Просмотр полной версии : Научное руководство в радость себе и людям
Научное руководство нынче больше в тягость, а не в радость. Все чаще возникает желание - не брать более аспирантов и соискателей. Слишком много сил душевных приходится вкладывать. Ждешь, когда вдруг появится твой заветный "доктор Борменталь". И надежда тает.
На Востоке говорят: "Когда готов ученик, приходит учитель". Полагаю, что не далека от истины и обратная зависимость: "Когда готов учитель, появляются ученики". Без учеников нельзя, закиснешь. Замечал, что когда начинаешь умничать, отвечая на их глупые вопросы, то в голову приходят совсем не глупые мысли.
Суть: без учеников науку далеко не продвинешь. Научное руководство двигатель прогресса.
Но как сделать научное руководство вдохновенным для себя и вдохновляющим для других?
К обсуждению приглашаются все от А до А (от абитуриента до академика).
Надо много работать самому. Видя энергичного и работоспособного человека у подчиненных и руководимых также появляется желание работать.
Надо верить в то, что твоя деятельность полезна, несет пользу тебе, окружающим тебя людям и обществу в целом.
Уделять внимание самоменеджменту, развивать себя, учиться управлять собой, своей деятельностью, своим временем.
Иметь четко поставленную цель и осознавать зачем и как ты ее будешь добиваться.
Результатом будет вдохновение и высокие научные результаты. Я так думаю.
Научное руководство нынче больше в тягость, а не в радость. Все чаще возникает желание - не брать более аспирантов и соискателей. Слишком много сил душевных приходится вкладывать.
Вчера я тоже так подумала, а сегодня защитися мой 4-ый аспирант и откуда то появились новые силы...
Вчера я тоже так подумала, а сегодня защитися мой 4-ый аспирант и откуда то появились новые силы...
Надин, поздравляю!
А скажите по половому признаку как эти аспиранты делятся ?
Каков ваш вклда в эти работы ? я имею в виде насколько самостоятельными были аспиранты, какие вопросы они решали сами, а каким только вместе с вами ?
Надин, поздравляю!
А скажите по половому признаку как эти аспиранты делятся ?
Каков ваш вклда в эти работы ? я имею в виде насколько самостоятельными были аспиранты, какие вопросы они решали сами, а каким только вместе с вами ?
Carro, спасибо!
3 парня (все мат.мет. в экон.) и 1 девушка (ИС в экон.). Толковые. Довольно самостоятельные. Все заоч. аспир. с опытом практической работы (не научно-педагогической), именно последнее и сформировало огромный объем моей работы как руководителя. Идеи 50/50. Писали сами. Хотя и публиковались единолично, все статьи вычитывали и правили вместе, по ходу дела "въезжали" в основы научной методологии, т.к. у всех тот случай, когда практическая значимость была на первом месте. Трое успешно прошли ВАК. Мы туда уже как к себе домой ходим:) Организация/связи были на мне.
Т.е. они к вам попадали с большим практическим материалом, вы добавляли идей, они их реализовывали, потом писали они сами, вы при написании правили, добавляя научности (в хорошем ссмысле я тут имею в виду), обучая их научно-грамотно обосновывать.
Не могу своих вот этот момент научить делать самостоятельно - писать ...
а с некоторыми .. даешь алгоритм описанный, ну запрограммирую и по работе надо, и сравни с существующими (диссертации находешь) , улучши немого - там есть куда улучшать и бдует работа ... и в ответ - никакого результата...
На какое число у вас поход в ВАК по своей работе назначен ? мы уж вас поматерим ...
На какое число у вас поход в ВАК по своей работе назначен ?
1 апреля :)
мы уж вас поматерим ...
уж, пожалуйста
Сейчас "в наличии" трое действующих. Видимо с одной придется расстаться. Я как-то писала о ней, "краснодипломнице". Зазубренные, чуть ли не энциклопедические знания. Написать свое не может. Либо плагиатим, либо ... Творчества 0. Да еще и с папой крутым.
1 апреля :)
уж, пожалуйста
Сейчас "в наличии" трое действующих. Видимо с одной придется расстаться. Я как-то писала о ней, "краснодипломнице". Зазубренные, чуть ли не энциклопедические знания. Написать свое не может. Либо плагиатим, либо ... Творчества 0. Да еще и с папой крутым.
Увы, сегодня аспирантура это сплошной сериал "Папины дочки". Протекция во время обучения ослабляет самостоятельность. Но суть не в этом. Думаю не ошибусь сказав, что подавляющее большинство бывших выпускников писать научные тексты не умеют. И винить их в этом нельзя. Ибо этому нужно специально обучать. Обучать мышлению. Неумение писать это всего лишь следствие неумения мыслить. Исследователь должен полюбить логику. Это сильная вещь даже в элементарном постижении.
Задача научного руководителя интеллектуальное самосовершенствование и обучение мышлению учеников. Если у кого то есть находки на сей счет - поделитесь.
Я на заре своего становления в качестве НР предлагал аспирантам следующее упражнение: поставить сто вопросов по теме своей диссертации. От первых двух своих учениц этих вопросов так и не дождался. Одна впоследствии сбежала, а другая писала работу 5 лет. Но нужно и меня поругать за недостаточную требовательность. По молодости лет опасался, что требовательность могут истолковать как форму ненаучного домогательства
К обсуждению приглашаются все от А до А (от абитуриента до академика).
За формальное приглашение это завсегда спасибо, вот только форум у нас общественный, без ограничения по дискутирующим. За каждым ником личность и формальные критерии, как можно было уже заметить, лично я не приветствую. Т.е. например, для меня, фраза нам важно мнение каждого - абсолютная правда.
Теперь ближе к телу.
Я всех делю на группы:
1) может сам написать и решить организационные вопросы сам по моей наводке;
2) может сам написать, но все организационные вопросы полностью на мне;
3) не может сам написать, но может решить организационные вопросы в два раза лучше меня;
4) ваще нифига не может.
Плохо ли это, хорошо ли, но количество аспирантов у нас снижается от года к году, а категории 3 и 4 доминируют. Выбирать-то особо не из кого. Из х поступивших, до предзащиты дойдут х-у, где у - вышедшие замуж, родившие ребёнка, забившие на всё и т.д. Я как-нибудь озвучу проценты на входе и выходе, но поверьте: они более чем печальны. Еще более печальна гендерная структура: если на входе примерно 50/50, то к моменту защиты уже 90% мужчин и 10% женщин. А посему я наблюдаю ситуацию, когда наши доктора отведут необходимое число аспирантов, до получения профессорского звания, а потом говорят: всё, больше этот геморрой нам не нужен. И руководство возлагается на кандидатов, за неимением желающих докторов.
caty-zharr
05.03.2010, 11:00
Плохо ли это, хорошо ли, но количество аспирантов у нас снижается от года к году, а категории 3 и 4 доминируют.
Снижение числа аспирантов - давно назревшая ситуация, потому что ценность диплома к.н. девальвирована, а от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются, защититься благодаря ВАКу становится все сложнее (и дороже). Поэтому, мое мнение - это хорошо. Другой вопрос - кто остается? Раньше в аспирантуру абы кого не брали, не плодили аспирантов как майских жуков. А доминируют категории 3 и 4 потому, что у них обычно деньги есть! Мой НР ко всем аспирантам относился по-разному (м.б. тоже делил на группы). Кого-то без пакетов даже не слушал, а кому-то сам статьи писал бесплатно. НР тоже делятся на группы:
1. Те, кто "вынесет вам мозги"
2. Те, которому аспиранты будут безуспешно пытаться "вынести мозги"
Защищаются у тех и других, но лучше попасть к первому - так надежнее (это для соискателя). А НР лучше быть во второй группе - защищаются только те, кто хочет и/или может.
1. Те, кто "вынесет вам мозги"
Как бы вынести мозги своей аспирантке?
IvanSpbRu
05.03.2010, 12:56
Как бы вынести мозги своей аспирантке?
Вынести можно только то, что есть:rolleyes: Наличие мозга предварительные исследования подтверждают?:cool:
caty-zharr
05.03.2010, 13:30
Как бы вынести мозги своей аспирантке?
Это делается так: даете задания на определенный период времени (месяц, неделя и т.д.), проверяете как апирант относится к их выполнению. Если ответственно - продолжаете, пока инициатива не перейдет к аспиранту (или пока вам не надоест). Т.е. НР кропотливо собирает мозаику будущей диссертации соискателя из выполненных заданий (во как сказала :cool:). Но не каждый НР (далеко не каждый) хочет этим заниматься. В нашем вузе я таких знаю только 2-х. Причем один из них сам ездит к оппонентам и в ведущую, а одной аспирантке даже защиту оплачивал! У него защищаются ВСЕ! Но это надо тааакое терпение! (Причем защищаются в основном в Москве, он в региональные советы из принципа не идет).
ЗЫ: Извените, что учу доктора наук, но это лишь мое мнение видения проблемы, а IvanSPbRu прав, надо иметь мозги, чтобы их вынести!
сам ездит к оппонентам
тоже езжу
одной аспирантке даже защиту оплачивал!
ну это слишком... хотя, мало ли какие ситуации бывают, вот у моего аспиранта в день защиты мама умерла, помогали кто чем мог, но он молодец достойно выдержал испытание, не знаю смогла бы я в такой ситуации выйти на защиту...
У него защищаются ВСЕ!
Имхо, если он руководит обычными среднестатистическими аспирантами, то не особо это и хорошо, как для него, так и для аспирантов
Т.е. НР кропотливо собирает мозаику будущей диссертации соискателя из выполненных заданий (во как сказала :cool:).
Да, так и делаю.
caty-zharr
05.03.2010, 16:05
Имхо, если он руководит обычными среднестатистическими аспирантами, то не особо это и хорошо, как для него, так и для аспирантов
А почему? У него в аспирантуру - конкурс, он еще не всякого возьмет. Хотя, критерии отбора у него странные - есть и фактические лентяи! Но он все диссертации так, извините за выражение, вылизывает. Мне есть с чем сравнить. Мой НР - человек, конечно, хороший, но руководитель... Я по классификации Ink относилась к 1 группе, но даже его наводки не было куда ехать защищаться.
Поэтому я считаю, что в аспирантуру надо брать тех, кто хочет и может заниматься наукой, и также нужно отчислять, как из ВУЗа за непосещаемость! И вообще, жестче надо с аспирантами, жестче! Чтобы уважали ... Но, естественно, не перегибать палку.
Надин, Там никакой пободной ситуации не было, просто аспирантка такая попалась - он ее на защиту на личном автомобиле возил, а она даже ни тебе спасибо, ни до свидания. А потом на работу устроил, а она уволилась через пару недель. Вообщем, неблагодарная оказалась!
Лучник, я к вам в аспирантуру хочу!!! Правда, уже поздновато. Но, может, НК пойдете? Моему вектору очень нужно направление придать, а то энергии хоть отбавляй, мысли даже во сне приходят о науке, а ленивая - жуть! (Не, ну что-то я себя так... В меру ленивая, в меру!)...
А почему? ... есть и фактические лентяи! Но он все диссертации так, извините за выражение, вылизывает.
ну и кому это надо? пополнить статистику? ИМХО хороший руководитель (впрочем как и хороший родитель) в первую очередь должен воспитать самостоятельную поросль, в идеале способную еще кому-то передать, то, что дал руководитель, а вылизывать - явно лишнее, да и передавать кому-попало тоже нет желания
просто аспирантка такая попалась - он ее на защиту на личном автомобиле возил, а она даже ни тебе спасибо, ни до свидания. А потом на работу устроил, а она уволилась через пару недель. Вообщем, неблагодарная оказалась! кто ж знает какие там отношения были:)
caty-zharr
05.03.2010, 16:20
кто ж знает какие там отношения были
Ой, какие отношения! Ему сто лет в обед ( в смысле староват он для таких отношений). Просто добрый дядька. Я с вами согласна, что аспиранта нужно воспитывать, чтобы сам стимул работать имел. но опять же все зависит от аспиранта. Просто у этого НР моя одногруппница защищалась. И сравнив мои мытарства и ее защиту я бы очень так хотела! Хотя, трудности закаляют!!! И свою защиту я ни на что не променяю! Я даже рада, что пришлось защищаться в незнакомом совете без протекции. И вообще, теперь мой девиз - все мы люди, к любому можно найти подход!
Но, может, НК пойдете?
Это запросто. Только я, как выразился Михайло, "доктор в коротких штанишках". В очень коротких :p
Надо много работать самому. Видя энергичного и работоспособного человека у подчиненных и руководимых также появляется желание работать.
Надо верить в то, что твоя деятельность полезна, несет пользу тебе, окружающим тебя людям и обществу в целом.
Уделять внимание самоменеджменту, развивать себя, учиться управлять собой, своей деятельностью, своим временем.
Иметь четко поставленную цель и осознавать зачем и как ты ее будешь добиваться.
Результатом будет вдохновение и высокие научные результаты. Я так думаю.
Спасибо, DImich.
Личный пример - великое дело!
Нужно много работать, но при этом меньше суетиться.
На память приходит история про молодого бычка и старого быка, взирающих на пасущееся у подножия холма стадо. Последний предпочитал двигаться медленнее, но "работать" с широким размахом.
Мой учитель меня наставлял: не блещи эрудицией без повода, но твой ответ на вопрос ученика должен показывать насколько глубоко ты знаешь обо всем.
Абсолютно согласен: нужно верить в науку. Именно верить (как и в Россию-матушку только верить). Несмотря на разочарования, которые нередки на этом пути. В том числе и разочарования в учениках. И в обмен на веру получишь проблески вдохновения.
Мой Учитель в последние годы любит две фразы: "Мое хобби - мои аспиранты" и "Нужно иметь учеников, чтобы было у кого учиться".
Добавлено через 8 минут 47 секунд
Как бы вынести мозги своей аспирантке?
"Есть только два способа управлять женщиной. Но их никто не знает" (В. Леви "Травмоталогия любви"). Полагаю, что подобный подход распространяется и на аспирантесс. :p
caty-zharr
06.03.2010, 11:20
"Есть только два способа управлять женщиной. Но их никто не знает" (В. Леви "Травмоталогия любви"). Полагаю, что подобный подход распространяется и на аспирантесс.
Ой, ну, я не знаю, прямо половой шовинизм какой-то! Почему такое гендерное предубеждение? Женщина - в первую очередь ЧЕЛОВЕК! Вот и найдите подход к аспирантке, как человеку! А сколько аспирантов неорганизованных!!!! Лично мое мнение, от пола и возраста нет такой большой зависимости! Главное - ЖЕЛАНИЕ! И, если человек ставит себе ЦЕЛЬ, ничто его не смущает, а если ему в аспирантуру просто так "пошлось", то женщина это или мужчина - все равно! Просто женщине еще ребенка нужно успеть родить, пока еще замуж берут, а потом уже наукой заниматься! Кстати, небезуспешно (Вспомним ту же Марию Склодовскую-Кюри, между прочим мама, если мне не изменяет память, двоих дочерей).
IvanSpbRu
06.03.2010, 11:52
Ой, ну, я не знаю, прямо половой шовинизм какой-то! Почему такое гендерное предубеждение?
Просто женщине еще ребенка нужно успеть родить, пока еще замуж берут, а потом уже наукой заниматься!
Вы сами ответили на свой вопрос. И Vica3 давала тут совершенно справедливый совет - работа в вузе для женщины - удобная непыльная работа со свободным графиком, позволяющая спокойно заниматься семьей, а не наукой.
Ну и давайте психологию вспомним - доказано (ссылку сейчас не найду), что научные открытия - это скорее (хотя и не исключительно) удел мужчин (умеющих видеть стратегически и обобщать факты), а не женщин (любящих мелкую кропотливую работу в одной заранее отведенной области). Кстати, именно поэтому в бизнесе мужчина обычна хорош на должности генерального директора, а женщина - на должности главбуха.
И никакого гендерного шовинизма тут нет. Просто мужчины и женщины разные. И искусственно уравнивать их во всем - это преступление против человечества;-)))))))
А исключений - типа Марии Склодовской-Кюри - не так много. Да и она обогатила науку не какими-то великими открытиями - она просто сильно помогала своему мужу. И занималась той самой кропотливой работой - просеиванием образцов в поисках новых элементов.
А к обсуждавшемуся вопросу - управлять женщиной не так просто. Хотя бы потому, что у нее другие приоритеты - семья, например (ну или для начала личная жизнь). Ну и как руководителю управлять аспиранткой? "Защитишься в срок - сможешь спокойно заниматься семьей, изредка приходя на работу в вуз"? А нужна ему такая сотрудница?
caty-zharr
06.03.2010, 15:08
Это запросто. Только я, как выразился Михайло, "доктор в коротких штанишках". В очень коротких
Дорогой Лучник, пока я напишу докторскую, у вас уже будут длинные штанишки! Хотя, я надеюсь, не настолько!
Дорогой Лучник, пока я напишу докторскую, у вас уже будут длинные штанишки! Хотя, я надеюсь, не настолько!
Тогда - пожалуйста, пишите в личку :)
Снижение числа аспирантов - давно назревшая ситуация, потому что ценность диплома к.н. девальвирована, а от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются
то есть?
то есть?
Раньше такие граждане освобождались от призыва на военную службу (до принятия Федерального закона от 19.07.2001 № 102-ФЗ).
Теперь в соответствии с п.п. "а" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане,
имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень, имеют право на освобождение от призыва на военную службу.
Чувствуете разницу, так сказать...?
nauczyciel
02.04.2010, 11:42
Olesya@, мне эту разницу в военкомате объяснили так - если я (к.н.) захочу служить - я могу пойти служить. Достаточно лишь заявление написать. А раньше к.н. считались как бы негодными для военной службы, по аналогии с больными (на голову :)), и даже при желании служить их не брали.
Кстати, пришёл я тогда (в осенний призыв 2008 года) в военкомат по повестке. Как оказалось, для ответа на вопрос, не хочу ли я послужить. Я не захотел.
от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются
Раньше такие граждане освобождались от призыва на военную службу (до принятия Федерального закона от 19.07.2001 № 102-ФЗ).
Теперь в соответствии с п.п. "а" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане,
имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень, имеют право на освобождение от призыва на военную службу.
Чувствуете разницу, так сказать...?
разницу не чувствую..
nauczyciel, хорошо Вам объяснили, доходчиво:)
Andriy, в двух словах - разница в том, что если ранее в любом случае это было железное освобождение, без всяких уловок, то формулировку "право на освобождение" военкоматы могут трактовать как захотят.Хорошо, если так, как военкомат в случае nauczyciel. А могло же быть иначе...
формулировку "право на освобождение" военкоматы могут трактовать как захотят.Хорошо, если так, как военкомат в случае nauczyciel. А могло же быть иначе...
Не, ну только не надо выдумывать, а? Тут и без того проблем достаточно. Формулировка "имеет право на..." (льготы, бесплатный проезд, освобождение от чего-либо и т.д.) вполне однозначна.
я ужаснулся фразе "от армии не освобождаются".. по-моему, она однозначна этой: "после защиты меня заберут". вот и все.. а в законе написано противоположное, что как раз не заберут
"после защиты меня заберут". вот и все.. а в законе написано противоположное, что как раз не заберут
Не нужно накручивать себя (настроение ведь портится:)) Не увлекайтесь страшилками, ведь в среднем по стране все довольно регулярно (как раз в частях, где ребят свозят -- по старой советской привычке -- из разных уголков России, лишь бы далеко от дома -- можно узнать про общение с военкоматом в разных областях). Военные всегда Вас поправят: в армию не <<забирают>>, а <<призывают>> (т.е. приглашают:)).
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot