PDA

Просмотр полной версии : Теория и методология


Домохозяйка
17.03.2011, 16:32
Чем отличаются теоретические положения дис.работы от методологических ?
Верно ли понятие "теоретико-методологические" ? Или они существуют отдельно "теоретические" и "методологические" ?

К чему отнести сформулированный предмет, объект, принципы, классификации исследуемого феномена, методы его познания ?

Как разграничить теорию и методологию, и нужно ли это делать ?

Andriy
18.03.2011, 16:13
ой, с этой теорией и методологией.. раз никто из умнейших не отвечает, выскажу свое мнение. а Вы уже думайте, соглашаться или нет.
теория - описание чего-либо, например, как идет дождь.. а вот методология не для каждого процесса может быть.

Верно ли понятие "теоретико-методологические"
имхо, вполне, но надо смотреть контекст. надо чтобы методология тоже была, чтобы это не просто "теоретико-методологические аспекты дождя" были

Или они существуют отдельно "теоретические" и "методологические"
отдельно тоже существуют:)

К чему отнести сформулированный предмет, объект, принципы, классификации исследуемого феномена, методы его познания ?
а вот тут вопрос не понял. к теории или методологии? смотря что за объект. напишите, что является объектом. если объект - какой-то определенный процесс, то у него может быть как теория, так и методология.
а вообще, зачем Вам это?:-)

и надеюсь, что все же люди поумнее ответят, а то я скорее всего и неправ..

Paul Kellerman
18.03.2011, 16:27
Чем отличаются теоретические положения дис.работы от методологических ?
Теоретические положения - это научные знания, полученные об исследуемом объекте.
А методологические - это уже результаты исследования самих методов, как таковых.

Домохозяйка
18.03.2011, 16:53
Теорет.положения - принципы, классификации, новые определения, предпосылки, модель ...
Методология - описание методов, которые лежат в основе методик, описание подходов к изучению чего-либо.

То есть всегда должен присутствовать корень слова "метод", чтоб какой-то результат отнести к методологии, а остальное будет теорией ?
Теория отвечает на вопрос, что познавать. Методология - как познавать ?

зачем Вам это?
да вот размышляю ..., мне надо все по полочкам, в дебет - теорию, в кредит - методологию ;)

Carro
18.03.2011, 16:56
Я на примере Андрея с дождем - теория - это исследование дождя , выяснение причин дождей, анализ - статистика выпадения дождей. Методология - как обеспечить дождь, что нужно сделать, чтобы возникли причины для дождя, что сделать, чтобы был сильный дождь, как его сделать слабым и что сделать , чтобы он прекратился.

Александр45
19.03.2011, 07:00
Верно ли понятие "теоретико-методологические" ?

На истину в последней инстанции не претендую, но, например, в педагогических исследованиях нередко можно встретить формулировку "Теоретико-методологические основы процесса..." Так что верно, имхо

Paul Kellerman
19.03.2011, 10:19
То есть всегда должен присутствовать корень слова "метод", чтоб какой-то результат отнести к методологии
Да не сам по себе метод, а результаты исследования этого метода, как само-
стоятельного объекта исследования, является методологическим результатом.

Методология - как познавать?
На мой взгляд, как познавать - это гносеология, являющаяся частным случаем методологии.
А сама методология занимается методами вообще, а не только методами научного познания.

что сделать, чтобы был сильный дождь, как его сделать слабым и что сделать , чтобы он прекратился.
По-моему, все это методика управления объектом на базе ранее полученного знания (модели).

P.S. Впрочем, я тоже, разумеется, не претендую на истину в последней инстанции,
но, надеюсь, общими усилиями придем к некоторому всем понятному знаменателю.

DImich
19.03.2011, 11:16
У нас в совете считается, что методологией занимались Карл Маркс, Адам Смит и иже с ними.
Поэтому методологические основы писать запрещено.
Пишут теоретические и методические основы.

Carro
19.03.2011, 12:00
По-моему, все это методика управления объектом на базе ранее полученного знания (модели).

P.S. Впрочем, я тоже, разумеется, не претендую на истину в последней инстанции,
но, надеюсь, общими усилиями придем к некоторому всем понятному знаменателю.

наверное, да..скорее метод управления, но он может быть частью методологии дождя (можно добавить методы расчета дождя, методы прогнозирования и т.п.)

Лучник
19.03.2011, 15:51
На мой взгляд, выводы по диссертации - это и есть ее теоретические положения (поскольку в науке вывод формируется в виде теории).

А методология, это совокупность методов - теоретически осмысленных способов достижения результатов (то, что в принципе по-другому можно назвать теоретическими предпосылками).

имхо

Толич
21.03.2011, 08:24
К названиям половины докторских по экономическим наукам приписывают "Теория и методология..." (чего-либо). Такое указание похоже на "дань традиции" - мол, если докторская, то там есть методологический уровень.
Домохозяйка, у Вас же есть научный консультант? В приниципе он мог бы сориентировать насчет теории и методологии как в содержательном плане, так и в плане того, что хотят видеть в конкретном Совете.

Домохозяйка
21.03.2011, 09:44
"Теория и методология..." (чего-либо). Такое указание похоже на "дань традиции"
вот-вот.
я не решаю в этой дискуссии своих практических задач, просто интересно обсудить

badalek
12.04.2012, 20:04
К чему отнести сформулированный предмет, объект, принципы, классификации исследуемого феномена, методы его познания ?
Всё это исходит из решаемой осознанной проблемы исследования, из которой вытекает и тема исследования.


Понятия "теория" и "методология" многозначны и как будут соотносится данные понятия зависит от принятых нами и зафиксированных в процессе исследования определений (многое зависит от того в какой сфере исследуем: гуманитарии, математики, физики, технари и пр.).
Если к примеру положить, что (известные определения):
Теория - учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
Методоло́гия - учение о методах, методиках, способах и средствах познания.
То понятия пересекаются и нельзя провести чёткую грань между теорией и методологией: и то и другое учение, но в одном случае "система знаний" вообще, а во втором случае тоже "система зананий" о том как получить другую "систему знаний". Вообще же соотношение между понятиями будет меняться в зависимости от выбранной нами в процессе исследования ОДНОЗНАЧНОЙ терминологии...

Димитриадис
12.04.2012, 22:08
А как развести понятия "теория" и "методология" для бакалавров,
поступивших на базе ПТУ? может, так:

теория = что делать

методология = как делать

???

badalek
12.04.2012, 23:46
А как развести понятия "теория" и "методология" для бакалавров,
поступивших на базе ПТУ? может, так:
теория = что делать
методология = как делать
???
Для них, к примеру, более доступно: теория, как совокупность знаний, например, о закономерностях работы изучаемых систем.
А вместо методологии вообще взять сами методы, методики, средства исследования данных систем.

Но это просто определить на начальном этапе: далее более касаться конкретики, поскольку для данного уровня знаний излишнее теоретизирование не нужно...

Hogfather
13.04.2012, 08:33
А как развести понятия "теория" и "методология" для бакалавров,
поступивших на базе ПТУ? может, так:
теория = что делать
методология = как делать
???

Предлагаю начать издалека. Есть такой инструмент, как "мишень цели", предложенная компанией Coverdaile (см. вложение). 5 простых вопросов.

Для чего?
Для кого?
К какому сроку?
Что хотим получить?
Как оцениваем результат?

Ответ на базовые пять вопросов позволяет сформулировать SMART-цели проекта (задачи).
Отсюда, методику для проекта (задачи) можно сформулировать как вопрос: "Каким образом?"
А теорию -- "Почему именно так?"

Идея примерно такая.

Hogfather
13.04.2012, 08:36
на базе ПТУ
Для них, к примеру, более доступно: теория, как совокупность знаний, например, о закономерностях работы изучаемых систем
"Папа, ты с кем сейчас разговаривал?"

badalek
13.04.2012, 09:02
"Папа, ты с кем сейчас разговаривал?"
"Сынок, с преподавателем Димитриадис, а он уж переформулирует, сообразно ситуации".:D

Димитриадис
13.04.2012, 12:32
Hogfather, badalek, спасибо, старшие братья.

Позднорождённый дважды кланяется вам. :):)

badalek
13.04.2012, 12:52
спасибо, старшие братья.
Да, не за что, уважаемый коллега.

Вообще тема поднята весьма интересная и касается она не только соотношения терминов, но и соотношения содержательной их части в конкретных областях науки.
Имеется, например, конкретная теория, которая в себе уже содержит потенции к развитию: выводное знание. Есть взаимосвязанная с ней методология: методы, методики, средства исследования. И здесь может быть так: теоретик вывел новое знание и немного развил теорию в виде формулировки новых гипотез, а далее два варианта, либо существующая методология позволит их проверить, либо - нет, отсюда дополнительные импульсы для развития методологии. Другой вариант: в методологии появились новые средства, которые дали неожиданные (ожидаемые) результаты, что позволило развить теорию. Бывает, что новый результат получается без гипотез, а потом мы начинаем искать под него соответствующую теоретическую базу.

Chat
14.04.2012, 03:05
Разница (имхо) в том, что теория - результат синтетического, а методология - аналитического построения. Но и то, и другое в целом принадлежит к системе научного мировоззрения той или иной области.

badalek
14.04.2012, 09:11
Разница (имхо) в том, что теория - результат синтетического, а методология - аналитического построения.
Думаю, что в обоих сферах существует как анализ так и синтез.


Но и то, и другое в целом принадлежит к системе научного мировоззрения той или иной области.
А вот это очень даже верно.