Просмотр полной версии : Стили управления
Кто утверждает, что с подчиненными из ученых жесткий стиль
руководства не проходит, оказывается не всегда прав...
Но люди науки все же несколько отличаются по своему складу
ума и мышлению от представителей других специальностей.
Как на ваш взгляд наиболее эффективно управлять научным
подразделением? Начнешь сильно ограничивать "науку" -
получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь
разброд и шатания...
Может быть у вас имеются хорошие примеры как надо/не надо
проводить работу в коллективе научных работников?
Aspirant_Cat
19.02.2011, 21:12
Начнешь сильно ограничивать "науку" -
получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь
разброд и шатания...
Искать золотую середину :) Искать подход в индивидуальном порядке. Вспоминаю одного преподавателя, который кричал, что в ВУЗе давят науку, но результаты его научной работы со студентами были весьма скудными, а заявка на грант, о которой он как-то раз мне рассказывал, была, имхо, ну очень слабенькой и неперспективной. Имхо, руководитель научного подразделения должен быть прежде всего человеком компетентным в своей сфере и уметь отделять зерна от плевел.
Кто утверждает, что с подчиненными из ученых жесткий стиль
руководства не проходит, оказывается не всегда прав...
а я думаю, это все-таки верно. Вокруг авторитарных гениев часто вызревает одна мелкота.
phys2010
20.02.2011, 00:05
Как на ваш взгляд наиболее эффективно управлять научным подразделением? Начнешь сильно ограничивать "науку" - получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь разброд и шатания...
Однозначно ответить трудно, слишком много сопутствующих факторов. При формировании коллектива более эффективен жесткий стиль руководства, поскольку на этом этапе приходится решать ряд кадровых и административных вопросов. Однако, когда научный (научно-педагогический) коллектив сформирован, такой стиль руководства обычно не способствует творческой работе. Поэтому, для создания соответствующего психологического климата в коллективе, весьма желательна либерализация отношений. Однако и здесь надо разделять непосредственно научную деятельность (где допустима максимальная либеризация отношений) и администрирование (где допустим жесткий стиль руководства). Но все это очень примерно, посколько многое зависит от научной квалификации и личностных качеств руководителя.
Однако и здесь надо разделять непосредственно научную деятельность и администрирование
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.
Более важен индивидуальный подход...
Вокруг авторитарных гениев часто вызревает одна мелкота.
Кстати, такой коллектив может вполне эффективно трудиться благодаря грамотному распределению ролей. Лидер определяет стратегию развития и генерирует идеи, остальные выполняют рутинную работу. Если же набрать группу из одних гениев, справиться с ними будет нереально. Дело может дойти до мордобоя. "Легко собрать стадо из баранов, но трудно собрать стадо из кошек".
руководитель научного подразделения должен быть прежде всего человеком компетентным в своей сфере
Вообще говоря, компетентность - это необходимое качество любого руководителя.
надо разделять непосредственно научную деятельность (где допустима максимальная либеризация отношений) и администрирование (где допустим жесткий стиль руководства)
Сложная задачка. Как относиться, например, к срыву промежуточных сроков, когда подчиненный "зарылся" слишком глубоко в задачу (желая досконально в ней разобраться)? Вытаскивать его за ухо?
phys2010
20.02.2011, 01:46
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.
В реальной практике этому следовать очень сложно. Как, например, использовать один стиль управления при организации работы научного семинара и решении вопроса о сокращении нагрузки на кафедре?
Более важен индивидуальный подход...
Не спорю... Но при этом, разумеется, требования должны быть одинаковы ко всем.
Сложная задачка. Как относиться, например, к срыву промежуточных сроков, когда подчиненный "зарылся" слишком глубоко в задачу (желая досконально в ней разобраться)? Вытаскивать его за ухо?
Да, если он того стоит.
deniska56
20.02.2011, 15:58
Есть у меня один живописный пример управления научным коллективом. Не считаю его идеальным. Поэтому у меня сформировалась вот такая картина:
1. Лидер коллектива пристально занимается только узким кругом вопросов. Если коллектив научно-педагогический, то ,в первую очередь, вопросами организации научной и педагогической деятельности. Вопросы хозяйственного плана решают начальники соответствующих служб.
2. Лидер переносит часть ответственности на подчиненных первой очереди - начальников подразделений. Задача сложная, т.к. требует смирения авторитарности лидера и снабжения начальников подразделений определенным набором материальных ресурсов.
Добавлено через 2 минуты
Кстати, такой коллектив может вполне эффективно трудиться благодаря грамотному распределению ролей. Лидер определяет стратегию развития и генерирует идеи, остальные выполняют рутинную работу.
Не ко всем группам можно отнести. Лидер кафедры, вуза, по большей части администратор. Явно не в его компетенции генерировать идеи. Он больше должен следить за выбором курса и исполнением намеченного.
Добавлено через 1 минуту
В реальной практике этому следовать очень сложно. Как, например, использовать один стиль управления при организации работы научного семинара и решении вопроса о сокращении нагрузки на кафедре?
На практике именно так и есть. Руководитель, что при организации работы научного семинара, что при делении нагрузки, один и тот же. Психологические черты человека как рубашку сменить нельзя. Если он авторитарен, то авторитарен, если пофигист, то пофигист. :)
Добавлено через 1 минуту
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.
Более важен индивидуальный подход...
Вот. Верно. В рамках одного стиля управления к каждому подчиненному подходить, оглядываясь на то, какой перед тобой человек - это мудро.
Александр45
20.02.2011, 16:44
Применительно к научно-педагогическому коллективу: есть кафедры с жёстким стилем руководства, есть с либеральным и даже панибратским руководством, когда чуть ли не все работники кафедры говорят утром завкафу "привет", а вечером "пока". Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев успехов добивается всё же кафедра с жёстким стилем руководства.
чуть ли не все работники кафедры говорят утром завкафу "привет", а вечером "пока"
А из моего опыта - это самые эффктивные кафедры. Немного страдает дисципина, но на результативности работы это сказывается незначительно.
Поэтому я - зе демократический стиль руководства кафедрой и учеными.
А ректор и проректора должны быть авторитарными.
Задача сложная, т.к. требует смирения авторитарности лидера
скорее наоборот. В данном случае руководитель не только снимает часть
функций с себя (т.е. делегирует их), но при этом оставляет за собой все
ту же ответственность. Да, в случае неудачи он сможет разделить вину
со своим замом или другим подчиненным, но основная вина все равно
лежит на нем - значит, не правильно инструктировал, делегировал, не того
человека подобрал...
Поэтому я - зе демократический стиль руководства кафедрой и учеными
сложно, конечно. Ясно, что науная публика отличается от работяг (на заводе -
однозначно авторитарный стиль), но сильных послаблений, полагаю, делать
тоже не стоит... Практика свидетельствует, что все же более эффективный
стиль - нечто близкое к демократичному, т.е. выслушивание мнений, принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии и др.
Существует 3 стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Думаю, в научной среде (если конечно речь идёт о коллективе учёных или хотя бы искренне заинтересованных в качестве преподавания преподавателей, а не шабашников) уместнее всего второй, при котором решения принимаются с учётом мнения коллектива, но руководитель наблюдает за их исполнением. Не вижу ничего невозможного в коллегиальном решении вопроса о мерах в связи с сокращением нагрузки (если конечно можно обойтись без увольнений, в противном случае подразделение при любом стиле будет лихорадить).
VesterBro
21.02.2011, 08:42
Наблюдение из личного опыта - самые плодотворные научные коллективы, как правило, существуют под началом именно неавторитарного лидера.
Димитриадис
21.02.2011, 10:18
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?:rolleyes:
А тему начал технический специалист...:surprise:
Я только второй день управляю коллективом:) Решила придерживаться второго типа.
nauczyciel
21.02.2011, 11:02
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Я управляю небольшим коллективом (13 человек), научно-производственным. Подозреваю, что придерживаюсь демократического стиля руководства. Но иногда приходится быть и жёстким, и даже настаивать на превосходстве сроков выполнения работы над качеством - это особенно актуально для научных сотрудников (моего отдела), которым свойственно затягивание процесса.
д-р ВАД, а как можно охарактеризовать попустительский стиль руководства?
VesterBro
21.02.2011, 12:47
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом?
Для оценки эффективности управления ведь не обязательно иметь собственный опыт руководства коллективом.
Можно оценивать ситуацию извне.
caty-zharr
21.02.2011, 13:46
Наблюдение из личного опыта - самые плодотворные научные коллективы, как правило, существуют под началом именно неавторитарного лидера.
Поддерживаю. Я побывала во всех трех коллективах и могу точно сказать, что 2 тип - самый эффективный и обеспечивающий здоровую атмосферу на рабочем месте.
IvanSpbRu
21.02.2011, 15:28
Поддерживаю. Я побывала во всех трех коллективах и могу точно сказать, что 2 тип - самый эффективный и обеспечивающий здоровую атмосферу на рабочем месте.
Согласен - но нужно четко понимать разницу между неавторитарным и попустительским стилями
deniska56
21.02.2011, 16:18
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Я имею. 3,5 года. 10-15 человек. В разные годы по-разному. Авторитарен.
А тему начал технический специалист...
по вашему мнению технический специалист не может являться руководителем? :laugh:
Добавлено через 1 минуту
как бы намек:
Практика свидетельствует, что все же более эффективный
стиль - нечто близкое к демократичному, т.е. выслушивание мнений, принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии и др.
Добавлено через 1 минуту
Что, кстати, не снимает с руководителя ответственности в полном объеме за любое,
даже принятое коллегиально, решение.
принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии
А ответственность за это решение - тоже коллективная (т.е. ничья)?
Нет уж! Лучше традиционная схема: "мы обсудили и я решил ..."
При этом вряд ли кто-то будет спорить с тем, что обсуждение - это важнейшая часть в процессе научного творчества.
osmos, увидел ваше добавление.:)
Димитриадис
21.02.2011, 17:39
Я имею. 3,5 года. 10-15 человек. В разные годы по-разному. Авторитарен.
А чем (кем) руководили? Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...
по вашему мнению технический специалист не может являться руководителем?
Не передергивайте. Конечно, может, и успешно. Имел в виду, что тема в "профильном" разделе.
Была бы во "Флейме" - я бы, может, и пообсуждал.
Olesya@, поздравляю!
О себе. Демократический, с индивидуальным подходом. 10 лет - ком. предприятием, 1 год - кафедрой. Разницы особой нет.
я бы, может, и пообсуждал
лучше пообсуждайте относительно качества руководства
технических менеджеров, чем про
Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...
Добавлено через 51 секунду
Я только второй день управляю коллективом
Поздравляю!
Кафедрой?
deniska56
21.02.2011, 20:08
А чем (кем) руководили? Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...
Димитриадис, у вас все в порядке? :) С такими обращениями вам лучше в эту тему (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6475&highlight=%E6%E5%ED%EE%EF%EE%E4%EE%E1%ED%FB%E5). ;)
Вам не ваша прелесть не ответит. ;) Из своей природной вредности и за вашу природную (а может и приобретенную, я бы даже сказал, плохо копируемую) язвительность. ;)
Aspirant_Cat
21.02.2011, 20:13
Димитриадис, у вас все в порядке?
Вам не ваша прелесть не ответит. Из своей природной вредности и за вашу природную (а может и приобретенную, я бы даже сказал, плохо копируемую) язвительность.
deniska56, не обращай внимания на него. Он же специально всех подзаводит.
Димитриадис,
"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость..."
;)
deniska56
21.02.2011, 20:15
deniska56, не обращай внимания на него.
Да я спокоен как танк перед маневром. Хочет человек почувствовать себя центром отдельно взятого форума на минутку - пожалуйста. :) Народ любит клоунов. ;)
Aspirant_Cat
21.02.2011, 20:19
Народ любит клоунов.
Хлеба и Димитриадиса зрелищ!:D
лучше пообсуждайте относительно качества руководства
технических менеджеров
Стиль руководства зависит от того, технарь перед нами или гуманитарий?
Стиль руководства зависит от того, технарь перед нами или гуманитарий?
отчасти. Больше зависит от того, где опыта набирался руководитель.
Хотя... у меня никогда не было руководителя из гуманитариев :)
д-р ВАД, а как можно охарактеризовать попустительский стиль руководства?
Это когда некомпетентный или чрезмерно занятый или (и) озабоченный лишь использованием служебного положения в личных целях руководитель самоустраняется от руководства и пускает дела на самотёк. Сотрудникам предоставляется свобода действий, от них требуется лишь не создавать конфликтных ситуаций, требующих вмешательства руководителя.
У меня такого стиля 10 лет придерживался заведующий, появлявшийся на кафедре в среднем 2 раза за 3 недели. Учебный процесс шёл нормально (нагрузку распределяла зам. зав.), существовала сплочённость коллектива и уверенность в завтрашнем дне, однако заслуженные повышения по службе мне приходилось выбивать с боем из-за возражений некоторых коллег и нежелания заведующего разбирать конфликт по существу. Для избрания профессором (спустя примерно 1,5 года после получения докторской степени) потребовалось даже вмешательство ректора.
В итоге 2 преподавателя чрезмерно сплотились: одна заваливала студентов, другая брала с них и делилась с первой. Заведующий вроде бы знал, но избегал жёстких мер. Дело закончилось милицейским обыском на кафедре, условным сроком для взяточницы, увольнением её коллеги и упразднением кафедры (присоединением к параллельной).
Это когда некомпетентный или чрезмерно занятый или (и) озабоченный лишь использованием служебного положения в личных целях руководитель
часто случается, что должность навязывают одному из коллектива,
он ее и брать не хочет (следовательно - руководить и отвечать за
результат). При этом не желает портить отношения с коллегами,
оставаясь "своим парнем", как вы отметили...
Ничего хорошего не сулит...
10 лет придерживался заведующий
как он смог удержаться столь долго?
как он смог удержаться столь долго?
Вначале был учеником тогдашнего ректора, затем служил в федеральном агентстве и там покровительствовал вузу.
д-р ВАД, тогда это отдельная песня...
Димитриадис
22.02.2011, 10:45
deniska56, значит, Вы написали неправду. И Вы ничем и никогда не руководили. По существу сказать нечего?
Хлеба и Димитриадиса зрелищ!:D
"Ассоциации - 2":)
deniska56
22.02.2011, 11:15
deniska56, значит, Вы написали неправду. И Вы ничем и никогда не руководили.
Ну почему же. Я написал правду. Просто вам в таком тоне я на этот вопрос отвечать не хочу. ;) Слова мои надо повнимательнее читать. :)
Вам не ваша прелесть не ответит.
самое сложное в научных коллективах - добывать деньги (т.е. оплаченные проекты) так, чтобы народ не прозябал, а был весел и бодр. Если руководитель добывает деньги и далее оплачивает работу , то он может быть авторитарен, демократичен или пофигист .. процесс будет идти (плюс -минус с небольшими отклонениями ) ...
deniska56
22.02.2011, 11:45
сли руководитель добывает деньги и далее оплачивает работу , то он может быть авторитарен, демократичен или пофигист .. процесс будет идти
Это везде так. Называется только по-разному. Если есть стимул на горизонте - темп один (быстрый), если нет стимула - все идет медленнее.
И Вы ничем и никогда не руководили
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...
Добавлено через 8 минут
Что же касается стилей руководства как таковых, то стиль определяет прежде всего тот способ, которым руководитель преодолевает конфликт. Ибо конфликт - движущая сила в развитии.
Димитриадис
22.02.2011, 12:30
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...
Народ любит клоунов.
Не люблю массовые клоунские акции.
Вот попадаются же тупые студенты!
студенты бывают разные - и наглые, и тупые, и хамоватые
.....
deniska56
22.02.2011, 13:06
:D Димитриадис, я думаю, выводов из слов Inka делать не стоит. Он владеет далеко не всей информацией и может лишь предполагать, что и было продемонстрировано. :)
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...
Не надо говорить за форум, ок? Несите свое ИМХО в массы, этого вполне достаточно. ;) А по поводу меня, Ink, дышите глубже. Я не КВНщик. :cool: И к игре этой в исполнении непрофессионалов отношусь также скептически.
Если читать форум внимательно (то есть все, что действительно писали, а не все, что подтверждает вашу позицию - ощутите разницу), то можно найти вот такую реплику:
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Прокомментирую. 3,5 года я руководил студенческим изданием - газетой. И то, что коллектив был непрофессиональный, сложностей в его руководстве не убавляло. Такие же люди, такие же разные. И с амбициями сражались, и конфликты разруливали, и звезд ближе к земле делали, и с властью бадались, и выбивали что-нибудь - всякое было. То, что люди были не на зарплате работали за идею - сложностей только добавляло. Поэтому принципиально не важно, чем руководить, главное - навык, способности, полученный опыт.
Димитриадис
22.02.2011, 13:20
deniska56, ну вот, давно бы так.
deniska56
22.02.2011, 13:22
deniska56, ну вот, давно бы так.
Спокойнее надо общаться, не стараться непонятно для чего провоцировать собеседника словами и все будет мирно. ;)
я думаю
Спорно :lol:
Рассмотрим в контексте темы, имея в виду управление вообще, и управление в частности; Инком, мнением общественным, хоть чем.
выводов из слов Inka делать не стоит. Он владеет далеко не всей информацией и может лишь предполагать, что и было продемонстрировано
Естественно. А были сомнения?
Не надо говорить за форум, ок?
Как представитель общественности - я выражаю её мнение. Приведенные цитаты так же свидетельствуют о правильной позиции.
А по поводу меня, Ink, дышите глубже.
Кто к кому и как дышит хорошо видно хотя бы по тому, что на 1 строчку сообщения Инка пришлось 6 строчек ответа Дениса. При том, что пост был не ему. Тревожат, тревожат меня такие тенденции в преддверии 23 февраля.
Если читать форум внимательно
В частности моё сообщение, то там же ясно видно (и вами подтверждено) что это предположение, - рабочая гипотеза. Так что нужно не тлько читать, но и понимать. Так то.
Olesya@, так кем Вы управляете?
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot