Приведу одну любопытную мысль, вычитанную мною у педагогов-психологов. Нет, к сожалению, под рукой источника. Краткое изложение:
Сейчас явно прослеживается тенденция к гуманизации в отношениях с детьми и воспитании. Некоторые родители заходят слишком далеко - стремятся создать идеальные условия, такая невозмутимая мама, которую ничто не может вывести из себя. Однако ребенок не всю свою жизнь проводит рядом с мамой, а в определенный момент соприкасается и с социумом. А там не все так гладко и комфортно. Поэтому ребенок должен быть готов к разным трениям и отсутствию понимания. Мама, конечно, должна стремиться к совершенству, но если и позволяет иногда себе моменты слабости, то не надо заниматься по этому поводу самобичеванием. Ребенок в любом случае должен знать (ему надо объяснять), что мама устала, плохо себя чувствует, несет тяжелую сумку и т.д. И ребенок учится прослеживать связь между плохим самочувствием и плохим настроением человека. Это вполне нормально.
Правила "золотой середины" - любые крайности вредны: мать-неврастеничка, которая дергает ребенка каждую минуту, и то сюсюкает с ним, то лупит по попе, и всегда "добрая" мама, которая позволяет абсолютно все. Мама должна быть не "добрая", а справедливая. И с живыми человеческими эмоциями. Ребенок в общении с ней учится чувствовать эмоции, и не только положительные, но и усталость или раздражение, обиду (в разумных пределах).
Ну, и самое главное, на мой взгляд: ребенок должен чувствовать надежную опору и поддержку в семье, знать, что его там всегда поддержат и оценят. Разрушать эту веру нельзя. Обидно, когда родители критикуют или наказывают ребенка в присутствии других детей или взрослых.
Добавлено через 1 минуту
Еще о психологах и педагогах - из личных наблюдений. Очень легко быть хорошим и добрым педагогом, к которому приводят детей на полуторачасовые занятия два раза в неделю. И этот педагог с той же милой улыбкой просит родителей неугодных детей не приводить их больше на занятия, ибо они "не подходят по возрасту", "не соответствуют уровню развития группы", "не выдерживают темп занятия" и т.д. - то есть не лезет в рамки, в которых педагогу удобно работать.
|