Dr.X
26.11.2022, 23:36
https://aftershock.news/?q=node/1180284
Подлетающий бумеранг
21/Ноя/22 N.Grishin
Радость от приближающихся новогодних праздников грозиться быть смазанной не только и не столько сиюминутными и преходящими (и соответственно уходящими) досадностями в виде очередных "прилётов" и "выбухов", очередных расстрелов очередных доверчивых "мобиков", очередной сдачей очередных крымов, и иных неполных мобилизаций, но вещами хоть и не столь медийно и пиарно шумными (и соответственно короткими), но при этом (увы) более масштабными и долговременными.
А именно - уже начинают вызревать "ягодки" провальной вступительной компании в ВУЗы 2022 года.
Диванному воинству все последние месяцы занятому геройским воеванием в камментах - кратко напомним содержание предыдущих серий.
В компанию 2022 года - произошло наложение и соединение традиционных прелестей ЕГЭ, двухлетней ковидной удалёнки, отмены "Второй волны" приёма, привычных сбоев в работе "Госуслуг", ну и сама СВО тоже конечно посильно вложилась.
В результате, число школьников сдающих профильную математику - сократилось в 2022 году на рекордные 16% (по сравнению с 2021), при этом каждый четвёртый (25%) - даже не набрал минимально допустимое количество балов.
Ну и уже традиционно (Стабильность результатов - признак мастерства!) был поставлен рекорд по сокращению количества сдающих физику:
2016 - 26%
2017 - 23,4%
2018 - 21,3%
2019 - 19,2%
2020 - 19,6%
2021 - 18,8%
2022 - 16,8%
Как следствие - в подавляющем большинстве ВУЗов - возник острый недобор студентов на технические, инженерные и естественно-научные направления, причём часто - даже на бюджетные места. Для закрывания дыр - были объявлены донаборы, в результате чего произошло значительное снижение проходного балла.
Так в МГУ им. Ломоносова проходной балл упал по 33 направлениям подготовки.
«Прикладная математика и информатика» - на 6% (с 430 до 405 баллов),
«Космические исследования и космонавтика» - на 7% (с 344 до 319 баллов),
«Биология» биофак МГУ - на 9% (с 435 до 397 баллов),
«Биология» биотехнологический факультет - на 13% (с 425 до 368 баллов),
«Химия, физика и механика материалов» - на 11% (с 373 до 329 баллов).
НИУ ВШЭ:
«Прикладная математика» - на 8% (с 290 до 266 баллов) .
«Физика» - на 13% (с 271 до 235 баллов),
«Геоинформационные технологии» - на 13% (с 277 до 242 баллов),
«Инфокоммуникационные технологии и системы связи» - на 18% (с 267 до 218 баллов),
МГТУ им. Н.Э. Баумана:
«Электроэнергетика и электротехника» - с 257 до 149 баллов,
«Управление в технических системах» - с 264 до 160 баллов.
ИТМО:
«Мехатроника и робототехника» - на 12% (с 273 до 231 баллов).
«Электроэнергетика и электротехника» - на 15% (с 255 до 216 баллов),
«Информационная безопасность» - на 17% (с 270 до 225 баллов),
«Биотехнические системы и технологии» - на 19% (с 255 до 207 баллов),
О дополнительном зачислении сообщили так же МФТИ, МГСУ, МИЭТ, МЭИ, МАДИ, и целый ряд других ВУЗов.
Через месяц после начала учебного года - всё ещё оставались незаполненные бюджетные места по микро и наноэлектронике, машиностроению, электротехнике, биотехнологиям и химических технологиях в ВУЗах Нижнего Новгорода, Казани, Калиниграде, Томске, Новосибирске и б.Ленинграде.
Конечно общая дефектность и дефективность российской системы высшего образования - появилась и возникла отнюдь не в 2022 году.
"из 20,8 тыс. выпускников российских вузов в области радиоэлектроники, 40% - не планируют работать по специальности, 15% - рассчитывают сменить работу после одного-трех лет, а ещё 10% - исходно хотят работать в зарубежные компаниях" (Финансовый университет).
"российские технологические компании сворачивают своё сотрудничество с ВУЗами, если в 2021 году этим интересовались 77% компаний, в 2022 - лишь 47%; открыть на базе вузов свои лаборатории в 2021 году планировали 47% компаний, а в 2022 - только 11%; участвовать в научно-исследовательских работах в 2021 году - 43%, а в 2022 - только 14%; реализовать совместные образовательные программы в 2021 году хотели 40% компаний, а в 2022 - всего 5%" (Ассоциация разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции «Базис»)
"в 2022 г. по специальностям группы "электроника" по профессии полученной в ВУЗе работают только 5% выпускников, при этом на молодые (20–29 лет) кадры приходится только 2% работающих" (Минпромторг)
Однако 2022 стал в этом плане рубежным.
Теперь - собственно новость (то что выше - предисловие и общая статистика).
На прошлой неделе, в рамках одного профильного мероприятия - состоялась неформальная встреча и беседа людей занимающихся ... скажем так поиском и подбором студентов и аспирантов (сложная техническая в т.ч. компьютерная тематика) на достойные позиции в хороших местах.
Пытаться набирать хороших людей по выпуску - уже давно пустая затея, приходится сдвигать границу на территорию вузов. Соответственно люди - вынуждены мониторить ситуацию и плотно общаются со всей линейкой преподавателей, начиная с общих дисциплин, и заканчивая профильными выпускающими кафедрами. Ну и естественно со студентами в рамках самых разных активностей.
Так вот общее резюме общения - однозначное, лавочку - можно, да и по хорошему надо закрывать.
Если раньше, даже в самые тёмные 90-ые, из условно десятка человек можно было хоть как-то общаться с одним, то набор 22-го года - почти полностью "битый". Там - уже не один из десяти, а в лучшем случае один из ста. И экономика всего действа - уже не сходится.
Как эти первые курсы будут проходить семестровые экзамены - хороший вопрос. Что со всем этим хозяйством будут делать сами ВУЗы (при сохранении подушевого финансирования) - ещё более интересный вопрос.
Но вот с чем никаких вопросов не возникает, так это с тем, что это кино только начинается, и впереди нас ждёт много удивительных историй. Беспилотники, а теперь уже и газовые турбины из Ирана, и снаряды из Сев.Кореи это - только начало (до этого если кто забыл - были турецкие байратраки). Скоро для поддержания тепловых сетей или трамвайных линий - уже придётся приглашать людей из Монголий и Пакистанов. И ещё не факт что они в такую отсталую дыру поедут.
==========
Грустно
Подлетающий бумеранг
21/Ноя/22 N.Grishin
Радость от приближающихся новогодних праздников грозиться быть смазанной не только и не столько сиюминутными и преходящими (и соответственно уходящими) досадностями в виде очередных "прилётов" и "выбухов", очередных расстрелов очередных доверчивых "мобиков", очередной сдачей очередных крымов, и иных неполных мобилизаций, но вещами хоть и не столь медийно и пиарно шумными (и соответственно короткими), но при этом (увы) более масштабными и долговременными.
А именно - уже начинают вызревать "ягодки" провальной вступительной компании в ВУЗы 2022 года.
Диванному воинству все последние месяцы занятому геройским воеванием в камментах - кратко напомним содержание предыдущих серий.
В компанию 2022 года - произошло наложение и соединение традиционных прелестей ЕГЭ, двухлетней ковидной удалёнки, отмены "Второй волны" приёма, привычных сбоев в работе "Госуслуг", ну и сама СВО тоже конечно посильно вложилась.
В результате, число школьников сдающих профильную математику - сократилось в 2022 году на рекордные 16% (по сравнению с 2021), при этом каждый четвёртый (25%) - даже не набрал минимально допустимое количество балов.
Ну и уже традиционно (Стабильность результатов - признак мастерства!) был поставлен рекорд по сокращению количества сдающих физику:
2016 - 26%
2017 - 23,4%
2018 - 21,3%
2019 - 19,2%
2020 - 19,6%
2021 - 18,8%
2022 - 16,8%
Как следствие - в подавляющем большинстве ВУЗов - возник острый недобор студентов на технические, инженерные и естественно-научные направления, причём часто - даже на бюджетные места. Для закрывания дыр - были объявлены донаборы, в результате чего произошло значительное снижение проходного балла.
Так в МГУ им. Ломоносова проходной балл упал по 33 направлениям подготовки.
«Прикладная математика и информатика» - на 6% (с 430 до 405 баллов),
«Космические исследования и космонавтика» - на 7% (с 344 до 319 баллов),
«Биология» биофак МГУ - на 9% (с 435 до 397 баллов),
«Биология» биотехнологический факультет - на 13% (с 425 до 368 баллов),
«Химия, физика и механика материалов» - на 11% (с 373 до 329 баллов).
НИУ ВШЭ:
«Прикладная математика» - на 8% (с 290 до 266 баллов) .
«Физика» - на 13% (с 271 до 235 баллов),
«Геоинформационные технологии» - на 13% (с 277 до 242 баллов),
«Инфокоммуникационные технологии и системы связи» - на 18% (с 267 до 218 баллов),
МГТУ им. Н.Э. Баумана:
«Электроэнергетика и электротехника» - с 257 до 149 баллов,
«Управление в технических системах» - с 264 до 160 баллов.
ИТМО:
«Мехатроника и робототехника» - на 12% (с 273 до 231 баллов).
«Электроэнергетика и электротехника» - на 15% (с 255 до 216 баллов),
«Информационная безопасность» - на 17% (с 270 до 225 баллов),
«Биотехнические системы и технологии» - на 19% (с 255 до 207 баллов),
О дополнительном зачислении сообщили так же МФТИ, МГСУ, МИЭТ, МЭИ, МАДИ, и целый ряд других ВУЗов.
Через месяц после начала учебного года - всё ещё оставались незаполненные бюджетные места по микро и наноэлектронике, машиностроению, электротехнике, биотехнологиям и химических технологиях в ВУЗах Нижнего Новгорода, Казани, Калиниграде, Томске, Новосибирске и б.Ленинграде.
Конечно общая дефектность и дефективность российской системы высшего образования - появилась и возникла отнюдь не в 2022 году.
"из 20,8 тыс. выпускников российских вузов в области радиоэлектроники, 40% - не планируют работать по специальности, 15% - рассчитывают сменить работу после одного-трех лет, а ещё 10% - исходно хотят работать в зарубежные компаниях" (Финансовый университет).
"российские технологические компании сворачивают своё сотрудничество с ВУЗами, если в 2021 году этим интересовались 77% компаний, в 2022 - лишь 47%; открыть на базе вузов свои лаборатории в 2021 году планировали 47% компаний, а в 2022 - только 11%; участвовать в научно-исследовательских работах в 2021 году - 43%, а в 2022 - только 14%; реализовать совместные образовательные программы в 2021 году хотели 40% компаний, а в 2022 - всего 5%" (Ассоциация разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции «Базис»)
"в 2022 г. по специальностям группы "электроника" по профессии полученной в ВУЗе работают только 5% выпускников, при этом на молодые (20–29 лет) кадры приходится только 2% работающих" (Минпромторг)
Однако 2022 стал в этом плане рубежным.
Теперь - собственно новость (то что выше - предисловие и общая статистика).
На прошлой неделе, в рамках одного профильного мероприятия - состоялась неформальная встреча и беседа людей занимающихся ... скажем так поиском и подбором студентов и аспирантов (сложная техническая в т.ч. компьютерная тематика) на достойные позиции в хороших местах.
Пытаться набирать хороших людей по выпуску - уже давно пустая затея, приходится сдвигать границу на территорию вузов. Соответственно люди - вынуждены мониторить ситуацию и плотно общаются со всей линейкой преподавателей, начиная с общих дисциплин, и заканчивая профильными выпускающими кафедрами. Ну и естественно со студентами в рамках самых разных активностей.
Так вот общее резюме общения - однозначное, лавочку - можно, да и по хорошему надо закрывать.
Если раньше, даже в самые тёмные 90-ые, из условно десятка человек можно было хоть как-то общаться с одним, то набор 22-го года - почти полностью "битый". Там - уже не один из десяти, а в лучшем случае один из ста. И экономика всего действа - уже не сходится.
Как эти первые курсы будут проходить семестровые экзамены - хороший вопрос. Что со всем этим хозяйством будут делать сами ВУЗы (при сохранении подушевого финансирования) - ещё более интересный вопрос.
Но вот с чем никаких вопросов не возникает, так это с тем, что это кино только начинается, и впереди нас ждёт много удивительных историй. Беспилотники, а теперь уже и газовые турбины из Ирана, и снаряды из Сев.Кореи это - только начало (до этого если кто забыл - были турецкие байратраки). Скоро для поддержания тепловых сетей или трамвайных линий - уже придётся приглашать людей из Монголий и Пакистанов. И ещё не факт что они в такую отсталую дыру поедут.
==========
Грустно