Портал аспирантов
 

Вернуться   Портал аспирантов > Общие > Преподавательская

Ответ
 
Опции темы
Старый 30.04.2011, 14:22   #1
IvanSpbRu
Honorary Platinum Member
 
Регистрация: 28.10.2006
Сообщений: 10,479
По умолчанию Важность научной составляющей в работе преподавателя

Как известно, преподаватель высшей школы должен тащить на себе множество видов нагрузки - учебную, научную, учебно-методическую, общественную и так далее. Очевидно, что в вузе на первом месте стоит учебная нагрузка.

Однако хотелось бы узнать мнение уважаемых коллег, насколько важна для преподавателя научная деятельность. Я, например, считаю, что если человек не ведет научной работы, то в вузе ему делать нечего. Обычным возражением является - ну смотри, вот есть преподаватель, его студенты любят, статей не писал и писать не будет, что же, его увольнять, что ли? Или заставлять писать липовые статьи (что еще, на мой взгляд, хуже, чем вообще наукой не заниматься)?

Что ж, преподаватели-не ученые тоже нужны вузу, вероятно. И если они спокойно сидят на должностях старшего преподавателя или ассистента - то и проблем нет.

Но что делать, если научной работой не занимается и основная масса сотрудников вуза - доцентов, кандидатов, профессоров, докторов? Мне доводилось слышать недоуменные вопросы - а зачем ты публикуешься, ты же уже защитился? Но ведь вуз не просто передает знания, но еще и генерирует их. Если такая генерация отсутствует - то перед нами техникум - тоже очень важный элемент образовательной системы, но не вуз...

Нормально ли, что в диссоветах заседают доктора - уже давно прекратившие вести научную работу, или вообще никогда ею не занимавшиеся?
IvanSpbRu вне форума   Ответить с цитированием
Реклама
Старый 30.04.2011, 14:36   #2
caty-zharr
Gold Member
 
Аватар для caty-zharr
 
Регистрация: 28.08.2009
Адрес: Город дождей и болот
Сообщений: 1,879
По умолчанию

IvanSpbRu, согласна с вами. Тут на днях разговаривала с одним членом диссовета (совет, кстати, по моей отрасли). За советом, так сказать, к нему обратилась. Он меня огорошил, сказав, что в этом вообще ничего не понимает. На мой резонный вопрос:"Так вы же член совета?!", он ответил "Ну, и что. Сижу там, просто слушаю, особо и не вникаю". Я была в шоке.
---------
Человек предполагает, а Бог располагает.
caty-zharr вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 14:39   #3
VesterBro
Gold Member
 
Аватар для VesterBro
 
Регистрация: 06.07.2005
Адрес: Город Н.
Сообщений: 1,801
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
считаю, что если человек не ведет научной работы, то в вузе ему делать нечего.
Поддерживаю.
---------
Мечтаю научиться быть такой, как все. И даже хуже.
"В конце концов все будет в порядке; если что-то еще не в порядке - стало быть, еще не конец".
Скоро буду :)
VesterBro вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 14:44   #4
Димитриадис
Platinum Member
 
Аватар для Димитриадис
 
Регистрация: 15.12.2009
Адрес: живу тут на форуме
Сообщений: 6,584
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Однако хотелось бы узнать мнение уважаемых коллег, насколько важна для преподавателя научная деятельность.
В равной степени важна и научная, и педагогическая.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Я, например, считаю, что если человек не ведет научной работы, то в вузе ему делать нечего.
Для кандидата/доктора, и даже "кандидата в кандидаты" - верно.
Для "кафедральных мальчиков" (терм. Хулио) - не обязательно, так как они чаще всего не обладают минимальными способностями к научной деятельности, в жизни вуза занимают свою экологическую нишу и никому не мешают.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Обычным возражением является - ну смотри, вот есть преподаватель, его студенты любят, статей не писал и писать не будет, что же, его увольнять, что ли?
Сразу вопрос - а за что его любят студенты7 за то, что взятки берет в приемлемых размерах, за то, что потворствует на сессиях и вообще знанимает примиренческо-пораженческую позицию?
Из собственного небольшого опыта: преподаватель, который не формально "отбывает часы", и которого любят студенты, обязательно что-то писал и публиковал.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Но что делать, если научной работой не занимается и основная масса сотрудников вуза - доцентов, кандидатов, профессоров, докторов?
Если имеется в виду глобальная пролема - в обозримом будущем ничего сделать нельзя, ибо пассивная позиция большей части отечественной интеллигенции явно/неявно устраивает вузовских руководителей, которые привлекли на свою сторону АУП и в оном противоестественном содружестве выиграли битву у ППС. Т.о., вуз превратился в полностью бюрократическую систему (даже не веберовскую), обронив последний фиговый листок академических свобод.
Лично для себя - четко разделять подёнщину и оригинальное научное творчество, дейстствовать в рамках, заданных системой, не отождествлять себя с этой системой и ни в коем случае не терять человеческого достоинства.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Мне доводилось слышать недоуменные вопросы - а зачем ты публикуешься, ты же уже защитился?
Отвечайте: "пишу докторскую, а аттестат доцента меня с некоторых пор не привлекает, ибо некомильфо".
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Но ведь вуз не просто передает знания, но еще и генерирует их. Если такая генерация отсутствует - то перед нами техникум - тоже очень важный элемент образовательной системы, но не вуз
Так точно.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Нормально ли, что в диссоветах заседают доктора - уже давно прекратившие вести научную работу, или вообще никогда ею не занимавшиеся?
Ненормально. Но поскольку выдача лицензий на отстрел престарелых академических мастодонтов пока не производится, логично подумать о собственном остепенении в доктора, вхождении в состав диссовета с последующим проведением собственной политики в сфере исправления ситуации в отдельно взятом вузе.
---------
"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость..."
Димитриадис вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 14:58   #5
IvanSpbRu
Honorary Platinum Member
 
Регистрация: 28.10.2006
Сообщений: 10,479
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Димитриадис Посмотреть сообщение
Для кандидата/доктора, и даже "кандидата в кандидаты" - верно.
Для "кафедральных мальчиков" (терм. Хулио) - не обязательно, так как они чаще всего не обладают минимальными способностями к научной деятельности, в жизни вуза занимают свою экологическую нишу и никому не мешают.
Ну, насчет не мешают Вы не совсем правы, все же...

Цитата:
Из собственного небольшого опыта: преподаватель, который не формально "отбывает часы", и которого любят студенты, обязательно что-то писал и публиковал.
Димитриадис, так речь идет о публикации чего-то стоящего, а не чего-нибудь для отчета. У меня есть примеры весьма уважаемых преподавателей, которые не публикуют ничего - или для отписки. Им нравится работать со студентами, а не заниматься наукой

Цитата:
Если имеется в виду глобальная пролема - в обозримом будущем ничего сделать нельзя, ибо пассивная позиция большей части отечественной интеллигенции явно/неявно устраивает вузовских руководителей, которые привлекли на свою сторону АУП и в оном противоестественном содружестве выиграли битву у ППС. Т.о., вуз превратился в полностью бюрократическую систему (даже не веберовскую), обронив последний фиговый листок академических свобод.
Эта позиция устраивает и львиную долю преподавателей, от которых перестали требовать результаты, и стали лишь требовать лояльности

Цитата:
Лично для себя - четко разделять подёнщину и оригинальное научное творчество, дейстствовать в рамках, заданных системой, не отождествлять себя с этой системой и ни в коем случае не терять человеческого достоинства.
И каковы перспективы в этой системе?

Цитата:
Отвечайте: "пишу докторскую, а аттестат доцента меня с некоторых пор не привлекает, ибо некомильфо".
Да я даже не про себя. С моей научной отмороженностью и публикационной активностью уже смирились Я про типичную реакцию коллеги на публикацию другого коллеги

Так точно.

Цитата:
Ненормально. Но поскольку выдача лицензий на отстрел престарелых академических мастодонтов пока не производится, логично подумать о собственном остепенении в доктора, вхождении в состав диссовета с последующим проведением собственной политики в сфере исправления ситуации в отдельно взятом вузе.
Один человек ничего исправить не сможет. Нужна критическая масса желающих перемен. И вот тут снова возникает вопрос - почему ППС перемен не хотят? Понимают в душе, что не способны давать качественные результаты? Поставили на себе крест? Боятся, что будет только хуже?
IvanSpbRu вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 15:41   #6
Kayra
Silver Member
 
Аватар для Kayra
 
Регистрация: 12.01.2011
Сообщений: 913
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
И вот тут снова возникает вопрос - почему ППС перемен не хотят? Понимают в душе, что не способны давать качественные результаты? Поставили на себе крест? Боятся, что будет только хуже?
Давать качественные научные результаты, работая на полную ставку в вузе с нашей российской нагрузкой, достаточно сложно. Нужно обладать огромной силой воли и концентрации, чтобы в те немногие, остающиеся для науки, часы сделать что-то дейстительно стоящее, получить научное знание мирового уровня.
Большая часть моих вузовский преподавателей отнюдь не блистала в научном плане (понимаю это сейчас), но преподаватели они были хорошие. Так что считаю, что корреляции между качеством преподавания и научными результатами нет. Качественные научные результаты, как правило, есть у тех преподавателей, которые работают на часть ставки в вузе, а основное место работы - НИИ. Ну, нельзя получить качественный научный результат, тратя на это 5-6 часов в неделю! И пока в вузах не сократят нагрузку, качественных научных результатов от преподавателей в массовом порядке ожидать не стоит.
Например, нагрузка профессора в США один курс лекций в год. Но от него, естественно требуют качественных научных результатов: несколько статей в год в журналах с высоким-импакт фактором, обязательное наличие грантов. Год-два без грантов и его быстро заменят на другого.
---------
Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (А. Сент-Дьёрдьи)
Kayra вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 15:48   #7
Димитриадис
Platinum Member
 
Аватар для Димитриадис
 
Регистрация: 15.12.2009
Адрес: живу тут на форуме
Сообщений: 6,584
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Димитриадис, так речь идет о публикации чего-то стоящего, а не чего-нибудь для отчета.
Да, я и имел виду дельную публикацию, а не говностатью в братской могиле.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Эта позиция устраивает и львиную долю преподавателей, от которых перестали требовать результаты, и стали лишь требовать лояльности
Ага. Пример контрпродуктивной синергии.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Да я даже не про себя. С моей научной отмороженностью и публикационной активностью уже смирились Я про типичную реакцию коллеги на публикацию другого коллеги
Это коллеги, относящиеся к группе сотрудников,
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
от которых перестали требовать результаты, и стали лишь требовать лояльности
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
И каковы перспективы в этой системе?
Трудно сказать со стороны, мы ведь не знаем всех Вашах обстоятельств. Некоторым утешением может явиться сознание собственной правоты... Этого, конечно, недостаточно.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Один человек ничего исправить не сможет. Нужна критическая масса желающих перемен.
Стало быть, нужно трудиться для создания критической массы. Альтернатива - революция/бунт, реки крови... нехорошо, в общем.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
почему ППС перемен не хотят?
Можно и шире: почему вся элита и большая часть общества не хочет перемен?

Потому, что это - шаг в неизвестность.

Большая часть людей (в том числе и ППС и руководство вузов) ориентированы на привычные модели коммуникации и управления. Апробированные методы и технологии неизбежно насыщены традициями, стереотипами, и вследствие ориентации на жесткую соподчиненность, иерархичность, не способны адекватным образом реагировать на возрастающую сложность социума.

Когда профессиональные качества и руководителей вузов и ППС скованы стандартами отношений и способов деятельности и движение в будущее сдерживается страхом перед переменами, трудно ожидать от как от тех, так и от других отзывчивости к социальным инновациям, креативности и творчества. Напротив, логично предположить, что обе стороны будут всеми силами сопротивляться изменениям, и не только потому, что это ставит под угрозу личное благополучие вузовских элит, но и потому, что эта проблема затрагивает глубинный, концептуальный пласт коллективного сознания отечественного академического сообщества - полную неспособность к рефлексии, боязнь собственного будущего (каким бы оно не было) и - боязнь риска.

Риск, это, прежде всего, неопределенность будущего, отсутствие даже размытого образа будущего состояния социальной системы, или, следуя Будону - "место беспорядка".

В российской ментальности нет места любви к переменам. Для нас перемены - это помеха, шум, болезнь, опасность, короче, плохо... кроме силового способа борьбы с неопределенностью других вариантов мы не видим. На Западе же исторически формировалась "психологическая установка на превентивную встречу со случайностью" (В.С. Капустин). Для них перемены - это шанс, удача, подарок, который можно получить только в настоящем и использовать как задел на будущее. Для нас - беда, хаос, деструкция.

Одной (но не единственной) из причин этого я полагаю особенности исторической памяти нашего народа и испытания, выпавшие на его долю.

Посмотрите, в Америке главным культурным символом является автомобиль, который символизирует и олицетворяет вечное движение, постоянные изменения. Американец спокойно переезжает из штата в штат, меняет рабочие места и даже профессии. Там родилось популярное мнение, что каждые 5-6 лет нужно менять место работы. Отсюда и непривязанность западного мира (и западной профессуры тоже!) к дому (одному вузу). Здесь корни западной академической мобильности, болонского процесса.

А что же у нас? Крепостное право отменено только 150 лет назад, паспорта крестьянству стали выдавать только со времен Хрущёва (как бы его не ругали, он сделал шажок к свободе), прописка формально отменена, но регистрация осталась только у нас (жуткий анахронизм, существующий только на постсоветском пространстве). Мы инстинктивно привязаны к своему дому/квартире, городу/селу. Очень не любим переезжать (только у нас есть пословица: "Один переезд равняется двум пожарам"). Мы слишком хорошо выучили урок - если власть чего-то предпринимает - дуй, россиянин, в магазин за спичками, солью и керосином...

Наш ППС есть часть общества и ему свойственны те же болезни, что обществу в целом.

Подавляющему большинству "простых доцентов" не с чего хотеть и желать перемен.

Что же делать? Почему они/мы - такие?
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Понимают в душе, что не способны давать качественные результаты?
Далеко не худший вариант. Значит, совесть умерла не полностью. Осознание собственной "не-совсем-полноценности" есть первый шажок к пониманию.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Боятся, что будет только хуже?
Медленно, исподволь создается критическая масса. Всё больше людей преодолевает страх перед переменами. И это хорошо.

Мне очень нравится метафора, которую часто привожу в пример:
создание (вставить чего-то желаемое хорошее) - не строительство дома, а выращивание дерева. Невозможно заставить его расти быстрее, чем определила природа. Число людей, которые отринут страх "дальше только хуже" - постепенно растет.

Только интернализируя это мнение, приняв его в качестве собственного императива, мы получаем моральное право транслировать идеи самоорганизации и "мягкого эволюционизма" в окружающую реальность. Постепенно создается прослойка (затем - страта) людей, познавших, что "все возможно". Общая социальная надежда оформляется, получает собственное "бытие-в мире" и начинает сама формировать общественное мнение.
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Поставили на себе крест?
Худший вариант. Это практически смерть общества, быстрое и безповоротное скатывание в хаос.
---------
"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость..."
Димитриадис вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 16:29   #8
IvanSpbRu
Honorary Platinum Member
 
Регистрация: 28.10.2006
Сообщений: 10,479
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Kayra Посмотреть сообщение
Ну, нельзя получить качественный научный результат, тратя на это 5-6 часов в неделю! И пока в вузах не сократят нагрузку, качественных научных результатов от преподавателей в массовом порядке ожидать не стоит.
Согласен, учебную нагрузку надо сокращать - времени на науку остается крайне мало. Но, с другой стороны, многое зависит от желания. В этом году у меня, например, по разным вузам в сумме получилось четыре ставки. И ничего - две статьи в хорошие зарубежные журналы (из баз цитирования), с десяток ваковских (в том числе в журналах РАН, тоже включенных в международные базы цитирования), несколько в приличных неваковских журналах.

Мне, кстати, интересно - а за рубежом тоже принято писать рабочие программы и УМК, или все же нет? Потому что вот меня лично этот аспект деятельности преподавателя повергает в состояние аллергической сыпи

Добавлено через 6 минут
Цитата:
Сообщение от Димитриадис Посмотреть сообщение


Трудно сказать со стороны, мы ведь не знаем всех Вашах обстоятельств. Некоторым утешением может явиться сознание собственной правоты... Этого, конечно, недостаточно.
Димитриадис, и я снова не про себя Я, скорее, про тех сотрудников говновузов, которые пытаются что-то делать, а их целенаправленно душат

Цитата:

Можно и шире: почему вся элита и большая часть общества не хочет перемен?

Потому, что это - шаг в неизвестность.
Безусловно, но неужели лучше сидеть, читать лекции по устаревшим учебникам, не создавать ничего нового и проникаться сознанием собственного ничтожества?

Кстати - парадоксально - меня всегда удивляло, почему вузовское начальство не осознает собственного ничтожества

Цитата:
Наш ППС есть часть общества и ему свойственны те же болезни, что обществу в целом.

Подавляющему большинству "простых доцентов" не с чего хотеть и желать перемен.
При этом на жизнь жалуются все...

Цитата:
Далеко не худший вариант. Значит, совесть умерла не полностью. Осознание собственной "не-совсем-полноценности" есть первый шажок к пониманию.
Не уверен. До тех пор, пока человек не уволился из вуза и не пошел в техникум - не уверен

Цитата:
Медленно, исподволь создается критическая масса. Всё больше людей преодолевает страх перед переменами. И это хорошо.
Непохоже. Никто не хочет ломать систему. Все хотят с минимальными потерями вписаться в нее и стричь купоны


Цитата:
Худший вариант. Это практически смерть общества, быстрое и безповоротное скатывание в хаос.
Такое ощущение, что в системе ВПО именно так все и происходит
IvanSpbRu вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 16:41   #9
nauczyciel
Platinum Member
 
Аватар для nauczyciel
 
Регистрация: 18.10.2007
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 6,775
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Им нравится работать со студентами, а не заниматься наукой
Вообще-то мне тоже больше нравится работать со студентами, а научная работа выполняется потому, что... не могу я это дело бросить, затянуло...

Цитата:
Сообщение от Димитриадис Посмотреть сообщение
Отвечайте: "пишу докторскую, а аттестат доцента меня с некоторых пор не привлекает, ибо некомильфо".
Я отвечаю "не могу не опубликовать этот результат - хочу поделиться им с коллегами". И, действительно, инженерная практика нередко подкидывает настоящие научные задачки. В итоге получается 2-3 статьи и 0,5 патента в год, но это совсем иные статьи, чем те, что я писал в аспирантуре. В аспирантуре я всё-таки в основном работал на себя, а сейчас - для читателя. Вот как-то так...

Цитата:
Сообщение от Димитриадис Посмотреть сообщение
регистрация осталась только у нас (жуткий анахронизм, существующий только на постсоветском пространстве).
В Польше есть регистрация, обязательная не только для иностранцев, но и для граждан Польши. Без регистрации в другом воеводстве, отличном от места постоянной регистрации, допускается пребывание не более 10 дней.
В Иране тоже есть регистрация, без регистрации в одном месте разрешается жить не более 8 дней.

Добавлено через 1 минуту
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
за рубежом тоже принято писать рабочие программы и УМК, или все же нет?
В Польше не писал такие вещи ни разу.

Добавлено через 1 минуту
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Безусловно, но неужели лучше сидеть, читать лекции по устаревшим учебникам, не создавать ничего нового и проникаться сознанием собственного ничтожества?
Люди, может, просто интересуются чем-то другим. А преподавание - ну работать где-то надо же

Добавлено через 2 минуты
Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
пока человек не уволился из вуза и не пошел в техникум
Кстати, у нас есть такие - преподают там, где больше платят. Сейчас опять стали лучше платить в техникуме - и некоторые доценты потянулись преподавать в техникум.
nauczyciel вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.04.2011, 17:16   #10
deniska56
Gold Member
 
Регистрация: 24.11.2009
Сообщений: 1,937
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от IvanSpbRu Посмотреть сообщение
Кстати - парадоксально - меня всегда удивляло, почему вузовское начальство не осознает собственного ничтожества
Местами оно собственное ничтожество возводит в ранг величия.
---------
Вы не ждали, а мы приперлиСЯ!
deniska56 вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Текущее время: 05:14. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»
Рейтинг@Mail.ru