому лучше назвать тему, начиная со слов: "исследование и разработка метода оптимизации", и тогда научность вашей работы для всех будет очевидна: исследуете существующие методы оптимизации, выявляете их недостатки, неточности и даже неадекватности и ставите научную задачу по разработке более точного и адекватного метода. И без оптимизационной математической модели здесь точно не обойтись, рекомендации и выводы должны не с неба падать, а выводиться на основе какой-либо матмодели... Кроме того, все вообще IT-инфраструктуры это слишком широко, не стоит пытаться объять необъятное, нужно ограничиться конкретным подклассом исследуемого клас- са. Впрочем, вы и сами уточняете, что реально работаете только с банковскими ин- фраструктурами, так что в теме это тоже следует отразить). На все случаи жизни никому не под силу придумать адекватную во всех планах универсальную методику. Более того, даже в подклассе банковских IT-инфраструктур, я не думаю, что вы ох- ватите все его стороны (там много всего: топология кабельных соединений, тополо- гия коммутации, топология маршрутизации, топология доменов безопасности, топо- логия размещения сетевых ресурсов, топология пространства имен (DNS, к примеру) и еще много других логических топологий), и всех их одновременно оптимизировать проблематично, иными словами, следует также сузить предмет исследования: опти- мизируйте какую-то конкретную топологию, или качественный параметр сети банка. МOF и ITIL - это скорее свод общих пожеланий, выведенных из чисто практического опыта, без какого-либо целенаправленного математического моделирования и экс- периментального исследования. Да, на практике они местами где-то работают, ну а где-то не очень, местами дают какие-то позитивные результаты, местами не дают. А если дают, то не факт, что нельзя было получить ЛУЧШЕГО (какого-то более удач- ного субоптимального, а если совсем повезет, то вообще глобально оптимального) результата. Так что ITIL и MOF - это best practics и не более того, с наукой они не имеют ничего общего. Но ими, тем не менее, пользуются, в силу отстутствия какой- либо более строго обоснованной альтернативы, и к тому же большинству лень зани- маться исследованиями на предмет того, в каких случаях насколько адекватны или неадкватны те или иные пожелания ITIL / MOF. Вы, возможно, первый, кто усомнил- ся в их абсолютной адекватности на все случаи жизни и это не может не радовать. Однако, не хотелось бы, чтобы вы предложили в качестве альтернативы другой свод аналогичных рекомендаций из серии "бабушка надвое сказала", который к тому же еще окажется более противоречивым и неполным, и пополнит копилку IT-шаманов ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#10 |
Member
Регистрация: 03.11.2008
Сообщений: 67
|
![]()
Здравствуйте Павел. Спасибо за отклик.
Выбор темы у меня был таковым.Руководитель попросил подумать над чем хочу работать, и сказал что бы я подготовил 3-4 варианта темы. Подготовил и ему понравился вариант «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур». Мне очень понравился ваша идея «исследование и разработка метода оптимизации», спасибо за хороший совет по названию темы. Да, оптимизировать всю ИТ- инфраструктуру очень тяжело.Поэтому я в теме указал понятие «Анализ и оптимизация систем администрирования ИТ-инфраструктур», так как MOF делить ИТ-инфраструктуру по функционалу на 4 части, как показано на рисунке. ![]() Я сам работаю в части OPERATING и хочу оптимизировать подклассы OPERATING (System Administrator, Security Administrator, ….Job Scheduling)(я назвал систем администрирования OPERATING), а вот не знаю как доказать оптимизацию математическим методом. А есть общие методы оптимизации ИТ-инфраструктур, которых можно исследовать и оптимизировать? Я хотел изучить методы, и обосновать как-нибудь в том, что они в каких-то случаях не точны, или же неадекватны. И хотел для таких обстоятельств , предложить свою методику. Я не знаю точно, с ваших слов значит,что ITIL и MOF не считаются методами оптимизации, и бессмысленно будет над ними работать в научной сфере? |
![]() |
![]() |