PDA

Просмотр полной версии : Социально-профессиональные статусные позиции преподавателя российского


Лучник
02.04.2015, 08:49
Тема моего магистерского диссера: Социально-профессиональные статусные позиции преподавателя российского периферийного университета

Создать тему побудило вот это высказывание

Вряд ли можно назвать неудачником человека, которого цитируют по всей стране, у которого достойная зарплата и большой ряд публикаций.

В современном российском обществе из всех критериев социальной стратификации в массовом сознании ведущую роль играют всего два критерия: деньги и власть.

Т.е. из перечисленных критериев важным является только один - достойная зарплата. Но и он же в данном конкретном случае наиболее сомнителен. Откуда у доктора исторических наук может взяться достойная зарплата?

Собственно, моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник.

Рустик
02.04.2015, 09:19
Собственно, моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник.

Чисто препод? совмещение преподавания с административно-хоз (IT) деятельностью не рассматриваете?

Лучник
02.04.2015, 09:21
Чисто препод? совмещение преподавания с административно-хоз (IT) деятельностью не рассматриваете?

Во! Очевидно, совмещение преподавания с какой-нибудь еще деятельность поднимает статус препода.

Dmitr678
02.04.2015, 09:24
Лучник, может поменять тему на эту: "Социально-психологические проявления кризиса среднего возраста у типичного профессора российского провинциального университета"

Лучник
02.04.2015, 09:28
"Социально-психологические проявления кризиса среднего возраста у типичного профессора российского провинциального университета"

Вот пройду к психологам в магистратуру, тогда так сформулирую :laugh:

Добавлено через 3 минуты
Мне нужно будет еще составить анкету и опросник для интервью.

Longtail
02.04.2015, 09:40
Дискуссионная гипотеза, может не понравится научному руководителю:)
Кстати, а кто он у вас :) (не ощущает ли дискомфорта?)

А по существу, все же нужно как-то многоаспектно рассматривать, ведь идут же люди преподавать и многим это нравится, почему же сразу неудачники? Лично у меня в сознании преподаватель ассоциируется с высоким интеллектом, научными достижениями и демократией.

Maksimus
02.04.2015, 10:03
Откуда у доктора исторических наук может взяться достойная зарплата?
Достойная кого/чего? Или вы считаете, что человеку нужно много платить за сам факт наличия ученой степени?

Dukar
02.04.2015, 10:10
Лучник, не знаю, как обстоят дела в периферийных университетах, собственно, с преподаванием я вообще не связана. Но иногда наблюдаю среди своих коллег и знакомых такие моменты, когда факт преподавания преподносится (и воспринимается окружающими) как один из факторов, повышающих социальный статус. Но речь идет не о работе преподавателем на постоянной основе, так что не совсем по Вашей теме. Например, женщина весьма успешно работает в сфере рекламы и PR, у нее свое агентство, а раз в неделю читает лекции. И между делом невзначай "козыряет" фразой, что типа "нет, четверг у меня занят, во ВГИКе читаю". Окружающие ахают и восхищаются :) Некоторые наши сотрудники тоже берут курсы в вузах, что также воспринимается коллегами с уважением.
В РАН другая картина (но тут судить могу только по конкретному институту): практически все научные сотрудники где-то преподают, но эта деятельность расценивается скорее как "беготня по подработкам", а научная работа - основной вид деятельности.

Vica3
02.04.2015, 10:17
Во! Очевидно, совмещение преподавания с какой-нибудь еще деятельность поднимает статус препода.
и не забывай, что еще важно - у кого и что он читает...

LeoChpr
02.04.2015, 10:20
препод в современной России - это почти всегда неудачник
Профессор. Ссылочку даю.
Выступление Михаила Делягина на Пленарной дискуссии IV МЭФ «Интеграция производства, науки и образования. Как стимулировать прогресс?»

"Что касается науки, миру стала не нужна наука, а у нас она не нужна вдвойне и вырождается в поддержание определенного социального уклада. А сегодняшнее образование готовит профессиональных безработных и начинается с того, что на первом курсе хорошего вуза детей учат по школьной программе за 9-11 классы".
http://maxpark.com/user/1368296567/content/3383970?utm_campaign=mostinteresting&utm_source=newsletter

Лучник
02.04.2015, 10:45
и не забывай, что еще важно - у кого и что он читает...
Как это?

Добавлено через 1 минуту
Лучник, не знаю, как обстоят дела в периферийных университетах, собственно, с преподаванием я вообще не связана. Но иногда наблюдаю среди своих коллег и знакомых такие моменты, когда факт преподавания преподносится (и воспринимается окружающими) как один из факторов, повышающих социальный статус. Но речь идет не о работе преподавателем на постоянной основе, так что не совсем по Вашей теме. Например, женщина весьма успешно работает в сфере рекламы и PR, у нее свое агентство, а раз в неделю читает лекции. И между делом невзначай "козыряет" фразой, что типа "нет, четверг у меня занят, во ВГИКе читаю". Окружающие ахают и восхищаются Некоторые наши сотрудники тоже берут курсы в вузах, что также воспринимается коллегами с уважением.
В РАН другая картина (но тут судить могу только по конкретному институту): практически все научные сотрудники где-то преподают, но эта деятельность расценивается скорее как "беготня по подработкам", а научная работа - основной вид деятельности.

Да, это тоже интересный разворот проблемы. Т.е. опять все в деньги упирается. Если не для денег а от большого ума, то - круто.

Добавлено через 5 минут
Достойная кого/чего? Или вы считаете, что человеку нужно много платить за сам факт наличия ученой степени?

Я считаю, что я достоин править миром :laugh:. Но это к делу не относится.

Под "достойная" в данном случае, как я понимаю, имеется в виду "большая", "обеспечивающая высокий уровень жизни" и пр. И разговор не про степень, а именно про социальный статус вузовского препода.

Добавлено через 1 минуту
Дискуссионная гипотеза, может не понравится научному руководителю
Кстати, а кто он у вас (не ощущает ли дискомфорта?)

Зав. каф. социологии. Она начинала преподавать, когда я был еще студентом. Так что все норм.

Добавлено через 1 минуту
ведь идут же люди преподавать и многим это нравится, почему же сразу неудачники? Лично у меня в сознании преподаватель ассоциируется с высоким интеллектом, научными достижениями и демократией.

Ну, я малость, конечно, обострил. Но в глазах студентов препод - это неудачник.

Dukar
02.04.2015, 11:01
опять все в деньги упирается. Если не для денег а от большого ума, то - круто.
Да я бы так не сказала. Среди моих знакомых, не связанных с образованием и наукой, университетские преподаватели пользуются уважением в любом случае, даже если при этом они совсем не занимаются бизнесом. А именно за "большой ум". Мне кажется, что критично оценивают как раз те, кто более-менее в курсе хиршей, степеней, званий и рейтингов вузов.

Добавлено через 3 минуты
Но в глазах студентов препод - это неудачник
С точки зрения студентов неудачники - это все, кому за 30: глубокие старцы, чей ум переживает период угасания, импотенты и замученные жизнью и климаксом старушки :laugh: Компенсировать это может разве только олигархический капитал.

Maksimus
02.04.2015, 11:08
И разговор не про степень, а именно про социальный статус вузовского препода.
Ну то есть по-вашему преподу должны платить "большую", "обеспечивающую высокий уровень жизни" зряплату только за
социальный статус вузовского препода
?

А почему только преподам, а не пресловутым врачам, учителям, инженерам и т.д.? Или у вузовских преподов кость белее?

Добавлено через 1 минуту
А именно за "большой ум". Мне кажется, что критично оценивают как раз те, кто более-менее в курсе хиршей, степеней, званий и рейтингов вузов.
Согласен. Кто не в теме, тот будет относится с уважением.

Лучник
02.04.2015, 11:14
Ну то есть по-вашему

Я пока своего мнения вообще не высказывал.

Рената
02.04.2015, 13:57
моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник.
Мне кажется, ее надо опровергнуть. Но пока вы сами о себе так думаете (как о неудачнике), сделать это будет сложновато..
и не забывай, что еще важно - у кого и что он читает...
:yes:

Лучник
02.04.2015, 14:09
Но пока вы сами о себе так думаете (как о неудачнике), сделать это будет сложновато..

Я постараюсь сохранить хладный исследовательский подход.

:yes:

А почему? Какая разница?

LeoChpr
02.04.2015, 14:35
Но пока вы сами о себе так думаете (как о неудачнике)
Пока еще живы люди, что жили про СССР, а они вообще считают преподавателя ВУЗа чуть ли не наместником Бога на земле. Помните, ставшее классическим: "Только Бог знает предмет на 5, а на 4, а если вам ставлю 4 - считайте, что я вы мне просто понравились, или попали в день, когда я надел любимые красные носки". Рановато считать себя неудачником, пока живы люди, ценящие знания и талант. Лично мой опыт. Очень часто следки обращаются за экспертизами к преподам. Ну, те делают. Во-первых, не отвертишься, во-вторых, деньги не лишние. Когда эти экспертные заключения попадают, наконец-то, ко мне я пищу все, что думаю о этих спецах, не знающих в какую сторону двери в школу открываются. Слышу в ответ: "Это же преподаватель ВУЗа!, Как Вы можете?!". На уровне общей массы препод еще ценен. На уровне молодняка. Не знаю. Может быть, что я сталкиваюсь с ситуацией российского гостеприимства или выдрессированного почтения к лектору, как имеет место быть в колониях, может быть, но когда я изредка оказываюсь с глазу на глаз со студенческой аудиторией - я не чувствую себя неудачником. Я выхожу из аудитории с благородной осиплостью голоса (сказывается отсутствие ежедневных тренировок), как бы подросшим на несколько сантиметров и с крыльями за спиной.

Лучник
02.04.2015, 14:36
во-вторых, деньги не лишние

А чо, за это платят?

nauczyciel
02.04.2015, 14:42
LeoChpr, помню, пару лет назад на оперативке рассматривали вопрос выполнения расчётов режимов в одной энергосистеме на предмет, кто бы посчитать смог, поскольку сами не успевали. Предложение попробовать привлечь преподавателей УрФУ, учащих студентов выполнять эти расчёты, было отвергнуто по причине недостаточного профессионализма преподавателей для работы, за которую потом отвечать нужно будет.

Добавлено через 1 минуту
Лучник, конечно, платят. И немало.

Лучник
02.04.2015, 14:47
Лучник, конечно, платят. И немало.

Блин, и снова выходит, что я лошопентрон :laugh: (я делаю бесплатно, за "спасибо").

Добавлено через 4 минуты
Диалог со студенткой))


Татьяна
вам так нравится в универе работать??
08.06.14
ну вы интересно очень рассказываете, но все е

Вадим
Ну а где ж доктору исторических наук еще работать?
08.06.14

Татьяна
президентом ������
08.06.14
у Думу

Вадим
)))))
08.06.14

Татьяна
на управляющие должности
08.06.14

Вадим
лучше сразу императором))
08.06.14

Татьяна
с вашими мозгами
08.06.14
ну бизнес замутить
туризм

"туризм" меня особенно впечатлил. :laugh:

Maksimus
02.04.2015, 14:54
Рассуждения Татьяны на уровне птушницы :facepalm:

LeoChpr
02.04.2015, 14:56
за это платят?
И хорошо. Я скромный, а "Скромность украшает человека, но богатым не делает", поэтому я самый дешевый из экспертов. Мои коллеги из республики договариваются на оплату в два меня, а столичные эксперты в десять моих коллег из Хакасии.
было отвергнуто по причине недостаточного профессионализма преподавателей для работы
Ну вот есть же где-то умные и петрящие в экономике люди. Я сам всегда удивлялся, почему прокурорские и судебные так высоко ценят ВУЗовских преподавателей как экспертов.

Лучник
02.04.2015, 15:00
Рассуждения Татьяны на уровне птушницы

Обычная студентка. :)

И хорошо.

Вот ничо се.

Добавлено через 2 минуты
Я скромный

Это я скромный. Я делаю бесплатно. :)

Longtail
02.04.2015, 15:09
Поставьте себе цель: взять в руки кафедру и вперед. Это вполне себе достойная цель, а там и, глядишь, факультет подомнете.

Maksimus
02.04.2015, 15:12
Вот ничо се.
Народ работать не хочет. Я вот юриста найти не могу, кто поборется за неустойку и штраф по ЗоЗПП, которую порезали в первой инстанции. "Недодали" ок. 300 т.р. Мои условия - без предоплаты и 20% от выигрыша при полном ведении дела, суд.расходы на мне.

Добавлено через 2 минуты
Это я скромный. Я делаю бесплатно. :)
А по каким делам вы делаете экспертизы?

Лучник
02.04.2015, 15:16
А по каким делам вы делаете экспертизы?

да по всяким. Культурно-историческая экспертиза.

Добавлено через 1 минуту
взять в руки кафедру и вперед.

Да не, речь ведь все-таки не обо мне. Мне на самом деле нужно диссер написать. Разобраться в проблеме с социологической точки зрения.

LeoChpr
02.04.2015, 15:18
Я делаю бесплатно.
Профессор, Вы во вспомогательной школе не учились? Эксперт ответственнен своей головой за свое заключение. Зачем так не ценить голову.? Собственную. Когда я делал первые экспертизы - я не мог спать по целой неделе (как раз минималка для экспертизы). Я в дождь, метель и слякоть несся по запросу прокуратуры или суда и по приказу ректора АГПИ в тьмутаракань Хакасской АО, я рассматривал уголовные дела сдерживая порой рвоту, я ломал голову и дышал пылью книгохранилищ, когда мне не хватало знаний. И за это я должен быть благодарен, что мне поручили? Нет. Когда в кабинет войдет неизвестный и скажет: "За тобой должок. Ты своим языком хорошему человеку нагадил", - меня ни кто не будет защищать. Да я и не успею ни кого позвать на помощь. Когда какая-нибудь крыса из упровления образования города пригласит и предложит чай с пирожными, а потом как бы между прочем скажет, что ей известно, что материалы такого-то уголовного дела у меня в сейфе лежат, так вот как бы (далее, кому как фантазия подскажет), то я даже об этом не могу ни кому сказать, а эту даму, чтобы не обидеть, мягко послать к черту. И я за эту испорченную мне кровь не должен ни чего брать? Хотя бы символически обязан.

Лучник
02.04.2015, 15:19
Я в дождь, метель и слякоть несся по запросу прокуратуры или суда и по приказу ректора АГПИ в тьмутаракань Хакасской АО, я рассматривал уголовные дела сдерживая порой рвоту, я ломал голову и дышал пылью книгохранилищ, когда мне не хватало знаний. И за это я должен быть благодарен, что мне поручили? Нет.

Ну, у меня не так трудоемко.

nauczyciel
02.04.2015, 15:27
Культурно-историческая экспертиза
Мы такую заказываем в среднем за 80 тыс. руб. за объект.

Лучник
02.04.2015, 15:28
Мы такую заказываем в среднем за 80 тыс. руб. за объект.

Это наверно археологическую так заказываете.

LeoChpr
02.04.2015, 15:40
археологическую так заказываете.
Археология стоит на много дороже. У нас археологическая лаборатория весь исторический факультет кормила во времена НИСов. Вы просто возьмите и пройдитесь по инету, как заказчик. Вот о расценках и узнаете.

Лучник
02.04.2015, 15:40
LeoChpr, кстати, а Вы сколько берете денюшек?

LeoChpr
02.04.2015, 15:45
Вы сколько берете денюшек?
Самая легкая на неделю - 7 тысяч, более трудоемкая на две недели - 15. Короче, тысяча в сутки. Ну если выезд из гнезда - там и командировочные и оплата гостиницы, и суточные, и транспорт.

Лучник
02.04.2015, 15:52
Самая легкая на неделю - 7 тысяч, более трудоемкая на две недели - 15. Короче, тысяча в сутки. Ну если выезд из гнезда - там и командировочные и оплата гостиницы, и суточные, и транспорт.

Я трачу полчаса, не больше. Так что фиг с ними.

LeoChpr
02.04.2015, 16:04
У меня на кафедре работал студент , системный программист. Когда его спрашивали о цене за программу, которую от написал на заказ, упомянув время потраченное им между заказам и его исполнением, от отвечал: "Я потратил один день и всю прожитую на этот момент жизнь". Одно из правил экспертизы - это ознакомиться предварительно, провести исследование и вернуться к интерпретации только через сутки. Потом перепроверить данные и т.п. так неделя и уходит. Может у Вас в Вашей области так, но у нас сходу нельзя. За сутки уже по иному смотришь на полученные результаты, видишь пролупы и стараешься их ликвидировать. Порой одним обследованием не удается ограничиться.

Рената
02.04.2015, 17:05
Лучник, мне кажется, имеет значение, у кого преподаватель читает лекции. Например, на известных мне курсах повышения квалификации лектор получает в час 3 т.р. И это достаточно престижно.

LeoChpr
02.04.2015, 17:22
фиг с ними
Вот из-за таких и был вынужден профессор в "Кремлевских курантах" спичками торговать.

nauczyciel
02.04.2015, 17:35
Это наверно археологическую так заказываете.Я точно не скажу. Суть в чём - эксперт должен написать, что халупа, которую мы сносим для постройки подстанции, не представляет историко-культурной ценности.

Рената
02.04.2015, 17:56
А мы заказываем действительно археологическую, где эксперт должен написать, что в местах предполагаемого строительства газопровода не будет найден череп коня Вещего Олега и стоянка древнего человека...И это реально стоит много денежек...

LeoChpr
02.04.2015, 17:58
не представляет историко-культурной ценности.
Так и тут нужно время для работы в архивах, я так думаю.

докторенок
02.04.2015, 17:59
Т.е. из перечисленных критериев важным является только один - достойная зарплата. Но и он же в данном конкретном случае наиболее сомнителен. Откуда у доктора исторических наук может взяться достойная зарплата?

Собственно, моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник.

Во-первых, у доктора исторических наук в вузе такая же зарплата как и у остальных докторов, конечно, особой статьей доходов является НИРы, у историков в этим напряжно. Но и не все физики/химики имеют такие НИРы. Во-вторых, что именно Вы выявляете: стереотипы общественного сознания? Тогда, да мы можем говорить, что в обществе к преподавателям и учителям относятся как неудачникам. Есть такой стереотип. Хотя если сравнить зарплату в вузе и офисного планктона, то далеко не все они получают на уровне доктора наук. Или Вы изучаете все же то как сами доктора наук ощущают в этом мире? То тогда это совсем другой вопрос. Логично спросить у самих докторов считают ли они себя неудачниками. Думаю, что серия углубленных интервью будет самым подходящим методом.

kravets
02.04.2015, 18:06
Хотя если сравнить зарплату в вузе и офисного планктона, то далеко не все они получают на уровне доктора наук.

Вы совершенно правы. Вот только в какую сторону работает соотношение - лично мне не ясно. Старший сын - окончивший бакалавриат и работавший аналитиком в банке - получал существенно больше меня.

Бюджетное финансирование НИР в этом году не открыто до сих пор.

Последний (сегодняшний) расчетный лист за март дал картинку в 24000 с копейками. На руки.

докторенок
02.04.2015, 18:13
Я еще добавлю. Да, существуют такие критерии успешности как власть и деньги. И именно они доминируют в качестве критерия успешности в общественном сознании. Это надо учесть при проведении исследования, но мне кажется, что логично добавить такие критерии как удовлетворенность от работы, психологическую комфортность. Это если проводить глубинное интервью. Тогда можно вполне сопоставить картинку, сложившуюся в общественном сознании и реальное самовосприятие в этом мире профессоров с доцентами. Тогда это будет интересно.

Добавлено через 1 минуту


Последний (сегодняшний) расчетный лист за март дал картинку в 24000 с копейками. На руки.

Это даже меньше чем у меня, хотя я доктор исторических наук

kravets
02.04.2015, 18:14
Это даже меньше чем у меня, хотя я доктор исторических наук

Увы, у нас очень жадный вуз.

nauczyciel
02.04.2015, 18:20
Так и тут нужно время для работы в архивах, я так думаю
Ну да. Месяц эту экспертизу делают.

Лучник
02.04.2015, 18:50
Во-вторых, что именно Вы выявляете: стереотипы общественного сознания? Тогда, да мы можем говорить, что в обществе к преподавателям и учителям относятся как неудачникам.

Да, есть такая теорема Томаса. Штука в том, что социальная реальность такова, какой её представляют люди.


ли Вы изучаете все же то как сами доктора наук ощущают в этом мире? То тогда это совсем другой вопрос. Логично спросить у самих докторов считают ли они себя неудачниками. Думаю, что серия углубленных интервью будет самым подходящим методом.

Да, я хочу исследовать три пунка:

1. Объективные критерии (деньги, власть) в сравнении с состоянием в целом по больнице.

2. Отношение студентов (лучше бы, конечно, взять шире, но нет возможности).

3. Самоощущение. И тут будут именно интервью.

Объект не только доктора, а преподы вообще.

докторенок
02.04.2015, 19:05
Лучник, вообще интересно, и плане исследовательской задачи и по жизни. Лично мне интересен именно третий пункт. Много ли таких как я, то есть тех, кто осознает, что не супер-пупер богатый человек в этом обществе (правда и не самый бедный), но в тоже время себя считает именно устроенным по жизни человеком, упиваясь другими моментами по жизни: любимая и интересная работа, уважение коллег и студентов и прочее?

Добавлено через 1 минуту
Лучник, да, кстати, а интервью у самого себя брать будете?

LeoChpr
02.04.2015, 19:10
у самого себя брать будете?
Как в каждом социологическом исследовании: 50% анкет - собственный взгляд с ориентацией на последнее сообщение из Кремля.

прохожий
02.04.2015, 19:16
Собственно, моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник.
Судя по гипотезе, через полтора года двумя докторами наук в системе высшего образования должно стать меньше :laugh:

4gost
02.04.2015, 19:23
моя рабочая гипотеза в диссере заключается в том, что препод в современной России - это почти всегда неудачник
имхо, этот тезис вполне точно отражает мнение большинства современных студентов

nauczyciel
02.04.2015, 19:24
Объект не только доктора, а преподы вообще
Подключайте наш форум!

Лучник
02.04.2015, 19:27
но в тоже время себя считает именно устроенным по жизни человеком, упиваясь другими моментами по жизни: любимая и интересная работа, уважение коллег и студентов и прочее?

Тут важно правильно сформулировать вопросы. И мне пока не ясно, как это сделать. Тут важно отделить сознание от подсознания. Декларацию и самообман от реального мироощущения.

Лучник, да, кстати, а интервью у самого себя брать будете?

Наверно нет. Впрочем, я еще только первокурсник, не знаю, можно ли такое.

Добавлено через 1 минуту
имхо, этот тезис вполне точно отражает мнение большинства современных студентов

Да, даже если они нас, преподов, любят, в этой любви есть существенная доля сострадания))

докторенок
02.04.2015, 19:41
Да, даже если они нас, преподов, любят, в этой любви есть существенная доля сострадания))

А может еще провести опрос студентов? Так Вы правы, любовь и сострадание могут сочетаться в их глазах. Типа вот они такие хорошие, жалко только, что тут прозябают, Бентли купить себе не могут.:laugh:

Лучник
02.04.2015, 19:54
А может еще провести опрос студентов?

Такой опрос предусмотрен.


Так Вы правы, любовь и сострадание могут сочетаться в их глазах. Типа вот они такие хорошие, жалко только, что тут прозябают, Бентли купить себе не могут

Именно.

докторенок
02.04.2015, 20:00
Такой опрос предусмотрен.




Именно.

И при этом каждый думает, что он то обязательно себе этот Бентли купит, а в реальной жизни вполне может оказаться в роли обычного продавца на рынке или в магазине. Как фишка ляжет.:D

Лучник
02.04.2015, 20:08
что он то обязательно себе этот Бентли купит, а в реальной жизни вполне может оказаться в роли обычного продавца на рынке или в магазине.

Но потом может дослужиться до директора. :)

Студенты же транслируют то отношение, которое они впитали родительских семьях. Именно поэтому их мнение важно.

kravets
02.04.2015, 20:23
Студенты же транслируют то отношение, которое они впитали родительских семьях.

Очень спорное утверждение, достоверность которого быстро падает с увеличением курса обучения.

Лучник
02.04.2015, 20:24
Очень спорное утверждение, достоверность которого быстро падает с увеличением курса обучения.

Учту поправку, спасибо.

Courtney Love
02.04.2015, 21:49
какая же неточная эта наука - социология:) почти как педагогика.
опрашивать студентов? а если будем определять статус врача - опросим пациентов. а если статус банкира?

докторенок
02.04.2015, 21:52
Courtney Love, социологические опросы выявляют не сколько статус врача, а мнение опрашиваемых об этом статусе, в идеале опрашиваемые должны быть подобраны так, чтобы быть микромоделью всего общества, то есть по научному выборочная совокупность должна быть моделью генеральной совокупности. Соответственно опрос студентов покажет только мнение студентов о преподавателях, но не более того. При желании можно опросить не студентов, а работников какой-либо сферы, вообще все общество.

natnes
02.04.2015, 21:53
Такой опрос предусмотрен.

Если начинать сразу с формализованного опроса, вы получите банальные ожидаемые результаты многократно описанные в самых разных статьях. Уж что-что, а восприятие студентами престижности преподавательской профессии уже изрядно измусолено.
Достижение новизны, требуемой в магистерской диссертации, в Вашем случае мне видится тремя путями:
1. Разработка дизайна исследования на основе смешанных подходов (пилотажный опрос - глубинники со студентами - репрезентативный опрос)
2. Проведение качественного исследования методом кейс-стадии с выделением типов восприятия статуса и, соответственно, значимости критериев.
3. Анализ динамики статуса преподавателя (можно привлечь хоть результаты Грушинских опросов времен Комсомолки).
Иначе вы узнаете, что студенты в среднем полагают, что профессия преподавателя не очень престижна, т.к. не позволяет заработать много денег, хотя дает возможности самореализации. Но ведь это скучно :)

Courtney Love
02.04.2015, 22:00
Courtney Love, социологические опросы выявляют не сколько статус врача, а мнение опрашиваемых об этом статусе, в идеале опрашиваемые должны быть подобраны так, чтобы быть микромоделью всего общества, то есть по научному выборочная совокупность должна быть моделью генеральной совокупности. Соответственно опрос студентов покажет только мнение студентов о преподавателях, но не более того. При желании можно опросить не студентов, а работников какой-либо сферы, вообще все общество.

хорошо, примерно представляю. Ставлю себя на их место - для меня, например, профессор МГУ и преподаватель без степени местного колледжа - абсолютно разные категории, и статус у них разный. Одно дело врач в местной поликлинике, другое дело кардиохирург в областной больнице.
Это ж какой опросник нужно составить, чтобы все нюансы учесть:confused:

natnes
02.04.2015, 22:06
Одно дело врач в местной поликлинике, другое дело кардиохирург в областной больнице.

Поэтому, вероятно, и заявлено "провинциального вуза". Автор уже априори понимает, что для студентов у преподавателей столичных и провинциальных вузов воспринимаемый статус разный.
Кстати, в традиционном опросе населения США о престижности профессий фигурирует не просто "преподаватель", а "профессор колледжа". Причем стабильно входит в первую десятку.

Courtney Love
02.04.2015, 22:34
natnes, ну опять же, преподаватель разный бывает- это и
-профессор, зам. проректора (например)
- доцент, зам.декана
-старший преподаватель
-преподаватель/ассистент
Ведь всё это нужно учитывать в опросах? А то мало ли что у респондента подкорка выдаст.

Лучник
03.04.2015, 03:05
1. Разработка дизайна исследования на основе смешанных подходов (пилотажный опрос - глубинники со студентами - репрезентативный опрос)
2. Проведение качественного исследования методом кейс-стадии с выделением типов восприятия статуса и, соответственно, значимости критериев.
3. Анализ динамики статуса преподавателя (можно привлечь хоть результаты Грушинских опросов времен Комсомолки).

Спасибо! Дельный совет всегда пригодится!

08.00.05 Industry
03.04.2015, 05:09
А по существу, все же нужно как-то многоаспектно рассматривать, ведь идут же люди преподавать и многим это нравится, почему же сразу неудачники? Лично у меня в сознании преподаватель ассоциируется с высоким интеллектом, научными достижениями и демократией.

нужно разделять, кем воспринимает себя преподаватель и кем его воспринимает общество. Преподаватель может чувствовать себя самореализованным, общество почти всегда будет воспринимать его неудачником

Добавлено через 1 минуту
Достойная кого/чего? Или вы считаете, что человеку нужно много платить за сам факт наличия ученой степени?

в вузе да, потому что степень служит подтверждением более высокой квалификации, за которую полагается более высокая ставка оплаты.

Добавлено через 1 минуту
И между делом невзначай "козыряет" фразой, что типа "нет, четверг у меня занят, во ВГИКе читаю". Окружающие ахают и восхищаются :) Некоторые наши сотрудники тоже берут курсы в вузах, что также воспринимается коллегами с уважением.
В РАН другая картина (но тут судить могу только по конкретному институту): практически все научные сотрудники где-то преподают, но эта деятельность расценивается скорее как "беготня по подработкам", а научная работа - основной вид деятельности.

она преподает во вгике. работала бы в другом вузе, воспринималась бы как человек со странностями. преподавание в мгу, спбгу, последнее время в вшэ воспринимается как престижное

Добавлено через 3 минуты
LeoChpr, помню, пару лет назад на оперативке рассматривали вопрос выполнения расчётов режимов в одной энергосистеме на предмет, кто бы посчитать смог, поскольку сами не успевали. Предложение попробовать привлечь преподавателей УрФУ, учащих студентов выполнять эти расчёты, было отвергнуто по причине недостаточного профессионализма преподавателей для работы, за которую потом отвечать нужно будет.

та же проблема, когда с работы притащил нир на свою кафедру. никто ничего сделать не смог, хотя щеки раздувал

Лучник
03.04.2015, 05:25
Преподаватель может чувствовать себя самореализованным, общество почти всегда будет воспринимать его неудачником

При этом полностью игнорировать общественное мнение препод не может, если он не совсем замкнутый на себе бОтан (что было бы равносильно некоторой психической ненормальности).

08.00.05 Industry
03.04.2015, 06:36
При этом полностью игнорировать общественное мнение препод не может, если он не совсем замкнутый на себе бОтан (что было бы равносильно некоторой психической ненормальности).

он может замкнуться на мнении своей тусовки где все такие же

natnes
03.04.2015, 08:08
natnes, ну опять же, преподаватель разный бывает- это и
-профессор, зам. проректора (например)
- доцент, зам.декана
-старший преподаватель
-преподаватель/ассистент
Ведь всё это нужно учитывать в опросах? А то мало ли что у респондента подкорка выдаст.

Полностью поддерживаю необходимость дифференциации. Кстати, в сознании студентов она может с формальными статусами не совпадать. А строится, например, исходя из а) восприятия престижности факультета (профессор на экономическом факультете не равен профессору на биологическом), б) восприятия престижности предмета (профессор с биофака читает ОБЖ и профессор с биофака читает КСЕ), в) фиг знает чего еще. Поэтому я - за обязательное включение качественных методов в исследование ТС.

Добавлено через 5 минут
он может замкнуться на мнении своей тусовки где все такие же

И это интересный вопрос формирования идентичности преподавателя. Насколько он (процесс формирования) детерминирован внешними факторами? Может идентичность как раз и формируется через противопоставление "мы (кто внутри университета)" и "они (кто вне)". А может через соединение - "признают везде". Входят ли студенты в круг "мы" и ориентируется ли преподаватель на их мнение?
Прям новые исследовательские вопросы сыплются :)

Добавлено через 47 минут
Лучник, прочитала еще раз обсуждение и задалась вопросом - а что вы вообще изучать-то планируете? :)
Вариант 1. Профессиональный престиж как компонент социального статуса
Вариант 2. Профессиональный престиж как показатель социального статуса
Вариант 3. Объективный социальный статус как сочетание профессионального престижа, уровня дохода, образования и объема власти
Вариант 4. Представления студентов о том, что такое социальный статус
Вариант 5. Субъективную оценку преподавателей своего социального положения