Просмотр полной версии : Если ты доцент...
Доцент, профессор, не имеющий собственного бизнеса, основанного на своих разработках, это вчерашний день. Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.
Источник (http://og-irk.ru/?doc=4091)– Почему сегодня преподаватель, работающий по совмещению в науке, – это нормально, воспринимается всеми хорошо. А преподаватель, являющийся директором малого бизнеса? Сколько их у вас? – допытывался Анатолий Чубайс. – Доцент, профессор, не имеющий собственного бизнеса, основанного на своих разработках, это вчерашний день. Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.
Впрочем в сети ходит и другая, несколько отличная от литературно-газетной версия
Если ты доцент, и у тебя нет бизнеса, то на кой черт ты мне вообще нужен!-пытаясь в очередной раз объяснить особенности нового курса на модернизацию, заявил Анатолий Чубайс на заседании Правительства Иркутской области. - Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.
Так кому же верить?
И действительно ли преподаватель должен иметь собственный бизнес основанный на своих разработках? Я как-то скромно полагал, что моя работа - и есть мой бизнес...
зашибись... И эти люди клянут коррупцию в вузах....
зашибись... И эти люди клянут коррупцию в вузах....
Тут, скорее всего, речь шла не о "бизнесе" на студентах, а о реальном бизнесе, основанном на знаниях, умениях, навыках (ЗУМ). То есть, например, владеет профессор инновационной методикой чего-то там, которую он сам и разработал, так он же и может заключить контракт с теми, кто захочет это внедрить, или сам организует свое дело. Я почему-то об этом подумала.
С одной стороны, Чубайс прав. На западе профессор - богатый человек. И не благодаря взяточничеству, а благодаря именно своим научным открытиям, которые приносят ему доход. Кстати, не наша вина в том, что на науку у нас выделяют катастрофически мало денег.
напоминает довольно старое:
если ты такой умный, то пачэму такой бэдный?
nauczyciel
14.04.2010, 20:14
На западе профессор - богатый человек.
:D А мои коллеги с запада не в курсе. Пойду их обрадую :D
Серьёзно и по теме: Ink, не обращайте внимания на слова Чубайса (ещё б Фурсенко цитировали :)), Ваши - правильные:
моя работа - и есть мой бизнес...
Первое дело преподавателя - преподавание.
Тут, скорее всего, речь шла не о "бизнесе" на студентах, а о реальном бизнесе,
да это понятно, вот только не могу себе представить супербизнесмена- филолога, историка, педагога (энто те, кто будущих учителей учит) и т.д...
Вот что мне интересно - почему-то никто не говорит - врач\медсестра\ милиционер \иной силовик должен иметь свой бизнес - по-любому, ибо если этого бизнеса у него нет - он непрофессионал. А вот про ППС - это да, это мы любим...
Нет ума подумать:
а) если у человека действительно серьезный бизнес - ему преподаванием заниматься некогда (не, бывают уникумы - не вопрос),
б) посмотрела бы я на желающих загнать ППС в реальный бизнес, если бы у их ребенка преподавали только бизнесмены, совмещающие свою работу с преподаванием - ой, крику бы было....
А про бизнес на студентах я сказала, т.к. это единственный вариант бизнеса без отрыва от основной деятельности :D
И, если уж есть такое желание загнать ППС в бизнес - давайте узаконим взятки и их аналоги - будем с них платить налоги и Чубайс с Фурсенко спать спокойно, ибо их мечта реализуется: каждый препод - бизнесмен (и научная деятельность не пострадает, ибо - без отрыва от производства)
В сторону (гав просьба не переживать за державу, все вышесказанное имеет абстрактный характер, ибо в местах, где работает Вика, взятки давать перестали, ибо - нефиг - и так "план по контингенту страдает")
Я как-то скромно полагал, что моя работа - и есть мой бизнес...
Поддерживаю.
:D А мои коллеги с запада не в курсе. Пойду их обрадую :D
Ладно, давайте по-другому. На Западе профессора — уважаемые, состоятельные люди. Однако, там всё совсем не так, как в России. Когда на Западе приглашают профессора, интересуются первым делом, сколько денег он принесёт с собой. Профессор оценивается по тому, насколько востребованы его студенты. Знаю массу примеров, когда профессору приходилось сменить работу, поскольку его студенты не могли найти работу. Уровень университета напрямую зависит от зарплаты выпускников.
К тому же есть некоторая зависимость западных ученых, необходимость выполнять, прежде всего, пожелания заказчика. В России больше свободы: никто тебя не поддерживает, не замечает, но зато никто и не мешает особо, не диктует условия. Поэтому я прекрасно понимаю тех наших специалистов, которые не уезжают за границу навсегда, а ездят туда, так сказать, «на заработки». К примеру, известный математик Хованский по полгода работает на Западе — за деньги, по полгода в России — практически бесплатно...
Фундаментальную науку ведь по определению продать невозможно.
Печальнее не содержание высказывания, а тенденция. Предлагается доценту стремиться стать бизнесменом, а хорошо было бы, чтобы доцентом быть было престижно (и все работали бы по специальности, а самые-самые становились доцентами).
и все работали бы по специальности...
Это несбыточная мечта.
Это несбыточная мечта.
Неужели скорее мечта Чубайса сбудется?:)
Неужели скорее мечта Чубайса сбудется?:)
И она - утопия. Где же выход? ;)
Где же выход?
Для чего выход? Искать лучшую долю? Так Чубайс потом еще что-нибудь неожиданное придумает. Может, лучше не суетиться (?)
Maksimus
14.04.2010, 22:27
Вообще-то Чубайс в данном случае где-то прав.
Меня всегда интересовало, как вчерашний студент, ставший аспирантом, затем кандидатом, ни дня не проработав в бизнесе, начинает учить менеджменту, маркетингу, экономике, юриспруденции и др.прикладным отраслям знаний? Чему он может научить? Только теории. А потом его выпускники приходят в организации, и начинается "жестокая" реальность.
Поэтому пресловутый доцент, совмещающий преподавание, с работой по профилю на стороне (или даже просто участвующий в реальных бизнес-проектах), может дать намного больше своим студентам.
Конечно, для преподавателей фундаментальных или некоторых гуманитарных дисциплин найти работу в бизнесе очень не просто, порой даже не возможно...
Было бы не плохо, если и ВУЗы стали бы активно сотрудничать с бизнесом (а бизнес - с ВУЗами), создавая совместные внедренческие организации, опытные производства, бизнес-инкубаторы и т.п. Тогда и преподаватели могли бы в них участвовать, "не отходя от станка". Вроде, в федер. нац. университетах такой процесс пошел.
IvanSpbRu
14.04.2010, 22:39
Вообще-то Чубайс в данном случае где-то прав.
Меня всегда интересовало, как вчерашний студент, ставший аспирантом, затем кандидатом, ни дня не проработав в бизнесе, начинает учить менеджменту, маркетингу, экономике, юриспруденции и др.прикладным отраслям знаний? Чему он может научить? Только теории. А потом его выпускники приходят в организации, и начинается "жестокая" реальность.
Поэтому пресловутый доцент, совмещающий преподавание, с работой по профилю на стороне (или даже просто участвующий в реальных бизнес-проектах), может дать намного больше своим студентам.
Конечно, для преподавателей фундаментальных или некоторых гуманитарных дисциплин найти работу в бизнесе очень не просто, порой даже не возможно...
Было бы не плохо, если и ВУЗы стали бы активно сотрудничать с бизнесом (а бизнес - с ВУЗами), создавая совместные внедренческие организации, опытные производства, бизнес-инкубаторы и т.п. Тогда и преподаватели могли бы в них участвовать, "не отходя от станка". Вроде, в федер. нац. университетах такой процесс пошел.
Согласен полностью. Преподаватель, разумеется, не обязан быть собственником какого-либо бизнеса, но консультантом, например, он вполне выступать может
Было бы не плохо, если и ВУЗы стали бы активно сотрудничать с бизнесом (а бизнес - с ВУЗами)
уху, красиво. Ну, гипотетически (оооочень гипотетически) я соглашусь, что часть ППС может делать реальные НИР для бизнеса. (Ибо кроме НИР - иных вариантов сотрудничества с бизнесом я не вижу, ну не говорить же всерьез о "курсах повышения квалификации" и о "профпереподготовке" - тут еще вопрос - кому кого учить надо...)
А теперь оглядываемся вокруг в своем коллективе и задаем вопрос самому себе: сколько человек из Вашего Вуза реально сейчас могут сделать НИР эдак на 200-300 т.р.? Практически значимый НИР?
Если честно ответите, что много - то прошу ответ в студию с указанием профиля - буду всем рассказывать и гордится, что не перевелись еще на Руси.....
я прекрасно понимаю тех наших специалистов, которые не уезжают за границу навсегда, а ездят туда, так сказать, «на заработки».
В 1990-х так делали, потому что в России платили совсем копейки, уходить было некуда, а на заработанные на Западе деньги можно было сносно жить. Хотя, разумеется, хотелось остаться "там" и многие в итоге перебрались туда насовсем. Сейчас смысла в таком гастарбайтерстве мало. Во-первых, интерес западных вузов с Восточной Европы переключился на Индию и Китай, что не могло не сказаться на уровне оплаты ППС (в худшую сторону) и готовности общаться с российскими учеными. Во-вторых, открылось много вакансий в бизнесе в России, куда более привлекательных, чем научная работа и преподавание "там". В-третьих, в России несколько вырос уровень жизни и ценность "гастарбайтерских" денег снизилась. В-четвертых, за эти годы упал уровень науки, поскольку все кто хотел - уехали, новое поколение учить некому, оно менее востребовано на Западе и, как следствие, претендует на не самые высокооплачиваемые вакансии в периферийных вузах. Но это все в сугубо финансово-экономическом аспекте. Фактор "научного гастарбайтерства" как канала наиболее мягкой эмиграции в страны с более высокими стандартами качества жизни никто не отменял.
Было бы не плохо, если и ВУЗы стали бы активно сотрудничать с бизнесом, создавая совместные внедренческие организации, опытные производства, бизнес-инкубаторы и т.п. Тогда и преподаватели могли бы в них участвовать, "не отходя от станка". Вроде, в федер. нац. университетах такой процесс пошел.
На практике либо преподаватели бросают преподавание и полностью уходят в бизнес, либо вместе со своими студентами все время посвящают работе в фирме, а университет выступает как не более, чем кадровое агентство по найму дешевой и подневольной рабсилы (слабо студенту уволиться из конторы научника или завкафа?). Юридически такие инновационные фирмы от вузов полностью независимы, иначе неизбежен конфликт интересов
Добавлено через 8 минут 3 секунды
Согласен полностью. Преподаватель, разумеется, не обязан быть собственником какого-либо бизнеса, но консультантом, например, он вполне выступать может
Мало кто оформляется официально, в основном сотрудничество сугубо неформальное, но за живые деньги. Иногда формальное, тоже за живые деньги
А теперь оглядываемся вокруг в своем коллективе и задаем вопрос самому себе: сколько человек из Вашего Вуза реально сейчас могут сделать НИР эдак на 200-300 т.р.? Практически значимый НИР?
Да практически все, хоть что-то соображающие и как-то находящиеся в научной и какой-либо еще реальности. Собственно, так все на жизнь и зарабатывают. Невостребованные молодые бегают по вузикам или, запивая хлеб водой, пишут научные труды
VAR, ну что же, если
Да практически все
это действительно так, и они их делают - на указанные суммы - я очень рада за Ваш коллектив и, как понимаю - за Вас лично...
Я еще такого не видела (ну за искл. вариантов "дутых" или бюджетопиленных" НИР)
Ждем отклика остальных форумчан...
Добавлено через 2 минуты 49 секунд
Собственно, так все на жизнь и зарабатывают.
Вот это новость дня! Странно, обычно зарабатывают или работая и в бизнесе, и в ОУ, или консультируя, или еще как - из серии " а в ВУзе я для души работаю".. Но, чтобы зарабатывали на жизнь на НИРах - мдяяя... для меня - новость дня:)
я очень рада за Ваш коллектив
О коллективе можно говорить с большой натяжкой, каждый зарабатывает самостоятельно как может и где может
обычно зарабатывают или работая и в бизнесе и в ОУ, или консультируя, или еще как - из серии " а в ВУзе я для души работаю".. Но, чтобы зарабатывали на жизнь на НИРах - мдяяя
полноценная работа в бизнесе это, как бы так сказать, не для всех, тем более, из тех, кто в вузах преподает. Это редкость, хотя и встречается. Консультирование - замечательный источник дохода для юристов и финансистов, однако не очень стабильный. А вот работа над НИРами в сторонних организациях дает весьма и весьма приличные деньги, хотя у всех запросы свои
nauczyciel
15.04.2010, 07:18
На Западе профессора — уважаемые, состоятельные люди
Уважаемые - да, но состоятельных профессоров я не знаю. Как-то они больше в преподавании и науке, чем в бизнесе.
В целом всё так же, как и у нас.
Добавлено через 4 минуты 30 секунд
доцент, совмещающий преподавание, с работой по профилю на стороне (или даже просто участвующий в реальных бизнес-проектах), может дать намного больше своим студентам
Верно, но у хорошего преподавателя приоритеты должны быть расставлены так - во-первых преподавание, во-вторых бизнес.
Господа, объясните пожалуйста, зачем человеку, который может заниматься бизнесом, нужно ещё и преподавание? Какой интерес преподавателю, если он смог организовать успешный бизнес, продолжать заниматься обучением за копейки и тратить на это дополнительное время? Отдыхать ему не надо, да? Все мы нормальные люди и все мы умеем здраво мыслить.
Мне кажется сама постановка вопроса (доцент должен быть ещё и успешным предпринимателем) просто странная.
Добавлено через 11 минут 27 секунд
Извините, но меня жутко раздражают подобные высказывания: преподаватель-бизнесмен, преподаватель-консультант.
Почему, скажем, от сантехника или продавца не требуют ничего больше, чем хорошо выполнять свои обязанности? Почему преподаватель должен одновременно совмещать в себе сразу несколько профессий? Разве это не такая же профессия как и любая другая?
Добавлено через 15 минут 46 секунд
Да и ещё. Тут было высказано мнение, что человек, который не работал в бизнесе, ничему не может научить студентов. Опять же, я бы хотел услышать ответ от Maksimus на вопрос: а зачем успешному в бизнесе человеку нужно преподавание? Как вы собираетесь их приманивать в ВУЗ?
caty-zharr
15.04.2010, 09:27
Про бизнес и преподавателей:
http://www.ntv.ru/novosti/190720/
Все ради науки....
Елена Комарова (ВШМ)
15.04.2010, 10:30
Фундаментальную науку ведь по определению продать невозможно.
Печальнее не содержание высказывания, а тенденция. Предлагается доценту стремиться стать бизнесменом, а хорошо было бы, чтобы доцентом быть было престижно (и все работали бы по специальности, а самые-самые становились доцентами).
Согласна полностью, хотя приоритеты власть предержащих и до этого высказывания были очевидны :((
ну как ни странно некоторые бизнес люди идут охотно в вуз - почитать пару-тройку лекция. Вот пример http://www.vvsu.ru/news/shownews.asp?ID=405719. Такие лекции у нас проводят в среднем ну 2 раза в неделю. Читатют разные конторы, в оснвоном средний и топ менеджмент. Полноценно работать они не будут, само собой.
Само собой, когда читается лекция по той дисциплине (теме), по которой ты работаешь помимо преподавания, такие занятия проходят намного интереснее и для студента и для преподавателя.
Но требовать бизнеса от преподавателя - смешно, научные и холз. договорные проекты - это впролне разумно. Надо теебовать своего бизнес и скаждого претендента на место президента или министра экономики - а как они будут управлять, если сами не смогли раньше никакого бизнеса поставить. (ну по сути так и получается .. так и управляют..)
fazotron
15.04.2010, 10:54
Коллеги. С постановкой вопроса о личном участии преподавателей в бизнесе можно согласиться очень условно и в случаях:
1. Прикладных дисциплин, разработки в которых могут быть реально практически применимы
2. Участие может быть действительно в виде не личного бизнеса, а консультаций
Те, кто практически когда нибудь работал в реальном секторе экономики, прекрасно понимает, что для предпринимательства необходим особый склад характера (настойчивость, где-то даже наглость; смелость, или даже рискованность, инициативность и пр.). Далеко не каждый обладает такими чертами, да и не должен обладать. Наоборот, преподаватели чаще отличаются деликатностью, склонностью к сомнениям, противоречиям. Поэтому, каждый должен заниматься своим делом.
Не говорю уж о том, что личный бизнес занимает все имеющееся время и оставляет очень мало времени на науку или преподавание.
Пример с западными профессорами: да, у них очень нередко есть другие источники дохода, но все же чаще от консультаций, чем от собственного бизнеса
nauczyciel
15.04.2010, 11:13
зачем человеку, который может заниматься бизнесом, нужно ещё и преподавание? Какой интерес преподавателю, если он смог организовать успешный бизнес, продолжать заниматься обучением за копейки и тратить на это дополнительное время? Отдыхать ему не надо, да?
Мне это нравится. Для меня после основной работы пойти прочесть пару лекций - в радость. Я так отдыхаю. Мне ещё за это что-то платят. Неплохо устроился, правда? :)
Мне это нравится. Для меня после основной работы пойти прочесть пару лекций - в радость. Я так отдыхаю. Мне ещё за это что-то платят. Неплохо устроился, правда? :)
У Вас основная работа - свой бизнес или работа по найму?
nauczyciel
15.04.2010, 11:37
Лучник, работа по найму.
Про бизнес и преподавателей:
http://www.ntv.ru/novosti/190720/
Все ради науки....
Символизирует, однако...
А в целом - согласна с fazotron
А теперь оглядываемся вокруг в своем коллективе и задаем вопрос самому себе: сколько человек из Вашего Вуза реально сейчас могут сделать НИР эдак на 200-300 т.р.? Практически значимый НИР?
Скажу честно. Не секрет, что до преподавания я работала на маркетинговых исследованиях стоимостью от 200 000 до 1,2 млн. рублей. Какое-то время моим непосредственным начальником была девушка (зам.ген.дир.), которая писала диссертацию и еще преподавала в вузе. И у нее это получалось. Потом я полгода так работала. Тяжело было. ЗАТО мы могли не только вычитывать теорию, но еще и привести реальные примеры.
Со мной на кафедре работает один социолог, который уже тыщу лет читает один и тот же курс. Так вот в конце 2009 года я организовала на базе нашей кафедры соц. опрос на областном мероприятии численностью 40 тыс. человек. Мероприятие было посвящено трудоустройству и обучению в Омске и области. И попросила поучаствовать этого преподавателя. На что он начал мямлить, мол я уже забыл как это делается. Я в шоке. Как он может преподавать социологию, если прикладная функция социологии состоит в соц. и маркет. исследованиях. В итоге пользы от него не было никакой. А студенты, которых я пригласила поучаствовать в исследовании, получили навыки. Они как раз проходили у меня социологию. Я их еще очень хорошо поощрила, так они вообще были довольны!
Вот так то. С историей, например, все проще. Согласна с остальными.
Кстати, еще реальные примеры.
Когда я училась, на нашей специальности несколько лет преподавали начальник управления государственной службы и кадров Правительства Омской области (преподавала основы гос.службы и управления, очень интересные лекции) и начальник отдела по связям с общественностью администрации г. Омска (преподавала мун. управление). А моего мужа все пять лет учил прокурор Омской области и бывший генеральный прокурор РФ Казанник Алексей Иванович. Совмещали.
Лучник, работа по найму.
ну, это ж все-таки не бизнес
А теперь оглядываемся вокруг в своем коллективе и задаем вопрос самому себе: сколько человек из Вашего Вуза реально сейчас могут сделать НИР эдак на 200-300 т.р.? Практически значимый НИР?
Если честно ответите, что много - то прошу ответ в студию с указанием профиля - буду всем рассказывать и гордится, что не перевелись еще на Руси.....
Действительно, как указал уже fazotron, многое зависит от области специализации. Например, в моей области хорошим специалистам легко можно участвовать в выгодных проектах. Но даже если дисциплина прикладная, многое зависит от организации работы. Я, например, задумывалась о фрилансе, но потом решила, что овчина выделки не стоит. А однажды была проездом в одном университете в городе N, так там взаимодействие между кафедрами ВУЗа и ведущими предприятиями города было организовано на самом высшем уровне.
evil_scientist
15.04.2010, 19:22
Я, наверное, меркантильный человек, но...
Если преподаватель начинает заниматься бизнесом, то он очень быстро понимает, что это гораздо более прибыльное занятие, чем преподавание в ВУЗе. Условно скажем, что час его рабочего времени начинает оплачиваться где-то так на порядок выше.
И тут возникает вопрос - а зачем еще дополнительно тратить время на студентов?
Ладно, если бы это хоть как-то стимулировалось со стороны государства - налоговыми льготами или еще чем, так нет.
Я, наверное, меркантильный человек, но...
Если преподаватель начинает заниматься бизнесом, то он очень быстро понимает, что это гораздо более прибыльное занятие, чем преподавание в ВУЗе. Условно скажем, что час его рабочего времени начинает оплачиваться где-то так на порядок выше.
И тут возникает вопрос - а зачем еще дополнительно тратить время на студентов?
хороший вопрос, 5 лет назад я "завела" свой бизнес, и с приближением нового учебного года, каждый раз думаю, ну вот нужно завязывать со студентами, ну как бы не совсем, а переходить на 0,5 ставки, ан нет, тянет, хотя работа в двух вузах не дает и 10% общего дохода, видно не в деньгах счастье:)
Я, наверное, меркантильный человек, но...
Если преподаватель начинает заниматься бизнесом, то он очень быстро понимает, что это гораздо более прибыльное занятие, чем преподавание в ВУЗе. Условно скажем, что час его рабочего времени начинает оплачиваться где-то так на порядок выше.
И тут возникает вопрос - а зачем еще дополнительно тратить время на студентов?
ну в общем да, если мы рассматриваем модель homo economicus.
насчет "хуманитариев" - ну только переводиками промышлять или дипломчики на заказ писать.
но есть же пафосные буратины - о них я уже упоминал - почему, пафосные буратины всегда нужны. ., с инстинктами старых приматов от макак до человеков в старости. - короче, темка "Как быстро и грамотно подготовить почву для своего ухода из ВУЗа? (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=4629&page=5)"
правда, некоторые господа-товарищи обижались, но я никого из форумчан не подразумевал. Честное пионерское!!!
nauczyciel
15.04.2010, 21:17
это ж все-таки не бизнес
Бизнес - это дело в переводе с английского. Моё основное дело - инженерное, дополнительное дело - преподавание. В общем, я не вижу разницы между бизнесом и делом :D
Maksimus
15.04.2010, 22:18
А теперь оглядываемся вокруг в своем коллективе и задаем вопрос самому себе: сколько человек из Вашего Вуза реально сейчас могут сделать НИР эдак на 200-300 т.р.? Практически значимый НИР?
Если честно ответите, что много - то прошу ответ в студию с указанием профиля - буду всем рассказывать и гордится, что не перевелись еще на Руси.....
Если Вы меня имеете в виду, то я по отношению к вузам нахожусь по другую сторону "баррикады" :D Работаю в промышленности (если конкретно - авиационной). Так вот мое предприятие активно сотрудничает с десятком московских вузов, в том числе по проведению НИР. Значит кто-то из ППС в них участвует :cool:
Да и ещё. Тут было высказано мнение, что человек, который не работал в бизнесе, ничему не может научить студентов. Опять же, я бы хотел услышать ответ от Maksimus на вопрос: а зачем успешному в бизнесе человеку нужно преподавание? Как вы собираетесь их приманивать в ВУЗ?
Артем, Вы и некоторые другие товарищи несколько превратно поняли работу преподавателя в бизнесе.
ИМХО преподавателю (в основном это касается прикладных, в т.ч. экон. и управл., и технических дисциплин) не нужно открывать свои фирмы, создавать свой бизнес и т.п.
Чтобы не оторваться от практики преподавателю желательно:
- периодически участвовать в НИР, ОКР и иных проектах для сторонних организаций (в идеальном случае - такую возможность должен обеспечивать вуз);
- осуществлять научное, экспертное и т.п. консультирование;
- работать по совместительству (по своей специальности) в сторонней организации;
и т.д.
+ преподавание в вузе должно быть шагом осознанным, желательно человеком, имеющим практический опыт работы по профилю.
А то что успешные, в т.ч. в бизнесе, товарищи привлекаются к чтению т.н. гостевых лекций для ведущих московских вузов это уже не редкость.
Я согласна с тем, что преподаватель, особенно инженерных дисциплин, обязательно должен работать по специальности. Если нет возможности вести на кафедре хоздоговорные НИР, то и работа по найму подойдёт.
Это единственное средство для преподавателя поддерживать свой профессиональный уровень. Я сама работаю по инженерной специальности и хочу сказать, что это даёт мне определённый уровень профессионализма и в преподавательской деятельности.
Зачастую какие-то вещи можно познать только на практике, а препод-технарь, всю жизнь просидевший за книжкой, не знающий и не понимающий тонкостей, которые можно познать только на практической работе - жалкое зрелище.
Но собственный бизнес это конечно перебор. Собственный бизнес в России это чаще всего купля продажа чего-либо и каким же образом удачно налаженные продажи, допустим, вафель покажут мою профпригодность как технического специалиста? А собственный бизнес в виде небольшого заводика у каждого преподавателя технических дисциплин это уже вообще за гранью разумного.
И я присоединяюсь к мнению о том, что практические дисциплины должны преподавать люди с практическим опытом. За все направления, конечно, не скажу, но вот комплекс предметов, связанных с обучением журналистике и PR, очень сильно страдает от "теоретиков". Доходит до того, что соотвествующие редакции и отделы предприятий предпочитают не брать "специалистов" с таким образованием, т.к. их представление от профессии весьма далеко от реальности.
В результате, в этих отраслях складывается ситуация, при которой наиболее успешными в профессии становятся люди, получившие просто хорошую подготовку по любому из научных направлений, или таланты-самоучки и вовсе без ВО. Причем, последних сейчас подавляющее большинство. Однако, уверен, просто хорошо подвешенного языка, как многие считают, для журналистики не достаточно, иначе не было бы такого количества благоглупостей в наших СМИ. (Хотя, конечно, здесь государство руку хорошо приложило:))
VesterBro
16.04.2010, 10:18
Да, явно забыл обдумать свою мысль дяденька, прежде чем вслух высказать.
Впрочем, ему простительно, он слишком далек от науки, преподавания, и прочих видов интеллектуальной деятельности.
fazotron
16.04.2010, 12:14
Коллеги. Обсуждение данного вопроса, как мне кажется, ушло в другую плоскость. Речь ведь идет не о желательности практического опыта по преподаваемому предмету, особенно в прикладных дисциплинах (это достаточно очевидно), а о ведении параллельно преподаванию своего бизнеса (пусть даже и основанного возможно на собственных разработках). Я считаю, что занятие бизнесом и научно-педагогическая деятельность - совершенно разные сферы и не следует их смешивать. Хорошо, когда у кого то получается, но это в виде исключения, а не правила.
Елена Комарова (ВШМ)
16.04.2010, 15:29
Да, явно забыл обдумать свою мысль дяденька, прежде чем вслух высказать.
Впрочем, ему простительно, он слишком далек от науки, преподавания, и прочих видов интеллектуальной деятельности.
Он у одного из наших преподавателей защищался...
Он у одного из наших преподавателей защищался...
представляю, как теперь педагогу стыдно за такого ученичка
Совершенно согласен с VesterBro, fazotron и Vica3. Только, разве что, термины надо бы уточнить. Не надо в очередной раз мешивать "теоретичность" с некомпентностью. Преподаватель, которого по знаниям в предметной области может заткнуть "практик" - это не теоретик, а пустозвон.
ну все - пора ждать землетрясения и еще чего - у нас с gav ТЗ совпали....:rolleyes:
Team_Leader
17.04.2010, 13:03
Если ты доцент, и у тебя нет бизнеса, то на кой черт ты мне вообще нужен!-пытаясь в очередной раз объяснить особенности нового курса на модернизацию, заявил Анатолий Чубайс на заседании Правительства Иркутской области. - Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.
ОК, проблем нет, можно и так, только давайте договоримся о некоторых правилах, чтобы ВАК в этом случае "не дербанил" соискателей, имеющих основное место работы не в ВУЗе (это как раз профессора, работающие по специальности на практике, теже главврчи и завотделениями, и пр.).
Этот подход тоже имеет право на жизнь, но только тожгда давайте как-то разбереся с подходами. Либо мы говорим, что вне ВУЗов (НИИ) науки нет и отсекаем всех невузовских соискатеей, как заведомых лжеученых (и на этом еще пиаримся, как например тов. Кирпичников), или говорим: наука должна быть связана с практикой, профессора должны вести исследования и параллельно работать по коммерциалиации своих разработок (знаний). Но только аподходы должны быть последовательны...
А то уже задолбали реформы и метания, при которых никаких целенправленных действий долгосрочного характера никакому простому человеку совершенно невозможно планировать.
Это же просто сумасшедший дом - у нас в системе госуправления, правиа меняются настолько часто, что, например, женщина, вышедшая посе декрета действительно все должна заново переучивать, так как реально за это время "она отстает от жизни", потому что не успевает за законотворчеством.
Просто на гос уровне - никакой на самом деле единой политики нет, а то что вот послдняя реформа ВАК (2006-2008) годов дествительно стала барьером практического внедрения научных разработок это факт. Потому как реально неглупому и имеющему реальные разработки человеку сейчас есть смысл 1000 раз подумать, лезть ли светиться с защитой докторской и по формальным правилам (к тому же совершенно нчетким) доказывать, что ты не верблюд и нести риски по хотя бы моральным издержкам, или продолжать самостоятельно заниматься своей темой плюнув на все это дело и систему высшей школы нафиг... Так что я в этом контексте за Чубайса.. Надо оперделиться - или социализм или капитализм и как-то опредленно жить: платим за себя сами или все дает государство, а то уже 20 лет ни социализма ни капитализма, когда и государство за нас не платит, и самим платить не дает...
Maksimus
17.04.2010, 15:13
Извините, но меня жутко раздражают подобные высказывания: преподаватель-бизнесмен, преподаватель-консультант.
Почему, скажем, от сантехника или продавца не требуют ничего больше, чем хорошо выполнять свои обязанности? Почему преподаватель должен одновременно совмещать в себе сразу несколько профессий? Разве это не такая же профессия как и любая другая?
Нет, не такая же.
От сантехника требуется лишь тупо чинить краны, менять трубы и т.п в соответствии с определенными технологическими регламентами/правилами.
А от преподавателя требуется передать студентам не сколько определенное количество информации, как научить их специальности, которую они должны будут в последствии применить на практике (в бизнесе), и в конечном счете смогут обеспечить себя и свои семьи материально. И вот ИМХО такую работу преподавателя, как в случае с сантехником, невозможно подвергнуть формализации. И вот поэтому преподаватель, в отличие от сантехника, как Вы говорите
должен одновременно совмещать в себе сразу несколько профессий
быть и теоретически подкованным, и не оторванным от практики
+ постоянно самосовершенствоваться.
А от преподавателя требуется передать студентам не сколько определенное количество информации, как научить их специальности, которую они должны будут в последствии применить на практике (в бизнесе)
Преподавателям непрофильных дисциплин (скажем, культурология для инженеров, или риторика для юристов, или латинский язык для лингвистов) как раз вполне достаточно передать студентам знания о культуре той или иной страны, научить грамотно изъясняться или же привить навык узнавания латинских корней в современной терминологической лексике. Зачем им заниматься чем-либо кроме преподавательской или научной деятельности? Не надо всех грести под одну гребенку.
Maksimus
17.04.2010, 20:07
Преподавателям непрофильных дисциплин (скажем, культурология для инженеров, или риторика для юристов, или латинский язык для лингвистов) как раз вполне достаточно передать студентам знания о культуре той или иной страны, научить грамотно изъясняться или же привить навык узнавания латинских корней в современной терминологической лексике. Зачем им заниматься чем-либо кроме преподавательской или научной деятельности? Не надо всех грести под одну гребенку.
Посмотрите мои посты выше, там я делал для них исключение.
А этим постом я лишь ответил, что работа сантехника кардинально отличается от работы преподавателя.
Посмотрите мои посты выше, там я делал для них исключение.
Да, я просмотрел просто.
работа сантехника кардинально отличается от работы преподавателя.
С этим трудно не согласиться. :)
Преподавателям непрофильных дисциплин
Почему обязательно "непрофильных"? Для историков, например, какая-нибудь история древнерусской архитектуры - вполне профильный предмет. Но как это приспособить к бизнесу я придумать все одно не могу. :)
ОК, проблем нет, можно и так, только давайте договоримся о некоторых правилах, чтобы ВАК в этом случае "не дербанил" соискателей, имеющих основное место работы не в ВУЗе (это как раз профессора, работающие по специальности на практике, теже главврчи и завотделениями, и пр.).
...
Просто на гос уровне - никакой на самом деле единой политики нет, а то что вот послдняя реформа ВАК (2006-2008) годов дествительно стала барьером практического внедрения научных разработок это факт. Потому как реально неглупому и имеющему реальные разработки человеку сейчас есть смысл 1000 раз подумать, лезть ли светиться с защитой докторской и по формальным правилам (к тому же совершенно нчетким) доказывать, что ты не верблюд и нести риски по хотя бы моральным издержкам, или продолжать самостоятельно заниматься своей темой плюнув на все это дело и систему высшей школы нафиг... Так что я в этом контексте за Чубайса.. Надо оперделиться - или социализм или капитализм и как-то опредленно жить: платим за себя сами или все дает государство, а то уже 20 лет ни социализма ни капитализма, когда и государство за нас не платит, и самим платить не дает...
Вот это верная мысль! Правда, если у тебя есть разработки, но ты не в высшей школе - нафига ты нужен со степенью? Тупой подход, когда говорят, что аспирантура готовит кадров для вузов. Дискриминация, ограниченность и полный дебилизм.
Maksimus
18.04.2010, 13:58
Почему обязательно "непрофильных"? Для историков, например, какая-нибудь история древнерусской архитектуры - вполне профильный предмет. Но как это приспособить к бизнесу я придумать все одно не могу. :)
Это не обязательно бизнес. Ведь один препод может преподавать ту же историю древнерусской архитектуры тупо по учебникам, а другой - участвовать в экспедициях, раскопках, реставрациях (или как там это называется), т.е. все это видеть живьем.
Это не обязательно бизнес. Ведь один препод может преподавать ту же историю древнерусской архитектуры тупо по учебникам, а другой - участвовать в экспедициях, раскопках, реставрациях (или как там это называется), т.е. все это видеть живьем.
Это понятно, но речь ведь идет о другом.
Главный посыл изначального топика в том, что доцент не должен ограничиваться своей доцентской зарплатой, а, используя свои знания, должен зарабатывать деньги помимо преподавания.
Тем, что Вы написали денег не заработаешь.
Maksimus
18.04.2010, 14:42
Тем, что Вы написали денег не заработаешь.
Тогда это проблема государства, а не конкретного преподавателя. Гуманитарные (не прикладные) дисциплины - это отдельная песьня...
Главный посыл изначального топика в том, что доцент не должен ограничиваться своей доцентской зарплатой, а, используя свои знания, должен зарабатывать деньги помимо преподавания.
Cлова Чубайса можно понимать двояко:
1. Типа преподы должны крутиться и зарабатывать деньги самостоятельно, а не клянчить у государства.
2. Они должны теоретическую работу совмещать с практической (в т.ч. с бизнесом).
Лично я его слова понимаю во 2 смысле, т.к. конечной мыслью его был вопрос про профессионализм.
Забавно, что обсуждается частное мнение г. Чубайса (или он будущий министр образования?:)). Если же его точка зрения все же близка к официальной, то государству полезнее было бы четко сформулировать квалификационные требования к доценту (пусть жесткие), но и платить таким сверхчеловекам достойно. Непонятно, почему избран путь, когда за кой-какую работу платят кое как.
Добавлено через 11 минут 53 секунды
Еще: доцент государственного вуза работает на государство. Почему на государство работать непрестижно и невыгодно? Может, Чубайс просто деликатно:) призывает нынешних доцентов начинать искать другую работу?
Maksimus
18.04.2010, 16:29
Забавно, что обсуждается частное мнение г. Чубайса (или он будущий министр образования?:))
Вообще-то это правильно, когда крупные потребители ВУЗов и НИИ (Роснано как раз и призвано заниматься воплощением научных разработок в конечный продукт) высказывают свои требования.
Кстати, есть мнение, что Чубайс критиковал именно своих "нано-ученых", потому как результат их деятельности весьма скромный.
Еще: доцент государственного вуза работает на государство. Почему на государство работать непрестижно и невыгодно? Может, Чубайс просто деликатно призывает нынешних доцентов начинать искать другую работу?
Государство (читай общество, налогоплательщики) должны от таких доцентов тоже получать отдачу (либо качественное, современное образование, либо действительно научные разработки, либо и то и другое), а в большинстве случаев - одно протирание штанов и имитация работы ...
Если Чубайс ругал своих подопечных, то есть тех, кто подрядился к определенному сроку воплотить нанотехнологии практически, то и поделом им (а не всем же). Надо иметь достаточно лекгомыслия обещать что-нибудь <<нано>> к определенной дате:) С другой стороны, возможно это реверансы для СМИ, когда начальник принародно вздрючил подчиненных за недостаточный успех, хотя и тот и другие освоили немалые государственные средства.
Если во всех отраслях появится свое <<Роснано>>, которое так будет стимулировать <<нерадивых>> доцентов -- вот это печально. А вообще, поговорка <<если они думают, что платят нам, то пусть думают, что мы работаем>> в этом случае уместна (а если нет, то чего бы не сказать прямо: <<доценты, вы нам не нужны>>).
Меж тем
Президент России Дмитрий Медведев наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени главу госкорпорации "Роснано" Анатолия Чубайса, сообщает сайт Кремля в понедельник.
Как говорится в тексте указа главы государства, Чубайс награжден "за большой вклад в реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий и многолетнюю добросовестную работу".
И далее по ссылке (http://www.rian.ru/society/20100621/248698495.html)
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot