Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Наука и бизнес (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=3344)

Inna 16.10.2008 19:34

Наука и бизнес
 
Наблюдаю в своем университете такую ситуацию. Есть класс людей, работающих в университете и "на университет". Их работа на практике или не сложилась или они сами не особо стремятся или нет возможности. Есть другие люди, также работающие в университете. При этом они очень много работают на практике, могут даже свой бизнес иметь (связанный с профессией). Но они в погоне за деньгами не всегда могут выполнять свои обязанности в университете. Первая группа обвиняет вторых в том, что они только прикрываются именем университета в коммерческих целях. Говорят, мол, если вы работаете в других местах, то туда и идите. Ну а вторые, естетственно, говорят, что на зарплату преподавателя не прожить, что это еще лучше для студентов, что преподаватели работают на практике. На это первая категория говорит: а вот мы тут убиваемся "на шару" ради кафедры, факультета и др. И идет банальное выживание друг друга, точнее первые выживают вторых. Как совместить интересы первых и вторых, не доводить ситуацию до критической?

fazotron 16.10.2008 19:43

Ну, Инна, и копнула
Вторые мне симпатичней, если только они не пренебрегают своими препод обязанностями. Сразу оговорюсь, что веду речь о прикладных дисциплинах.
Первые возможно хорошо готовятся, все выполняют, но вот лично у меня сомнения в отношении их настоящего знания предмета

Paul Kellerman 16.10.2008 21:13

Классная тема :) Это так актуально для меня :) У меня хватает сил быть во второй
категории, тем более, я тоже не люблю голое теоретизирование без реального лич-
ного практического опыта в рамках основной профессиональной деятельности, осо-
бенно в моей прикладной IT-науке. Но серьезных конфронтаций не бывает посколь-
ку веду занятия по вечерам как и у наших студентов, так и в иностранных группах.
Кроме того, если чуть-что какая-то техническая проблема, проект или экспертиза
возникает со стороны руководства кафедры, почти никогда не отказываюсь помочь.
Ну и, наконец, я одинаково ценю важность и фундаментальных знаний, и современ-
ных задач практики и методов их решения, и вполне увязываю все это на занятиях.

Хотя иногда какие-то может и проскальзывают мимолетные признаки неудовлетво-
рения по поводу того, что я не полностью кафедральный. Но все понимают, что при
перегибании палки "не полностью" может быстро превратиться в "полность не" :)))
А кадровый состав вуза стремительно стареет и вымирает, доля молодых и средних
возрастов меньше 20%, новые кадры не приходят по экономическим соображениям.

Inna 17.10.2008 03:03

Цитата:

Сообщение от fazotron (Сообщение 42520)
Ну, Инна, и копнула

а у нас для этого копать не нужно, у нас это на поверхности ;)

Цитата:

Вторые мне симпатичней, если только они не пренебрегают своими препод обязанностями.
В том-то и дело, что они входят в противоречие. Как быть?

Например. Политологи работают на выборах. Это полная (полнейшая) занятость на несколько месяцев. К тому же, они могут работать не только по всей стране, но и в странах ближнего зарубежья, в общем, на лекции оттуда не поездишь). Некоторые кафедры, связанные с политологией, на время крупных избирательных кампаний вообще можно прикрывать, т.к. большинство сотрудников на выборах. Решения проблемы не вижу.

Добавлено через 3 минуты 7 секунд
Цитата:

Сообщение от PavelAR (Сообщение 42521)
Хотя иногда какие-то может и проскальзывают мимолетные признаки неудовлетво-
рения по поводу того, что я не полностью кафедральный. Но все понимают, что при
перегибании палки "не полностью" может быстро превратиться в "полность не" :)))
А кадровый состав вуза стремительно стареет и вымирает, доля молодых и средних
возрастов меньше 20%, новые кадры не приходят по экономическим соображениям.

Вот у нас часть людей палку абсолютно перегибают))) Кадровый состав стареет, но желающих работать в университете много. Так что кадровой проблемы не стоит. Поэтому первые и говорят: не хотите работать - уходите, пусть ваши места займут другие, те, кто хочет здесь работать. А не те, кому нужно лишь имя вуза для занятия своим бизнесом.

gav 17.10.2008 13:05

Название темы, на мой взгляд, не вполне удачное. Я думал речь пойдет о совмещении научной деятельности с бизнесом. Точнее говоря о выборе между ними. А тут свелось к проблеме "теоретиков" и "практиков".
По последнему вопросу считаю наиболее верно отражающими ситуацию слова Л.Н. Толстого:
"Меня всегда удивляют часто повторяемые слова: да, это так по теории, но на практике-то как? Точно как будто теория — это какие-то хорошие слова, нужные для разговора, но не для того, чтобы вся практика, то есть вся деятельность, неизбежно основывалась на ней. Должно быть, было на свете ужасно много глупых теорий, если вошло в употребление такое удивительное рассуждение."
Добавлю, что теория (тем более научная) и фантазия, вообще говоря, нетождественные понятия. Хотя по причинам недобросовестных теоретиков, а также узкомыслящих практиков они часто смешиваются. Научная теория отличается от фантазий, прежде всего, тем, что теоретик прочно связан с практикой, практика - главный критерий истинности научной теории. Только математические теории могут иметь научный статус, не имея практической обоснованности. Именно поэтому история, экономика, политология и ряд других "наук" имеют весьма спорный научный статус. И фантазеров от теоретиков в них отличить напорядок сложнее. В полноценных науках, в физике, биологии - грош цена "теоретику" который в чем то уступает практику. И тут отличить теоретика от фантазера не составляет большого труда.

fazotron 17.10.2008 13:39

gav, мне кажется, что при рассмотрении поставленного вопроса - совмещения преподавания с практической деятельностью и предпочтения преподавателей, работающих только в вузе с совместителями (заметьте, я рассматриваю только этот аспект), надо подходить с разных позиций по принципу их отнесения к преподавателям фундаментальных и прикладных дисциплин
Для первых я не считаю какой-либо необходимостью работу на стороне (если это только не вызвано материальными причинами), для вторых мне кажется это весьма желательным

nauczyciel 17.10.2008 19:42

Я во "второй группе", но предмет в ВУЗе у меня весьма фундаментальный - теоретические основы электротехники (ТОЭ). Так вот - работа инженером обогащает занятия по ТОЭ следующим образом: если у студента возникает сомнение в необходимости глубоких теоретических знаний по ТОЭ (такое бывает), я могу привести не один десяток примеров из практики (по специальности), где именно этот раздел знаний используется.
Вывод - работа по специальности на стороне важна и для преподавателей фундаментальных дисциплин.

fazotron 18.10.2008 07:34

nauczyciel, простите за неграмотность. А что вообще вся электротехника не является прикладной наукой?

nauczyciel 18.10.2008 11:16

fazotron, вообще, электротехника включает несколько разделов: ТОЭ, электрические машины, электронику, электропривод, электротехническое материаловедение, электротехнологию и т.д.
То есть в основном электротехника, конечно, прикладная наука. А ТОЭ - это теоретический базис к остальным разделам электротехники, потому и считается фундаментальной дисциплиной. ТОЭ студенты изучают на 2-3 курсах, то есть до начала изучения спецдисциплин, но после (или вместе с) математики и физики, которые в свою очередь являются базисными дисциплинами для ТОЭ.

gav 19.10.2008 00:49

nauczyciel
Цитата:

если у студента возникает сомнение в необходимости глубоких теоретических знаний по ТОЭ (такое бывает), я могу привести не один десяток примеров из практики (по специальности), где именно этот раздел знаний используется.
Вывод - работа по специальности на стороне важна и для преподавателей фундаментальных дисциплин.
Странный вывод. Как будто привести “не один десяток примеров из практики» можно, лишь работая на стороне. По моему убеждению, если человек достаточно для преподавателя высшей школы разбирается в ТОЭ, то привести примеры из практики, подтверждающие ее практическую ценность, ему не составит никакого труда. Да и не только ТОЭ. Для того, чтобы объяснить, например, трехфазные цепи и электроснабжение квартир, вовсе не обязательно работать электриком. Хотя раньше в СССР прежде чем начать заниматься наукой (поступить в аспирантуру) в какой-либо отрасли знаний, нужно было поработать в этой самой отрасли несколько лет.

IvanSpbRu 19.10.2008 13:22

Цитата:

Сообщение от gav (Сообщение 42576)
Странный вывод. Как будто привести “не один десяток примеров из практики» можно, лишь работая на стороне. По моему убеждению, если человек достаточно для преподавателя высшей школы разбирается в ТОЭ, то привести примеры из практики, подтверждающие ее практическую ценность, ему не составит никакого труда. Да и не только ТОЭ. Для того, чтобы объяснить, например, трехфазные цепи и электроснабжение квартир, вовсе не обязательно работать электриком. Хотя раньше в СССР прежде чем начать заниматься наукой (поступить в аспирантуру) в какой-либо отрасли знаний, нужно было поработать в этой самой отрасли несколько лет.

Возможно, я не совсем прав, но у примеров может быть разное качество. Безусловно, преподаватель, глубоко знающий свой предмет, без труда найдет некоторое количество практических примеров для любой ситуации - но эти примеры все равно будут теоретическими, т. е. позаимствованными из учебников и монографий. Тогда как преподаватель, сам занимающийся практической деятельностью, может приводить те примеры, которые он сам, что называется, пощупал руками. И в этом проявляется разное качество примеров: если первые, условно практические, примеры студент может сам найти в любом учебнике, то вторые никто, кроме человека, тесно связанного с практикой, ему не продемонстрирует

nauczyciel 19.10.2008 15:10

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 42578)
Возможно, я не совсем прав, но у примеров может быть разное качество

Вы совершенно правы. Именно это я и имел в виду.
Кроме того, некоторые важные практические примеры просто не отражены в учебниках и монографиях.

fazotron 19.10.2008 18:50

Коллеги
Вернитесь в начало темы
Вопрос о другом: о конфликте в универе преподавателей, кроме вуза ничем не занимающихся (и на этом якобы сосредоточенных) и преподавателей, имеющих работу на стороне и из-за нее частично пренебрегающих преподаванием

IvanSpbRu 19.10.2008 21:10

Если вернуться к теме треда0 то, как мне кажется, врамках существующей практики интересы этих двух групп преподавателей примирить не удастся. Первые работают тольок за плату от своего вуза, вторые же у них отбирают ставки, и при этом, из-за загруженности, частично пренебрегают своими обязаннностями. Вот потому первые и будут выживать вторых. Эта политика во всех вузах такая где мне доводлилось работатьв Питере

Paul Kellerman 20.10.2008 11:50

nauczyciel
Кстати, будучи IT-шником я очень люблю и уважаю ТОЭ, также впрочем как и
физику, хотя, разумеется, знания в этих дисциплинах далеко не настоль глубо-
ки и обширны, как хотелось бы. Но, прежде чем я 13 лет назад впервые столк-
нулся с ТОЭ и осознал всю ее научную и практическую ценность, 19 лет назад
я взял в руки паяльник и с тех пор ни дня не проходит без радиолюбительских
развлечений, и чем больше этим занимаюсь, тем больше и сильнее люблю ТОЭ.
Большинству современных студентов, выросших на тыкании мышкой в виндоусе,
ни разу не державших в руках паяльник, не дано понять ТОЭ по определению :)
Разве можно объяснить, почему нужен обратновключенный диод между истоком
и стоком мощного полевого транзистора, к которому подключается индуктивная
нагрузка, если тебя самого ни разу не "шарахало" высоковольтным всплеском :)
И студента тоже должно ударить несколько раз по несколько киловольт, и жела-
тельно в мозг, прежде чем он научится уважать электромагнитную индукцию :)

Однако гораздо печальнее, когда у препода еще меньше опыта чем, у студента...
А в современных условиях нехватки и устаревания лабораторной базы получает-
ся, что чисто кафедральные преподаватели практически не видят того, о чем чи-
тают лекции, а студенты зачастую на 3-4 курсах уже работают по специальности.
Такое положение вещей привело к большой популярности коммерческих курсов по
продукции и технологиям ведущих зарубежных производителей (по крайне мере в
IT это именно так) и в то же время такие курсы рассчитаны на обучение обезьян:
кликни туда, кликни сюда - получишь результат, о какой-либо общности или фун-
даментальности даваемых "знаний" говорить не приходится, способности к крити-
ческому анализу и абстрагированию выжигаются, мышление делается шаблонным.
И все же курсы популярны потому, что это модно, современно и за это платят по-
том большие зарплаты. И в такой ситуации, чтобы студент совсем не забил на вуз,
полностью разочаровавшись в нем, нужны преподаватели 2-го типа. А преподава-
тели 1-го типа должны их поддерживать и помогать всячески или же вообще неко-
го будет учить, поскольку абитуриенту выгоднее будет пройти нужные курсы, а ко-
рочку о высшем образовании купить в переходе метро и спокойно делать карьеру.


Текущее время: 10:55. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»