Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Индивидуальная траектория обучения студентов в вузах: мифы и реальность (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=11892)

Ученица 28.08.2013 17:46

Индивидуальная траектория обучения студентов в вузах: мифы и реальность
 
В последнее время много говорится, пишется о необходимости введения индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов в вузе.
Насколько реальной кажется данная идея
- о целесообразности и возможности выбора студентом "набора дисциплин",
- о готовности ППС к студенческому выбору;
- о готовности университетской администрации принять результаты прохождения студентом индивидуальной траектории обучения?

Аспирант МММ 28.08.2013 18:46

А способны ли студенты к этой траектории, по моему наблюдению 2 из 30

Ученица 28.08.2013 19:44

Цитата:

Сообщение от Аспирант МММ (Сообщение 377660)
А способны ли студенты к этой траектории

Студенты, практически, не владеют данной информацией (когда я рассказываю студентам об этом, почти все слышат о подобном впервые, но, узнав, сожалеют, что этого у них нет).
А вот примут ли преподаватели такую систему?

LeoChpr 28.08.2013 20:41

Цитата:

Сообщение от Аспирант МММ (Сообщение 377660)
по моему наблюдению 2 из 30

Так и обучаться по индивидуальной траектории должны не 30, а 1-2 студента. Только в России это не пройдет. Вузы заинтересованы в сохранении контингента количественно.
Цитата:

Сообщение от Ученица (Сообщение 377705)
примут ли преподаватели такую систему?

Конечно, нет.

adlog 29.08.2013 09:06

Цитата:

Сообщение от Ученица (Сообщение 377705)
Студенты, практически, не владеют данной информацией (когда я рассказываю студентам об этом, почти все слышат о подобном впервые, но, узнав, сожалеют, что этого у них нет).

Я думаю, это только гипотетически они сожалеют. Столкнувшись с этим в реальности, на мой взгляд, студент не может знать (особенно на первом курсе) все дисциплины, которые ему могут пригодиться в профессиональном плане. Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы (культурология, история, психология, философия и т.д.)

LeoChpr 29.08.2013 10:57

Цитата:

Сообщение от adlog (Сообщение 377906)
Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы

А действительно, для чего?
Наверное ответ на вопрос кроется в цели высшего образования. Если нужен только диплом - галопом по европам, а то и в обход оных. Если стать специалистом (что почти фантастическая грёза) - то и системного прохождения курса обучения не хватит. Для работы по специальности мне многое не понадобилось из того, чему меня учили, но смог использовать для другого. Наличие высшего образования и его специальность мало играют роль в последующем трудоустройстве. Ну зачем продавцу дамской обуви высшее образование? А без диплома его на работу не примут.

Ученица 29.08.2013 11:29

Индивидуальная траектория обучения основывается на конкретном заказе конкретного предприятия (фирмы, учреждения), или под заказ того, кто получает образование, но при условии, что он знает, куда пойдёт работать и кем (как правило, это уже второе высшее).
Такое обучение "штучное", а значит высокозатратное (это, прежде всего, касается не столько финансовой стороны, сколько наличия в вузе необходимых специалистов, способных удовлетворить заказ).
Тесная взаимосвязь (буквально, "спайка") вуза и конкретного производства, а следовательно, это пересмотр не только кадрового состава кафедр, но и оснащения, а также требование к специалистам с производства на предмет умения давать не только практику, но и теорию.
Цитата:

Сообщение от adlog (Сообщение 377906)
студент не может знать (особенно на первом курсе) все дисциплины, которые ему могут пригодиться в профессиональном плане

Первокурсников снабжают буклетом с указанием тех профессионально значимых компетенций, которые востребованы при том или ином заказе (плясать нужно от компетенций к выбору дисциплин, а не наоборот, как сейчас). Однако выбор дисциплин студентов должен быть в пределах госстандарта специальности.

Добавлено через 6 минут
Цитата:

Сообщение от adlog (Сообщение 377906)
Студенты сожалеют об этом, потому что не понимают, для чего, к примеру, технарям гуманитарные предметы (культурология, история, психология, философия и т.д.)

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 377932)
ответ на вопрос кроется в цели высшего образования.

Гуманитарная составляющая ВО развивает культуру специалиста, не говоря уж об общечеловеческой. Если технарь зациклен лишь на дисциплинах узкопрофессиональной значимости, то и с умением говорить, элементарно сформулировать свою мысль ему будет сложно (живёт ведь он не только на заводе, среди железок). И даже поиск необходимой информации - это тоже заслуга освоения гум. дисциплин.

Добавлено через 12 минут
Приведу пример. Каждый хоть раз в жизни пытался при установке какой-то техники, оборудования, электроники следовать указаниям инструкции. Вспомните, как часто Вы добивались при этом успеха? Инструкция не позволяла Вам правильно и точно подключить, установить, отладить. И тогда Вы приглашали мастера по установке, либо сами "методом тыка" приходили к успеху. А ведь инструкции, скорее всего, составляют хорошие технари, но не владеющие умением грамотно представить нужную информацию. Поэтому бездарно составленные инструкции не позволяют нам, пользователям, осваивать все заложенные в прибор, устройство, аппаратуру функции. "Метод тыка" даёт возможноть пользоваться лишь одной из трёх функций. Технарь даже не догадывается, что его рекомендации будут использовать люди, далёкие от его специальности, которым всё нужно объяснять "на пальцах".А вот если бы технарь владел общегуманитарными компетенциями, то такого, наверняка, не было бы.

Добавлено через 3 минуты
Другой пример. Когда специалист не может неспециалисту объяснить что-либо, срывается, и, чертыхаясь, начинает выполнять сам какую-то работу - это результат незнания педагогики и психологии.

Maksimus 29.08.2013 11:40

Цитата:

Сообщение от Ученица (Сообщение 377934)
Приведу пример. Каждый хоть раз в жизни пытался при установке какой-то техники, оборудования, электроники следовать указаниям инструкции.

Кстати, тут очень заметно различие в подходах западных стран и СССР в написании инструкций по эксплуатации (руководств пользователя). В первом случае это простые пошаговые мануалы с картинками (условно говоря для дебила), во втором - это часть эксплуатационной (конструкторской) документации на изделие, содержащая много технической информации, сведения об устройстве изделия, эл.схемы и т.д. РФ теперь тоже идет по пути западных стран.

LeoChpr 29.08.2013 13:18

Вопрос про "язык" инструкций по эксплуатации - не нагляден. Умный пользователь не будет работать методом тыка, а для написания инструкций по эксплуатации много специалистов не требуется, да и многие из нас читают отечественные инструкции? Картинки смотрим на иностранной технической документации к их же технике. Нашей-то давно уже нет.
Раньше существовала система овладения параллельной специальностью через стажировку. У медиков, например. И заканчивать вновь мединститут или медучилище не требовалось. Все делалось на рабочем месте, в соседнем кабинете или в соседнем здании. Работало.

Vica3 29.08.2013 13:42

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 377949)
Раньше существовала система овладения параллельной специальностью через стажировку.

мечтаааааа... ыех, если б восстановить такое....

Добавлено через 2 минуты
Цитата:

Сообщение от Maksimus (Сообщение 377942)
во втором - это часть эксплуатационной (конструкторской) документации на изделие, содержащая много технической информации, сведения об устройстве изделия, эл.схемы и т.д. РФ теперь тоже идет по пути западных стран.

шо печалит... ибо фиг шо теперь с энтими инструкциями починишь((

Maksimus 29.08.2013 15:53

Цитата:

Сообщение от Vica3 (Сообщение 377954)
шо печалит... ибо фиг шо теперь с энтими инструкциями починишь((

С одной стороны - да, с другой - изменилась и концепция ремонта (с собственно ремонта на замену вышедших из строя составных частей).

Ученица 29.08.2013 16:42

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 377949)
Умный пользователь не будет работать методом тыка, ..., да и многие из нас читают отечественные инструкции?

Ах, ну да, пользователь читает инструкцию после того, как уже что-то сломал!

Добавлено через 7 минут
И всё-таки, возвращаясь к обозначенной теме, проблема не в том, чинить или не чинить, а в грамотности донесения специальной информации, что, безусловно, требует владения общегуманитарными компетенциями всеми, вне зависимости от получаемой специальности. А это делает обязательным изучение различных циклов дисциплин.

Добавлено через 5 минут
Когда я выносила проблему индивидуальной траектории обучения в вузе на обсуждение, мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом. Согласны они с тем, как это понимается в педагогическом сообществе, или у них свое видение данной проблемы. А пример с инструкцией - это частности.

kravets 29.08.2013 16:48

Цитата:

Сообщение от Ученица (Сообщение 377996)
Ах, ну да, пользователь читает инструкцию после того, как уже что-то сломал!

Добавлено через 7 минут
И всё-таки, возвращаясь к обозначенной теме, проблема не в том, чинить или не чинить, а в грамотности донесения специальной информации, что, безусловно, требует владения общегуманитарными компетенциями всеми, вне зависимости от получаемой специальности. А это делает обязательным изучение различных циклов дисциплин.

Добавлено через 5 минут
Когда я выносила проблему индивидуальной траектории обучения в вузе на обсуждение, мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом. Согласны они с тем, как это понимается в педагогическом сообществе, или у них свое видение данной проблемы. А пример с инструкцией - это частности.

Проблема не в готовности студентов, а в неготовности системы предоставлять траекторию - методически, организационно.

LeoChpr 29.08.2013 17:35

Цитата:

Сообщение от Ученица (Сообщение 377996)
мне хотелось узнать, а что мои коллеги думают об этом.

Коллега, не обижайтесь. Такой уж я мерзопакостный спорщик. Но. Вероятно именно я более компетентен практически в этом вопросе. Как понял я, вы предлагаете индивидуалку как второе образование. Умному субъекту достаточно одного среднего (у меня два) и одного высшего. Принципиально не стал делать себе второй диплом. Я сам учился по старинке "Жеребенок учится бегу рядом с конем" (хакасская поговорка). Когда набрал кафедру, то ассистенты были с разным образованием (филфак, биофак, иняз, дефектологический). Часть смог пристроить на второе образование (практический психолог образования), спецфак сам организовал, а двое туда не попали. Ректорат не разрешил. Обучал индивидуально. Потом все питомцы в аспирантуры поступили. Все сегодня доценты, кандидаты. Двое штучных - одна доцент, кандидат, вторая - доцент, доктор. Преподаватели хорошие. Долго преподавали, опыт есть. За научный потенциал не ответственен, поскольку не я их в аспирантурах учил. Разницы ни какой, только в количестве дипломов о высшем образовании.

Ученица 29.08.2013 18:11

Цитата:

Сообщение от kravets (Сообщение 378008)
Проблема не в готовности студентов, а в неготовности системы предоставлять траекторию - методически, организационно.

Согласна, но хотелось бы знать мнение коллег, в чём конкретно проявляется неготовность к индивидуальной траектории обучения в вузе в данный момент. Методически - не хватает разработок, учебников, рекомендаций?
Организационно - отсутствует необходимая база, обрудование, отсутствуют студенты, способные учиться по такой системе и т.д.?

Добавлено через 5 минут
Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 378025)
Как понял я, вы предлагаете индивидуалку как второе образование

Нет. Вы не поняли. Это, прежде всего, первое высшее. Индивидуальное обучение (в классическом понимании) не то, что собой представляет ИТО, предполагающее "одновременную массовую подготовку при реализации индивидуальных запросов обучающегося".


Текущее время: 17:49. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»