PDA

Просмотр полной версии : Научный руководитель


Yury
24.12.2001, 16:12
Многие аспиранты жалуются на плохое научное руководство. Каким вы видите хорошего научрука?

lynx
25.12.2001, 20:01
Идеал - хороший ученый + хороший педагог + хороший человек.

revinski
02.02.2002, 05:00
Мне кажется, что самое плохое в науч.руке, что может быть, это безразличие к аспиранту - типа, твоя тема, сам и занимайся

Так что очень важно, чтобы науч.руку был хоть немного интересен результат

lynx
02.02.2002, 19:57
revinski

самое плохое в науч.руке, что может быть, это безразличие к аспиранту - типа, твоя тема, сам и занимайся

Ну... А иногда в этом что-то есть...

revinski
04.02.2002, 02:39
lynx
А иногда в этом что-то есть
В принципе конечно, в идеале аспирант всё (или почти всё) должен делать сам. Но есть масса всяких дурацких формальностей, которые науч.рук. по идее знает лучше, потому что ему вообще-то деньги плотют за аспирантов :):):)
А потом очень легко представить себе ситуацию, когда диссер написан, и нет НИКОГО, кто мог бы стать науч.рукмо - все заняты и никому нет дела до твоей выстраданной работы...

lynx
04.02.2002, 04:12
revinski

Но есть масса всяких дурацких формальностей, которые науч.рук. по идее знает лучше,

Вот как раз формальности он может и не знать.
Во-первых, в каждой аспирантуре и в каждом совете эти формальности, малость разные, так что формальности - это прерогатива как раз таки отдела аспирантуры и секретаря Ученого Совета (не Ученого Секретаря - не путать!).
Во-вторых, что касается формальностей с ВАКом, их слишком много, и они часто меняются, и они разные для разных специальностей. Например, список рассылки автореферата - разный. Поэтому научный руководитель как раз может и не быть в курсе их.

У меня, например, мой _второй_ научный руководитель, _абсолютно_ не разбирался в проблеме, которой я занималась, и не пытался даже - все равно бы не получилось. И я была ему признательна за то, что он не строил из себя того, кем не являлся, он мне помог с организацией исследования - устроил на работу в лабораторию с оборудованием и испытуемыми - это очень не мало. Плюс, он пытался мне общими словами советы по диссеру давать, книжку по оформлению документов дал :) Словом, - я не в претензии, а наоборот, очень ему благодарна. :)
Но, идеальным _научным_ руководителем я бы его не назвала.

Philosof
15.08.2002, 00:14
Продолжаем конструировать идеал.
1. Авторитетный человек, имеет вес в институте.
2. Любит заниматься молодежью - студентами и аспирантами. Не всем руководителям свойственна эта черта. Особенно это относится к разного рода "заведующим", не склонным тратить время на молодых, но берущих аспирантов из представительских соображений (должность обязывает). Не секрет, что многие студенты рвутся поступить именно к зав. кафедрой, декану и т.д., не понимая, что не в этом суть. А в итоге болтается человек неприкаянный.
3. Широкие научные и жизненные взгляды, терпимость к другим точкам зрения.
4. Практичный человек, хорошо ориентируется в научной среде. Среда эта (особенно академическая наука) живет по своим законам, со своей сложной системой профессиональных и человеческих взаимоотношений. Аспиранту, настроенному на активную научную деятельность, легко запутаться и влипнуть в какую-нибудь неприятность. Задача руководителя - помочь, объяснить, что можно и что не нужно делать, где лучше печататься, где выступать... В общем, предостеречь от возможных неверных шагов.
5. Следствие из 4. Помогает продвигать публикации в печать. Первая статья - это очень важно. На мой взгляд, помочь ее опубликовать - одна из важных задач руководителя.
6. Я бы остерегся выбирать рувководителем большого человека. Академика, директора института и т.п. Большие люди создают большие проблемы. Поспорить или разойтись во взглядах с обычным руководителем - одно, с большим начальством - несколько другое. В общем, в идеале - авторитетный доктор наук или профессор. Вполне достаточно.

Jacky
07.11.2002, 21:37
Ниже идет интересная цитата из книги доктора экономических наук В.В. Радаева "Как организовать и представить исследовательский проект". Пользуясь случаем, замечу, что обзор этой работы через некоторое время появится в разделе "Книги" этого сайта. Кроме того, прошу обратить внимание, что мнения и комментарии относительно уже размещенных там обзоров можно высказывать вот в этой теме:
http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=146 Мне будет интересно ваше мнение. :)

Итак, цитата.

==========
Что можно требовать от научного руководителя

Научный руководитель — очень важная фигура для процесса подготовки и защиты кандидатской диссертации. И важно понимать, чем он(а) может нам помочь, а с какими вопросами к нему(ней) обращаться бессмысленно. Конечно, люди бывают разные, но все-таки следует сформулировать исходные функции научного руководителя.
Итак, кто такой научный руководитель? Практически любой из нас в ответ на этот вопрос без промедления скажет, что научный руководитель — это человек, который:
* предлагает тему нашего исследования;
* определяет общее направление нашей работы;
* набрасывает содержательные идеи для нашей работы;
* рекомендует необходимую литературу;
* подсказывает, как справиться с различными задачами;
* ободряет нас и хвалит за достигнутые успехи.
Пришло время сказать, что ни один из перечисленных выше шести пунктов не входит в функции научного руководителя. То есть, конечно, руководителю не возбраняется всем этим заниматься, и многие действительно это делают, но, строго говоря, к главным обязанностям руководителя они не относятся. Все это диссертант должен делать самостоятельно. Кто же такой в этом случае "научный руководитель", в чем заключается его историческая роль кроме того, что он(а) выпускает нас на защиту под свою личную ответственность?
Научный руководитель — это человек с ножницами (или, если угодно, с острым скальпелем, или, на худой конец, с красным карандашом). Он не должен ничего предлагать или, тем более, дописывать. Его задача указана в нашем очередном правиле.
Правило 42. Основная (и почти единственная) задача научного руководителя - отсекать лишнее. Он(а) выполняет принципиальную критическую функцию вычеркивания и выбраковки.
Я на всю жизнь запомнил урок, преподнесенный мне одним из моих научных руководителей Н.А. Цаголовым. Просмотрев первую главу моей кандидатской диссертации, он без долгих рассуждений вычеркнул первые десять страниц, на которые было потрачено немало упорного труда. Мне, разумеется, стало обидно, и я спросил: "Разве этот текст так плох, чтобы его выкидывать?" Ответ был чрезвычайно прост: "Да, текст неплохой, даже очень неплохой. Но он не имеет непосредственного отношения к заявленной теме. Поэтому выкидывать его, конечно, не надо. Нужно отправить его в домашний архив, а при случае подготовить отдельную работу, вместо того чтобы вставлять его в текст диссертации". Это было жестоко, но справедливо. И помогло мне прояснить функцию научного руководства.
Сегодня ко мне часто обращаются с вопросами, какую тему выбрать, что нужно было бы почитать в данной области, и я, конечно, стараюсь что-то отвечать. Но хочется сказать, что разговор с научным руководителем должен строиться иначе. Бессмысленно спрашивать руководителя, что нам делать, какую тему выбрать, что читать и как писать. Повод для разговора появляется тогда, когда мы приносим руководителю какой-то готовый материал или еще неготовый, но относительно целостный фрагмент, какие-то продуманные варианты решения проблемы, между которыми мы осуществляем свой выбор. Получив от нас этот материал (и только в этом случае), руководитель обретает способность реализовать свою основную критическую функцию.
Впрочем, сводить роль руководителя только к функции чистильщика все же неправильно. У него(нее) есть и подлинно созидательная функция, которая при этом никак не относится к тексту диссертации (или учебной работы). Руководитель должен помочь нам войти в профессиональное сообщество — и не через черный ход, а через нормальную дверь. Иными словами, он должен познакомить нас с нужными людьми, связать со специалистами в интересующей нас области, выдать нам необходимые рекомендации, которые облегчат наш "выход в свет". Добавим, что в процессе подготовки к защите руководитель призван помочь в сборе отзывов, подборе и приглашении оппонентов, подсказать, как себя вести, чтобы не нарушить формальных процедур и неформальных конвенций, "прикрыть" при возникновении нештатных моментов. Словом, по возможности уберечь от неприятностей — это его(ее) святая обязанность.
Однажды я совершенно выпустил из-под контроля процесс предзащиты своей аспирантки в другом городе. В результате она стала заложницей в чужой политической игре (не имевшей непосредственного отношения к диссертации) и наделала ошибок, которые позволили недружелюбно настроенным местным товарищам отложить ее работу на неопределенное время. Можно было бы сказать "я не знал, меня не предупредили", но я считаю это темным пятном в своей биографии.
Наконец, выступать на защите диссертации и даже присутствовать на заседании научный руководитель в принципе не обязан. Хотя, как правило, на такого рода моральную поддержку мы вправе рассчитывать.
==========

Undefined
08.11.2002, 10:35
практичным

aquavita
08.11.2002, 23:59
Jacky
Видишь ли ты себя научным руководителем?

Jacky
09.11.2002, 00:31
В перспективе -- почему бы и нет? Если это по каким-либо причинам окажется приоритетной задачей, без проблем. А что, уже есть желающие испить из источника моей мудрости? :)

aquavita
09.11.2002, 01:26
Если мне понравится твой учебник то , да.
По моим субъективным оценкам тебя ждет блестящее будущее на ниве науки.

Jacky
09.11.2002, 01:53
:) :)

lynx
09.11.2002, 02:06
Довольно оффтопить и отвечать одними смайлами.

Philosof
09.11.2002, 11:24
Правильно, я тоже не люблю смайлики. Ведь в русском языке столько выразительных срадств! Предлагаю отвечать многоточиями, вопросительными и восклицательными знаками.
Почему это никто не предположил, что меня тоже ждет блестящее будущее на ниве науки? Я тоже чувствую, что во мне спит руководитель, и не только научный. Готов давать всем желающим ценные руководящие указания, совершенно безвозмездно.

Если это по каким-либо причинам окажется приоритетной задачей

Вот интересно, какие это могут быть причины?

Довольно оффтопить

Ой! Больше не буду, честное слово!

Jacky
09.11.2002, 14:55
Philosof
Вот интересно, какие это могут быть причины?
Разные, в зависимости от ситуации. Вот один из возможных ответов. Цитирую из книги В.К. Криворучко "Диссертационное исследование". Думаю, не секрет, что многие ориентируются на причины, изложенные во второй части цитаты. Конечно, идеальный научный руководитель должен больше заботиться о формировании научной школы. Но то -- идеальный.

=====
Каждый ученый заинтересован в том, чтобы создать свою научную школу, подготовить кандидатов и докторов наук.
Есть и иная заинтересованность -- за аспиранта/докторанта научному руководителю положены 50 учебных часов; научный работник, не работающий на преподавательской работе, для получения ученого звания профессора должен иметь определенное число подготовленных кандидатов и докторов наук. Считалось, что таких должно быть не менее пяти человек.
=====

Zed
10.12.2004, 18:29
У меня научный руководитель является руководителем диссертационного совета, в котором предстоит защищаться.

Мне интересно ваше мнение, хорошо это или не очень ?
Какие-то плюсы в этом есть?
Прошу односложно не отвечать, а прокомментировать ;)

lynx
13.12.2004, 20:44
Zed
У меня научный руководитель является руководителем диссертационного совета, в котором предстоит защищаться.

То есть председателем?
Это не страшно, просто на момент Вашей защиты, согласно научной этике, председательствовать будет кто-то другой. Такие ситуации не редки, и в этом нет ничего плохого, наоборот - чем выше статус научного, тем благосклонее и Совет, и ВАК.

:)

Zed
14.12.2004, 01:24
просто на момент Вашей защиты, согласно научной этике, председательствовать будет кто-то другой.

вот это меня и пугает :(

lynx
14.12.2004, 02:28
Zed
вот это меня и пугает

Почему пугает то? :?
Ну, по-другому все равно не будет :)

AspirantSPb
14.12.2004, 12:38
Я столкнулся с ситуацией, когда научный руководитель курирует более 30 аспирантов. Говорят, такая плодотворность мало кем приветствуется тем более ВАК и сказывается на качестве работы.

Zed
14.12.2004, 18:52
Я столкнулся с ситуацией, когда научный руководитель курирует более 30 аспирантов. Говорят, такая плодотворность мало кем приветствуется тем более ВАК и сказывается на качестве работы.

У моего штук 40 точно есть :(

lynx
15.12.2004, 04:02
AspirantSPb
Говорят, такая плодотворность мало кем приветствуется тем более ВАК и сказывается на качестве работы.

Да, верно. Но Вы ничего не можете с этим поделать :)

Impressive
28.01.2005, 15:18
Мой научный руководитель предложил мне в качестве тему исследовать Швейцарский ареал немецкого языка и заставвлятет собирать по крупицам практический материал.Я ему неоднократно повторял, что, чтобы заниматься регионлектами, необходимо туда и отправляться, а то, что у ВУЗа нет денег на командировки зарубеж, уже не моя епархия.Вы в курсе, каким образом, к примеру, можно описать поверхность Марса, если изучать ее по гипотезам тех, кто там не бывал никогда и кого уже нет и в живых-то???
как же теперь выйти из воды кандидатом филологических наук????

Philosof
28.01.2005, 18:20
Путем логических рассуждений можно придти к таким вариантам:
1. Поменять тему
2. Поменять руководителя
3. Оставить то и другое и пытаться написать диссертацию.
Жаль, что почти никто из аспирантов не обсужает такие вопросы, как будущая тема, трактовка, направление исследований ДО поступления в аспирантуру...

lynx
31.01.2005, 17:37
Impressive
Я ему неоднократно повторял, что, чтобы заниматься регионлектами, необходимо туда и отправляться, а то, что у ВУЗа нет денег на командировки зарубеж, уже не моя епархия.

А он что отвечает?

Goretz
10.02.2005, 02:22
Понравился подход Философа. Про своего не знаю, правда, как у него с молодежью и продвижением ее.
Но за 1,5 года в заочной раза три пересекались, в кафе сидели (молодец - вместо много пива предпочел не очень водки под рыбку - дешево мне вышло:))))
Познакомился я с ним в ситуации, когда ему уже надо было подписывать мое заявление в аспирантуру (другая тема, другое направление, чуть ли не другая специальность:)))). Но там выхода не было: подавал документы в конце августа, в последний день, когда срок приема уже продлили, а преподы 2 мес. до этого в отпусках были...
Интересно, как у других: два месяца их нет, а вуз обычно в конце июня заканчивается... когда заяву подавать-то?
Не напрягает, всегда рад мне: "в беде не бросит, лишнего не спросит - вот что значит настоящий научрук":))) Не имеет громкого имени, в отличие от его брата, на которого в любом диссере по тематике ссылки есть, в пенсионном почти возрасте...
Что еще надо???

Philosof
10.02.2005, 09:17
Интересно, как у других: два месяца их нет, а вуз обычно в конце июня заканчивается... когда заяву подавать-то?

Так завление подается в отдел аспирантуры, вместе с рефератом, и уже они его сами передают предполагаемому руководителю. У меня было так.

Не имеет громкого имени, в отличие от его брата, на которого в любом диссере по тематике ссылки есть

Ну и хорошо. В моем представлении хороший руководитель - это нормальный такой доктор наук. Не кандидат - кандидата не будут в институте как надо воспринимать, потом есть опасность, что он берет аспиранта, чтоб тот писал ему докторскую. А к всяким академикам я отношусь с подозрением. У знакомого был случай, поступил в аспирантуру к большому человеку, а тот поссорился с другим большим человеком - директором института. Академики ругаются, а аспиранта выгнали из института. Большие люди создают большие проблемы.

Но за 1,5 года в заочной раза три пересекались, в кафе сидели

Вот это конечно нехорошо! В смысле 3 раза в полтора года, а не кафе :)

lima
16.02.2005, 18:01
Все здорово. И научруки у всех разные. А был у кого нибудь опыт вербовки предприятий или даже регионов в качество испытуемых? Вот вопрос! Я , например, все могу! И научрук словоохотливый на обещания, а данных нет как нет. А первый год на исходе. Гложит тоска.
Подумываю сменить все (и научрука, и тему, и , может даже, вуз).
Всем так тяжело?

Philosof
16.02.2005, 18:47
Так в чем Ваш вопрос? Я так и не понял.
Вот это что означает:

А был у кого нибудь опыт вербовки предприятий или даже регионов в качество испытуемых? Вот вопрос! Я , например, все могу!

По-моему явно к этой теме отношения не имеет. Здесь обсуждаем научного руководителя, с другими вопросами идем в другие темы.

научрук словоохотливый на обещания, а данных нет как нет

Вы чем собственно занимаетесь? Получение данных как-то зависит от научного руководителя? Насколько я представляю, в естественных науках, если тема связана с проведением экспериментов, получение результата не всегда зависит от ученого. А у гуманитариев научная работа, в общем-то, дело индивидуальное.

lima
17.02.2005, 10:43
Дело в том, что я пошла к этому научруку, потому, что мне было сказано, что существует договоренность с регионом на научную работу. Но ка выяснилось никакой договоренности нет. А самостоятельно выйти на такой уровень практически не реально.
Мне необходимы данные по какому либо региону, заповеднику или еще что нибудь (геоэкология в первую очередь).

lynx
17.02.2005, 14:32
lima

У меня было два научных руководителя. Один их них мало чем мог мне помочь по теме диссертации, но зато он организовал мне возможность работать с испытуемыми. Это великая вещь для аспиранта.

я пошла к этому научруку, потому, что мне было сказано, что существует договоренность с регионом на научную работу. Но ка выяснилось никакой договоренности нет. А самостоятельно выйти на такой уровень практически не реально.
Мне необходимы данные по какому либо региону, заповеднику или еще что нибудь (геоэкология в первую очередь).

Подойдите прежде всего к научному руководителю и осветите ему свои опасения по поводу того, что год прошел, а к экспериментальной части работы Вы не подошли. Послушайте, что он вам ответит.

lima
17.02.2005, 17:15
У меня стопка всевозможных запросов, по которым получены отказы.
Люди не хотят делиться своими экологическими секретами, видимо у них все гараздо хуже, чем они публикуют.
И что же мне делать? А эта тема меня весьма интересует.
Научрук уверяет что все в шоколаде и расставаться со мной в планах у него нет.

lynx
17.02.2005, 18:00
lima
И что же мне делать? А эта тема меня весьма интересует.
Научрук уверяет что все в шоколаде и расставаться со мной в планах у него нет.

Проанализируйте работу своего научного руководителя с аспирантами: много ли у него защитившихся, какие отзывы о нем, как о научном руководителе, в ВУЗе.
Возможно, Вам действительно не нужно волноваться.

Научрук уверяет что все в шоколаде и расставаться со мной в планах у него нет.

А что он отвечает на вопрос о том, когда и как Вам начать экспериментальную часть работы?

Philosof
17.02.2005, 19:05
Люди не хотят делиться своими экологическими секретами, видимо у них все гараздо хуже, чем они публикуют

А есть уверенность, что они вообще при каком-либо руководителе захотят ими делиться?

mole
28.02.2005, 04:36
Доброе время суток!
посоветуйте пжлста, как быть в такой ситауции
я аспирант 3-го года, скоро-скоро заканчивается срок аспирантуры, экзамены все успешно сданы, НО проблема в том на протяжении всей учебы рук-ль ни разу не проверяла мою работу, то есть никаких корректировок с ее стороны не предполагалось внести в дисс-цию. когда время "подоспело" до защиты, завкафедрой рук-лем было сказано, что работа слабая, (хотя мне говорилось - что все ОК, поэтому и корректировок-то и нет никаких.) таким образом, предзащита была отложена на не понятный срок. после уставления более или менее какого-либо контакта с рук-лем (хотя формально, то есть снаружи у нас хорошие отношения, "она всегда готова мне помочь, а проверять работу смысла нет, так как будут это делать рецензенты и зачем делать двойную работу", - это ее слова)худо-бедно ли, рук-ль "созрел" до того, чтобы сказать завкафедрой, что работа в принципе нормальная и на предзащиту вполне годится. Завкафедрой назначил дату нашей "встречи" и по телефону сказал, что назначит рецензентов. НО... в назначенный день завкафедрой сказал, что надо анписать автореферет, распечатать 3 экз-ра работа (со всеми частями, в т.ч. и списком лит-ры по стандартам ВАК), плюс раздаточный мат-л и тогда будет рассмотрен вопрос о рец-тах. все бы хорошо, да сроки так затянулись ( коненчо, по моей вине в большей степени), что предзащиту я не успеваю пройти до окончания аспирантуры, а отчисление с представлением к защите, как сказал завкаф, мне не "грозит", а то что, это на платной основе будет стоить 1000 у.е.- это мои проблемы. Я, конечно, в максимально сжатые сроки делаю все что и можно и невозможно(пишу автореферат, навожу "марафет"....), но что еще сделать можно, чтобы в конце концов назначили рец-тов, может просто все напрасно (((( все-таки назначение рецензентов и предзащита в обычной обстановке (по крайней мере в этом ВУЗе) происходит не в таких жестких условиях....
как же выйти из "немилости"??? (хотя я ничем не провинился, кафедра - бывает оказывается и такое - объективно не очень((((... плюс это не мой "родной" ВУЗ
P.S.извините за многословие, но так "накипело"....

lynx
28.02.2005, 15:41
mole
завкафедрой рук-лем было сказано

Кем?? :?

как же выйти из "немилости"?

Да никак. Делайте то, что делаете, то, что можете сделать. Это не немилость. Тут больше организационные недоработки, которые Вам стоят нервов и времени. Почаще появляйтесь на кафедре, чтобы все, включая начальника кафедры, помнили, что у Вас "горят" сроки. Во время своих появлений информируйте о том, что у Вас все почти готово и т.д.