PDA

Просмотр полной версии : Аспирантура как педагогическая система


Volodarsky
30.04.2003, 09:33
Мне очень хочется задать научной общественности такой вопрос. Дорогие друзья, вот Undefined написал мне о зависимости положения аспиранта:

даже больше, чем Вы думаете
аспирант - бесправное существо, зависящее от воли божьей, научного руководителя, кафедры, отдела аспирантуры и ученого совета,

Как Вы считаете, разве реальная аспирантура не является такой педагогической системой, где предусматриваются равноправные отношения между руководителями и аспирантами? Разве не также как аспирантам нужны руководители, профессорам нужны ученики, в смесле какой-то научной школы?

Philosof
30.04.2003, 09:59
Вообще аспирантура - это не педагогическая система. Это первая ступенька в научной работе.
Конечно, в идеале отношение сотрудников к аспиранту должно быть как к равному, как к младшему коллеге. На практике бывает по-всякому, зависит от конкретного аспиранта (аспиранты тоже бывают разные - есть толковые люди, а есть и бездельники) и от конкретных сотрудников. Ко мне, когда я пришел в аспирантуру, отнеслись именно так - как к коллеге по науке. Отношение такое сформировалось не сразу, но довольно быстро.
Нужны ли профессору аспиранты... Разные бывают профессора. У меня в секторе есть профессор, который каждый год берет аспирантов, да еще с удовольствием общается с чужими. А есть другой (кстати зав. сектором), который берет аспирантов редко, и то по обязанности (заведующему положено), и то сам с ними не занимается, а перепоручает другим сотрудникам.
Насчет бесправности - сложный вопрос. Конечно, она имеет место. Но надо уметь бороться за свои права в любых условиях.

lynx
30.04.2003, 12:03
Volodarsky

Разве не также как аспирантам нужны руководители, профессорам нужны ученики, в смесле какой-то научной школы?

Все зависит от самого человека - руководителя, а также очень сильно от обстановки в вузе, от духа, от традиций.

Например, покупатели тоже нужны продавцу, кстати, гораздо больше, чем он им, но даже сейчас, когда у них процент от выручки, попадаются неприятные экземпляры.

Мне очень повезло, в нашем вузе традиции сохранились на тот момент лучшие. Ко мне относились очень хорошо. И корректно, и помогали, я вспоминаю это с большой теплотой.

heilig
30.04.2003, 13:20
Разве не также как аспирантам нужны руководители, профессорам нужны ученики, в смесле какой-то научной школы?
вот уж не знаю... Ученики нужны, наверное, всем, но вот некоторые профессора так себя ведут, что к ним и из-под палки никто не пойдет.
И самое интересное, что они вот сначала ведут себя с тобой ну просто по-свински пока ты маленький, ну курс 1, 2, 3... А потом начинают усиленно приглашать в аспирантуру, магистратуру и вообще горы золотые сулить и чуть ли не за руку в коридоре здороваться...
Вот и думай, то ли ему действительно аспиранты нужны, то ли он просто конкурс искусственно создает...

очень сильно от обстановки в вузе
даже не сколько во всем вузе, сколько на конкретной кафедре - в моем вузе на кафедру, где я пишу диплом, я не буду поступать ни за какие коврижки, хотя они усиленно приглашают, а вот на другую кафедру сделаю все возможное, чтобы попасть. Хотя это соседние кафедры, две выпускающие специальности одного факультета...

Philosof
30.04.2003, 14:02
И самое интересное, что они вот сначала ведут себя с тобой ну просто по-свински пока ты маленький, ну курс 1, 2, 3... А потом начинают усиленно приглашать в аспирантуру, магистратуру и вообще горы золотые сулить и чуть ли не за руку в коридоре здороваться...

Открою маленький секрет. Намного хуже, когда наоборот. На 2,3,4 курсе чуть языком не облизывают и усиленно приглашают в аспирантуру, а где-нибудь в середине или конце 5го сообщают, что твой диплом (тема, трактовка, уровень вообще и т.д.) никуда не годится, садись и переделывай все так, как я скажу. Вот это действительно кошмар.

Undefined
30.04.2003, 14:07
heilig
при чем здесь кафедра?

heilig
30.04.2003, 16:18
Undefined
при чем здесь кафедра?
эээ... ну ты ж сам сказал:
аспирант - бесправное существо, зависящее от воли божьей, научного руководителя, кафедры
вот и при том, что на каждой кафедре собственный порядок, где-то только заведующего облизывают, а где-то реальной научной работой занимаются, а задача поступающего - определить где, что, как, перспективы и прочее. Или что-то не так?

JamesBond
30.04.2003, 19:31
Как Вы считаете, разве реальная аспирантура не является такой педагогической системой, где предусматриваются равноправные отношения между руководителями и аспирантами? Разве не также как аспирантам нужны руководители...

Пока меня на забавнили совсем, отвечу тут. Я ж не знаю, насколько прекрасная Админ отвечает добром на добро. Хотя уже понятно, как. Но вот еще не совсем.

Нет. Не так же нужны, а с точностью да наоборот нужны. У аспиранта есть силы, а у руководителя - идеи. То есть, сама специфика "нужности друг другу" предполагает более основную роль идеи над реализацией.

Если в понятие "педагогической системы" вкладывать то, что Вы описали, то тогда аспирантура - вообще не педагогическая система, а производственная система. Существует такая отрасль общественного производства, именуемая наукой, и вот там типа курсы для научных работников по специальности, где их учат производить научный продукт. Называются те курсы аспирантурой.

Кстати, со своей аспирантской группы (а нас было 15 чел) я В УПОР не помню ни одного аспиранта. Всю кафедру, не мою, а политеховскую, моего руководителя, гда я работал все три года - своей считаю, да и до сих пор они меня тоже за своего считают. Свой курс - 90% помню. Школьных - 100%. А вот аспирантов - ни одного. Хотя например, философию нам только в аспирантуре дельно рассказали. Философа нашего помню, умный мужик был.
Это лишний раз показывает, что аспирантура - если и числить ее системой педагогики, то лишь системой педагогики выбранного руководителя.
То, что он вкладывает в это понятие, то и в тебя заложит, если ты его аспирант.
Естественно, равноправия никакого там нет, да думаю, в науке его и быть не может в принципе. Создает только создатель, остальные пользуются. Или помогают, или разрушают, это уж кто как.
Пифагор, так уж повелось, равен Аристотелю только потому, что веса их примерно равные. А вот уже ученики Пифагора - пифагорейцы скопом, и как звать кого - уже не вспомнить.

Volodarsky
30.04.2003, 20:50
Да, педагогическая система штучный, личностный продукт учителя. Вот недавно книжку прочитала "Учитель как объект психологического исследования" Рогов Е.И., процитировала бы с удовольствием, да отдала подруге повышать уровень образования...
JamesBond

Нет. Не так же нужны, а с точностью да наоборот нужны.

Что это значит? У меня три опубликованные в центральных журналах статьи. Опубликованы без блата, без соавторства, без визы научного руководителя, без всякой рекомендации печатающихся авторов (как где-то здесь указывалось в какой-то теме). Не во внутреннем сборнике, не тезисы, не стендовый доклад. Три полноценные статьи по 5 журнальных страниц, опубликованные во всероссийских рецензируемых (а можно сказать - во всесоюзных, так как в странах СНГ ничего подобного нет) журналах. Одобрены уважаемыми на мировом уровне людьми, состоящими в редколлегии, иначе они не были бы опубликованы, что означает, что они актуальны, имеют новизну и практическую ценность. У меня есть идеи, и если они где-то неправильные, разве их нельзя поправить?

Тогда я не понимаю, а кто же такой тогда аспирант? Это что, чистый лист бумаги? Без статей, без идей, аппарат для реализации идей научного руководителя?

Сейчас открою новую тему Психологический портрет аспиранта

JamesBond
01.05.2003, 01:26
У меня три опубликованные в центральных журналах статьи.

Блин... Пани Володарски! С этого и надо было начинать.
Тогда исходный вопрос с руководителем надо решать по-другому и гораздо жестче: руководитель нужен под тему, а не наоборот.
Автоматом отказываетесь от того профессора, а котором Вы говорили.

Если есть три статьи, они на одну тему, а не одна статья в трех журналах, то тогда садитесь и пишете литобзор. Это получится четвертая глава диссера. Потом смотрите, чего там еще надо для оформления диссера ПО СДЕЛАННОЙ ВАМИ ТЕМЕ, ибо этим все определяется, и добавляете, что требуется для соответствия диссеру.
Потом с этим ищете уже научного руководителя, который бы согласился
быть руководителем по уже ГОТОВОЙ работе, и оформляете соискательство.
Чего проще?
Куча народу защищается без всяких аспирантур. Ну, наверное экзамены надо сдать. Английский, я так понял - фигня в Вашем случае, остается специальность и философия. Это можно и так подучить и сдать.
Я думаю, что если при совдепии в таких случаях просто было, то сейчас и того проще.

Ink
15.08.2009, 21:37
Мне очень хочется задать научной общественности такой вопрос. Дорогие друзья, вот Undefined написал мне о зависимости положения аспиранта:даже больше, чем Вы думаете
аспирант - бесправное существо, зависящее от воли божьей, научного руководителя, кафедры, отдела аспирантуры и ученого совета,
Увы, но он был прав.