PDA

Просмотр полной версии : Индивидуальная траектория обучения студентов в вузах: мифы и реальность


Ученица
28.08.2013, 17:46
В последнее время много говорится, пишется о необходимости введения индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов в вузе.
Насколько реальной кажется данная идея
- о целесообразности и возможности выбора студентом "набора дисциплин",
- о готовности ППС к студенческому выбору;
- о готовности университетской администрации принять результаты прохождения студентом индивидуальной траектории обучения?

Аспирант МММ
28.08.2013, 18:46
А способны ли студенты к этой траектории, по моему наблюдению 2 из 30

Ученица
28.08.2013, 19:44
А способны ли студенты к этой траектории
Студенты, практически, не владеют данной информацией (когда я рассказываю студентам об этом, почти все слышат о подобном впервые, но, узнав, сожалеют, что этого у них нет).
А вот примут ли преподаватели такую систему?

LeoChpr
28.08.2013, 20:41
по моему наблюдению 2 из 30
Так и обучаться по индивидуальной траектории должны не 30, а 1-2 студента. Только в России это не пройдет. Вузы заинтересованы в сохранении контингента количественно.
примут ли преподаватели такую систему?
Конечно, нет.

adlog
29.08.2013, 09:06
Студенты, практически, не владеют данной информацией (когда я рассказываю студентам об этом, почти все слышат о подобном впервые, но, узнав, сожалеют, что этого у них нет).
Я думаю, это только гипотетически они сожалеют. Столкнувшись с этим в реальности, на мой взгляд, студент не может знать (особенно на первом курсе) все дисциплины, которые ему могут пригодиться в профессиональном плане. Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы (культурология, история, психология, философия и т.д.)

LeoChpr
29.08.2013, 10:57
Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы
А действительно, для чего?
Наверное ответ на вопрос кроется в цели высшего образования. Если нужен только диплом - галопом по европам, а то и в обход оных. Если стать специалистом (что почти фантастическая грёза) - то и системного прохождения курса обучения не хватит. Для работы по специальности мне многое не понадобилось из того, чему меня учили, но смог использовать для другого. Наличие высшего образования и его специальность мало играют роль в последующем трудоустройстве. Ну зачем продавцу дамской обуви высшее образование? А без диплома его на работу не примут.

Ученица
29.08.2013, 11:29
Индивидуальная траектория обучения основывается на конкретном заказе конкретного предприятия (фирмы, учреждения), или под заказ того, кто получает образование, но при условии, что он знает, куда пойдёт работать и кем (как правило, это уже второе высшее).
Такое обучение "штучное", а значит высокозатратное (это, прежде всего, касается не столько финансовой стороны, сколько наличия в вузе необходимых специалистов, способных удовлетворить заказ).
Тесная взаимосвязь (буквально, "спайка") вуза и конкретного производства, а следовательно, это пересмотр не только кадрового состава кафедр, но и оснащения, а также требование к специалистам с производства на предмет умения давать не только практику, но и теорию.
студент не может знать (особенно на первом курсе) все дисциплины, которые ему могут пригодиться в профессиональном плане
Первокурсников снабжают буклетом с указанием тех профессионально значимых компетенций, которые востребованы при том или ином заказе (плясать нужно от компетенций к выбору дисциплин, а не наоборот, как сейчас). Однако выбор дисциплин студентов должен быть в пределах госстандарта специальности.

Добавлено через 6 минут
Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы (культурология, история, психология, философия и т.д.)
ответ на вопрос кроется в цели высшего образования.
Гуманитарная составляющая ВО развивает культуру специалиста, не говоря уж об общечеловеческой. Если технарь зациклен лишь на дисциплинах узкопрофессиональной значимости, то и с умением говорить, элементарно сформулировать свою мысль ему будет сложно (живёт ведь он не только на заводе, среди железок). И даже поиск необходимой информации - это тоже заслуга освоения гум. дисциплин.

Добавлено через 12 минут
Приведу пример. Каждый хоть раз в жизни пытался при установке какой-то техники, оборудования, электроники следовать указаниям инструкции. Вспомните, как часто Вы добивались при этом успеха? Инструкция не позволяла Вам правильно и точно подключить, установить, отладить. И тогда Вы приглашали мастера по установке, либо сами "методом тыка" приходили к успеху. А ведь инструкции, скорее всего, составляют хорошие технари, но не владеющие умением грамотно представить нужную информацию. Поэтому бездарно составленные инструкции не позволяют нам, пользователям, осваивать все заложенные в прибор, устройство, аппаратуру функции. "Метод тыка" даёт возможноть пользоваться лишь одной из трёх функций. Технарь даже не догадывается, что его рекомендации будут использовать люди, далёкие от его специальности, которым всё нужно объяснять "на пальцах".А вот если бы технарь владел общегуманитарными компетенциями, то такого, наверняка, не было бы.

Добавлено через 3 минуты
Другой пример. Когда специалист не может неспециалисту объяснить что-либо, срывается, и, чертыхаясь, начинает выполнять сам какую-то работу - это результат незнания педагогики и психологии.

Maksimus
29.08.2013, 11:40
Приведу пример. Каждый хоть раз в жизни пытался при установке какой-то техники, оборудования, электроники следовать указаниям инструкции.
Кстати, тут очень заметно различие в подходах западных стран и СССР в написании инструкций по эксплуатации (руководств пользователя). В первом случае это простые пошаговые мануалы с картинками (условно говоря для дебила), во втором - это часть эксплуатационной (конструкторской) документации на изделие, содержащая много технической информации, сведения об устройстве изделия, эл.схемы и т.д. РФ теперь тоже идет по пути западных стран.

LeoChpr
29.08.2013, 13:18
Вопрос про "язык" инструкций по эксплуатации - не нагляден. Умный пользователь не будет работать методом тыка, а для написания инструкций по эксплуатации много специалистов не требуется, да и многие из нас читают отечественные инструкции? Картинки смотрим на иностранной технической документации к их же технике. Нашей-то давно уже нет.
Раньше существовала система овладения параллельной специальностью через стажировку. У медиков, например. И заканчивать вновь мединститут или медучилище не требовалось. Все делалось на рабочем месте, в соседнем кабинете или в соседнем здании. Работало.

Vica3
29.08.2013, 13:42
Раньше существовала система овладения параллельной специальностью через стажировку.
мечтаааааа... ыех, если б восстановить такое....

Добавлено через 2 минуты
во втором - это часть эксплуатационной (конструкторской) документации на изделие, содержащая много технической информации, сведения об устройстве изделия, эл.схемы и т.д. РФ теперь тоже идет по пути западных стран.
шо печалит... ибо фиг шо теперь с энтими инструкциями починишь((

Maksimus
29.08.2013, 15:53
шо печалит... ибо фиг шо теперь с энтими инструкциями починишь((
С одной стороны - да, с другой - изменилась и концепция ремонта (с собственно ремонта на замену вышедших из строя составных частей).

Ученица
29.08.2013, 16:42
Умный пользователь не будет работать методом тыка, ..., да и многие из нас читают отечественные инструкции?
Ах, ну да, пользователь читает инструкцию после того, как уже что-то сломал!

Добавлено через 7 минут
И всё-таки, возвращаясь к обозначенной теме, проблема не в том, чинить или не чинить, а в грамотности донесения специальной информации, что, безусловно, требует владения общегуманитарными компетенциями всеми, вне зависимости от получаемой специальности. А это делает обязательным изучение различных циклов дисциплин.

Добавлено через 5 минут
Когда я выносила проблему индивидуальной траектории обучения в вузе на обсуждение, мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом. Согласны они с тем, как это понимается в педагогическом сообществе, или у них свое видение данной проблемы. А пример с инструкцией - это частности.

kravets
29.08.2013, 16:48
Ах, ну да, пользователь читает инструкцию после того, как уже что-то сломал!

Добавлено через 7 минут
И всё-таки, возвращаясь к обозначенной теме, проблема не в том, чинить или не чинить, а в грамотности донесения специальной информации, что, безусловно, требует владения общегуманитарными компетенциями всеми, вне зависимости от получаемой специальности. А это делает обязательным изучение различных циклов дисциплин.

Добавлено через 5 минут
Когда я выносила проблему индивидуальной траектории обучения в вузе на обсуждение, мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом. Согласны они с тем, как это понимается в педагогическом сообществе, или у них свое видение данной проблемы. А пример с инструкцией - это частности.

Проблема не в готовности студентов, а в неготовности системы предоставлять траекторию - методически, организационно.

LeoChpr
29.08.2013, 17:35
мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом.
Коллега, не обижайтесь. Такой уж я мерзопакостный спорщик. Но. Вероятно именно я более компетентен практически в этом вопросе. Как понял я, вы предлагаете индивидуалку как второе образование. Умному субъекту достаточно одного среднего (у меня два) и одного высшего. Принципиально не стал делать себе второй диплом. Я сам учился по старинке "Жеребенок учится бегу рядом с конем" (хакасская поговорка). Когда набрал кафедру, то ассистенты были с разным образованием (филфак, биофак, иняз, дефектологический). Часть смог пристроить на второе образование (практический психолог образования), спецфак сам организовал, а двое туда не попали. Ректорат не разрешил. Обучал индивидуально. Потом все питомцы в аспирантуры поступили. Все сегодня доценты, кандидаты. Двое штучных - одна доцент, кандидат, вторая - доцент, доктор. Преподаватели хорошие. Долго преподавали, опыт есть. За научный потенциал не ответственен, поскольку не я их в аспирантурах учил. Разницы ни какой, только в количестве дипломов о высшем образовании.

Ученица
29.08.2013, 18:11
Проблема не в готовности студентов, а в неготовности системы предоставлять траекторию - методически, организационно.
Согласна, но хотелось бы знать мнение коллег, в чём конкретно проявляется неготовность к индивидуальной траектории обучения в вузе в данный момент. Методически - не хватает разработок, учебников, рекомендаций?
Организационно - отсутствует необходимая база, обрудование, отсутствуют студенты, способные учиться по такой системе и т.д.?

Добавлено через 5 минут
Как понял я, вы предлагаете индивидуалку как второе образование
Нет. Вы не поняли. Это, прежде всего, первое высшее. Индивидуальное обучение (в классическом понимании) не то, что собой представляет ИТО, предполагающее "одновременную массовую подготовку при реализации индивидуальных запросов обучающегося".

Rendido
29.08.2013, 18:41
Согласна, но хотелось бы знать мнение коллег, в чём конкретно проявляется неготовность к индивидуальной траектории обучения в вузе в данный момент. Методически - не хватает разработок, учебников, рекомендаций?
Организационно - отсутствует необходимая база, обрудование, отсутствуют студенты, способные учиться по такой системе и т.д.?
В СПбГУ внедряют (http://abiturient.spbu.ru/index.php/priem/bakalavriat) элементы индивидуальной образовательной траектории, вроде бы успешно:
Благодаря индивидуальной траектории обучения английскому языку, все выпускники программ бакалавриата и подготовки специалиста СПбГУ, даже начавшие изучение данного языка как иностранного на первом курсе с нулевого уровня, к моменту окончания обучения владеют английским языком на уровне не ниже B2 по общеевропейской шкале языковой компетенции (пороговый продвинутый уровень).

kravets
29.08.2013, 19:48
Согласна, но хотелось бы знать мнение коллег, в чём конкретно проявляется неготовность к индивидуальной траектории обучения в вузе в данный момент. Методически - не хватает разработок, учебников, рекомендаций?
Организационно - отсутствует необходимая база, обрудование, отсутствуют студенты, способные учиться по такой системе и т.д.?


Раскрутили таки...

Методически: отсутствуют методические механизмы обеспечения непрерывности. Методически неясно, что делать с "ненужными" дисциплинами стандарта (который писали "умные" люди).

Организационно: несмотря на наличие механизмов "индивидуальных планов", аппарат вузов крайне неохотно идет на любые отступления от группового обучения. Работы, видишь ли, прибавляется.

И много всего разного - но не травите душу, я начал этим заниматься примерно в 1994 году - но вузам это оказалось неинтересно (в т.ч. и собственному). Без обид - я здесь больше ничего писать не буду.

Vica3
29.08.2013, 20:09
изменилась и концепция ремонта (с собственно ремонта на замену вышедших из строя составных частей).
вот и я о том жеж(((

Добавлено через 1 минуту
Проблема не в готовности студентов, а в неготовности системы предоставлять траекторию - методически, организационно.
+100500
(мне пофиг - я не профессор, мне так поддерживать мона)

Ученица
29.08.2013, 20:25
неясно, что делать с "ненужными" дисциплинами стандарта
Вот здесь и возникает у меня лично вопрос к представителям УМО по различным специальностям (да только безмолвствуют они!): почему не происходит "просев" дисциплин стандарта на предмет целесообразности их включения в стандарт специальности (только без крайностей, в смысле узколобости)?
аппарат вузов крайне неохотно идет на любые отступления от группового обучения. Работы, видишь ли, прибавляется.
Так ведь групповое обучение и останется при ИТО, только "группу" составляют не студенты академической группы, а "сборная солянка" из студентов различных курсов обучения, направлений, специализаций и специальностей. Они, студенты, выбирают, когда им слушать данную дисциплину и у кого. И вот она, сложность жизни преподавателя, - твоя нагрузка-то будет напрямую зависеть от выбора студента. Ой, как непросто будет решить эту проблему, потому что студент наш, в большинстве своём "творческий бездельник"!

Добавлено через 1 минуту
я здесь больше ничего писать не буду
А жаль! Умными-то мыслями поделиться с вопрошающими...

Добавлено через 1 минуту
мне пофиг - я не профессор, мне так поддерживать мона
Vica3, что-то я не поняла, о чём Вы?

Vica3
29.08.2013, 20:30
Vica3, что-то я не поняла, о чём Вы?
а у нас Инк тут на профессуру ругается, когда таким образом выражают свое полное согласие с мнением предыдущего оратора.. вот я и говорю - мне таким образом поддерживать можно - я не профессор

LeoChpr
29.08.2013, 21:18
Они, студенты, выбирают, когда им слушать данную дисциплину и у кого. И вот она, сложность жизни преподавателя, - твоя нагрузка-то будет напрямую зависеть от выбора студента.
Но, вероятно, выбор предметов для "слушания" будет зависеть не от желания абитуриента/студента, а от программы, определяемой заказчиком и куратором подготовки. Своеобразная работа кустаря. Кустарное производство более затратно, но безотходно, чем штамповка "митрофанушек" на конвейере.

adlog
30.08.2013, 14:44
Гуманитарная составляющая ВО развивает культуру специалиста, не говоря уж об общечеловеческой
Кроме того, предполагается, что вуз выпускает не столько специалистов, сколько - управленцев

nauczyciel
30.08.2013, 21:06
- о целесообразности и возможности выбора студентом "набора дисциплин",
Возможность есть. Целесообразность тоже - есть смысл готовить специалистов с разными уклонами, что кому ближе. Например, в электроснабжении мне ближе техника высоких напряжений, первичная коммутация и линии электропередачи, а коллеге - релейная защита, автоматика и телемеханика. А учились всему примерно одинаково.

- о готовности ППС к студенческому выбору;
Готовы.

- о готовности университетской администрации принять результаты прохождения студентом индивидуальной траектории обучения?
Не то, чтобы не готовы, просто не имеют права пока у нас есть ФГОС.

Добавлено через 8 минут
в грамотности донесения специальной информации, что, безусловно, требует владения общегуманитарными компетенциями всеми, вне зависимости от получаемой специальности
Изучение культурологии, истории, психологии, философии и т.д.никакого отношения не имеет к грамотности донесения специальной информации. Эта способность развивается чтением (чего угодно), устными и письменными докладами, техническими учёбами, чтением лекций.

Maksimus
30.08.2013, 21:41
Целесообразность тоже - есть смысл готовить специалистов с разными уклонами, что кому ближе.
Для этого достаточно в рамках специальности выбрать специализацию.

Эта способность развивается чтением (чего угодно), устными и письменными докладами, техническими учёбами, чтением лекций.
Соглашусь. Кто всем этим самостоятельно не занимается, тому вуз эти способности не разовьет, тем более изучая гуманитарные дисциплины в объеме тех.вуза.

nauczyciel
31.08.2013, 07:54
Для этого достаточно в рамках специальности выбрать специализацию
Нет, недостаточно. Я один пример уже привёл, приведу ещё один - специальность "Связь", специализация "Связь в электроэнергетике", однако одному нужны ВЧ каналы по ВЛ, другому - ВОЛС и радиосвязь, третьему - внутриобъектная связь.

Maksimus
31.08.2013, 11:42
Нет, недостаточно. Я один пример уже привёл, приведу ещё один - специальность "Связь", специализация "Связь в электроэнергетике", однако одному нужны ВЧ каналы по ВЛ, другому - ВОЛС и радиосвязь, третьему - внутриобъектная связь.
Пусть факультативами добирают. Излишняя узость специализации в вузе не нужна, это все-таки не ремесленное училище.

nauczyciel
31.08.2013, 16:28
Пусть факультативами добирают
Зачем, если (в рамках этой темы) можно в ВУЗе по индивидуальной траектории научиться? На выходе будет готовый специалист для конкретного рабочего места, которого ничему учить не нужно.

Rendido
31.08.2013, 20:03
групповое обучение и останется при ИТО, только "группу" составляют не студенты академической группы, а "сборная солянка" из студентов различных курсов обучения, направлений, специализаций и специальностей. Они, студенты, выбирают, когда им слушать данную дисциплину и у кого. И вот она, сложность жизни преподавателя, - твоя нагрузка-то будет напрямую зависеть от выбора студента. Ой, как непросто будет решить эту проблему
С этого (http://www.strana-oz.ru/2013/4/politicheskaya-ekonomiya-rossiyskogo-vuza) во времена оны всё и начиналось:
Болонский университет в первое время после своего создания представлял собой корпорацию — но корпорацию студентов, а не профессоров. Студенты, по большей части желавшие изучать право, избирали из собственных рядов ректора и нанимали преподавателей на сдельной основе. В контракте жестко оговаривалось, какие темы профессор обязан осветить в своем курсе, и если студентам казалось, что преподаватель не готов к занятию, беднягу беспощадно штрафовали. Кроме того, студенты тайно подсылали соглядатаев, которые ночью смотрели в окна к профессорам, убеждаясь, что те готовятся к отправлению своих педагогических обязанностей. Немногие преподаватели выдерживали в этом карцере более двух семестров.
:)

Maksimus
31.08.2013, 20:44
Зачем, если (в рамках этой темы) можно в ВУЗе по индивидуальной траектории научиться?
Я вот сомневаюсь, что студент сможет сам грамотно сформировать эту траекторию. Имело бы смысл эти траектории сформировать и утвердить заранее, для всех возможных направлений подготовки. Но тогда это будет аналогом все той же специализации.

На выходе будет готовый специалист для конкретного рабочего места, которого ничему учить не нужно.
Для конкретного рабочего места - это целевая подготовка. Тогда необходимый набор дисциплин д.б. прописан в договоре.

Добавлено через 2 минуты
С этого во времена оны всё и начиналось:
Когда платят свои бабки - отношение совсем другое :)

Rendido
31.08.2013, 21:19
Сейчас с каждым годом всё больше и больше студентов
платят свои бабки
но интерес к учебе только падает (http://www.strana-oz.ru/2013/4/giperregulirovanie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya#_ftn19):
Учебный процесс начинает скорее имитироваться, нежели осуществляться, снижается качество самой имитации. Обессмысливание высшего образования становится очевидным уже и студентам. Речь идет даже не о том, что образование не дает специальных знаний, профессиональной подготовки, а о полной утрате смысла существования организации. К старшим курсам резко увеличивается отсев. И это при том, что вузы делают все для «сохранения контингента студентов». Появляется все больше студентов, которые пошли в вуз потому, что «не хотели огорчать родителей». Иными словами, люди уже не видят смысла в дипломе — даже в качестве свидетельства о «социальной полноценности». Студенты постепенно теряют хоть какую-то заинтересованность в учебе. Вместе с ней исчезает и сам смысл существования вуза даже в качестве «отстойника», назначение которого — выдержать подрастающее поколение в самом буйном возрасте, занять его.

LeoChpr
31.08.2013, 21:58
Вроде в тему.
"Школа завтра не нужна
Каким будет высшее и среднее образование через 20 лет" http://rusrep.ru/article/2013/08/28/school

Добавлено через 4 минуты
смысл существования вуза даже в качестве «отстойника», назначение которого — выдержать подрастающее поколение в самом буйном возрасте, занять его.
Не ново. Еще лет этак 30 назад проф. Разумный высказал мысль (на ШМУ-социологов, Минск, 1982), что молодежь рассматривает систему высшего образования как способ продлить себе детство.

Maksimus
31.08.2013, 22:12
Сейчас с каждым годом всё больше и больше студентов
Цитата:
Сообщение от Maksimus
платят свои бабки
но интерес к учебе только падает:
Т.к. платят:
1. В большинстве не студенты, а их родители.
2. Не за знания, а за корки.

nauczyciel
01.09.2013, 16:14
Я вот сомневаюсь, что студент сможет сам грамотно сформировать эту траекторию
Вспоминаю свой опыт, и опыт моих сокурсников - все так или иначе самостоятельно делились на специализации, по своим предпочтениям. Кто-то в большей степени изучал выпрямители и инверторы (много литературы по этой теме читал, впоследствии диплом писал), а остальные предметы изучал только чтобы сдать, кто-то - линии электропередачи, кто-то - системы внешнего электроснабжения железных дорог, кто-то - сельскую электрификацию, кто-то - конструирование трансформаторов, кто-то - автоматику и телемеханику и т.д.

Для конкретного рабочего места - это целевая подготовка
Необязательно. Наличие конкретных вакантных рабочих мест с высокой зарплатой, определяющих востребованность профессии, грамотный абитуриент выявляет ещё до поступления в ВУЗ.

Кстати, теоретически абстрагируясь от текущей ситуации острой нехватки инженеров, мне, как работодателю, было бы удобно выбирать работника по его приложению к диплому, понимать, что ему интересно, в каком подразделении он бы лучше работал.
А то сейчас при собеседованиях молодых специалистов приходится достаточно много времени тратить на перечисление функционала вакансий, с целью выявления, что ему ближе.

Maksimus
01.09.2013, 16:35
все так или иначе самостоятельно делились на специализации, по своим предпочтениям.
Вот. Т.е должен быть большой выбор специализаций, а не право выбора набора дисциплин (кроме факультативов).
Т.е. хочешь получить специализацию по
автоматике и телемеханике
изучи то и то.

грамотный абитуриент выявляет ещё до поступления в ВУЗ.
За 5 или 6 лет?

А то сейчас при собеседованиях молодых специалистов приходится достаточно много времени тратить на перечисление функционала вакансий
А как иначе? Сейчас под одним и тем же наименованием должности может быть различный функционал.

nauczyciel
01.09.2013, 17:03
изучи то и то
Автоматика и телемеханика - это не две, а одна (единая) специализация специальности "Электроснабжение", причём в настоящее время не выделяемая как отдельная специализация.

За 5 или 6 лет?
По хорошему - ещё раньше, в восьмом классе школы, за год до поступления в техникум.

А как иначе?
Иначе - в соответствии с темой, изучив индивидуальную траекторию обучения.

Дмитрий В.
01.09.2013, 17:06
По хорошему - ещё раньше, в восьмом классе школы, за год до поступления в техникум.
nauczyciel, и много Вы в современных условиях таких школьников видели? Я помню, Вы говорили, что сами решили стать инженером, но в большинстве своем настрой у них совсем другой.

Maksimus
01.09.2013, 17:29
Автоматика и телемеханика - это не две, а одна (единая) специализация специальности "Электроснабжение", причём в настоящее время не выделяемая как отдельная специализация.
Под "то и то" я имел в виду определенный набор дисциплин.

По хорошему - ещё раньше, в восьмом классе школы, за год до поступления в техникум.
Почти за 10 лет? В России? Это утопия.

nauczyciel
01.09.2013, 18:21
nauczyciel, и много Вы в современных условиях таких школьников видели?
Увы, мало - такое впечатление, что профориентацией вообще никто не занимается :(

Добавлено через 3 минуты
Почти за 10 лет? В России? Это утопия.
Это реальность - в стране достаточно стабильных мест работы.

Ученица
02.09.2013, 11:50
К старшим курсам резко увеличивается отсев.
Думаю, что многие в курсе, почему "основной отсев" происходит на старших курсах, чаще всего в начале пятого: изгнание разгильдяя и тупицы на младших курсах ведёт к уменьшению количества студентов, а это требует уменьшения количества ставок, выделяемых на кафедру и факультет. А вот исключение пятикурсника не влияет на ставки и развязывает руки преподавателю и деканату. Но в этой ситуации преподаватели во главе с деканатом схожи с гоголевской "унтер-офицершей, которая сама себя высекла".

Добавлено через 4 минуты
мне, как работодателю, было бы удобно выбирать работника по его приложению к диплому, понимать, что ему интересно, в каком подразделении он бы лучше работал.
Да, в этом огромный плюс ИТО: профилизация для студента и подготовка портфолио для работодателя.

LeoChpr
02.09.2013, 12:58
и много Вы в современных условиях таких школьников видели?
Дык и прежде лет, этак, 30 назад, таковых по пальцам считать можно было.
впечатление, что профориентацией вообще никто не занимается
А рынок труда имеется? Насколько будет соответствовать выбранная для обучения специальность характеру предстоящей работы?
А вообще, интереснейший материал один журнальчик разместил http://www.strana-oz.ru/2013/4 "Отечественные записки". Читаю с превеликим удовольствием, чего и всем желаю. С началом нового учебного года, коллеги!

nauczyciel
02.09.2013, 15:46
А рынок труда имеется?
Имеется.

Насколько будет соответствовать выбранная для обучения специальность характеру предстоящей работы?
По-хорошему - должна соответствовать полностью. Именно полное соответствие подготовки конкретному рабочему месту и предполагает индивидуальная траектория обучения.

Ученица
02.09.2013, 16:08
А рынок труда имеется?
В том-то и дело, что именно рынок труда должен определять возможность и целесообразность получения той или иной специальности и квалификации.

Добавлено через 8 минут
Насколько будет соответствовать выбранная для обучения специальность характеру предстоящей работы?
В зависимости от характера предстоящей работы (которую намерен получить выпускник вуза) будет определяться набор тех дисциплин, которые и составят основу его профессиональной деятельности. Кстати, собственно набор этих самых дисциплин в рамках получаемой специальности / квалификации непременно должен соотноситься с модульно-рейтинговой системой, так как именно это соотнесение и поможет студенту удержаться в рамках ФГОС: деление на профилирующие (значимо-необходимые) и общеразвивающие (факультативные) установит балльный приоритет одних над другими.

Добавлено через 1 минуту
С началом нового учебного года, коллеги!
Присоединяюсь к данному поздравлению!