Портал аспирантов
 

Вернуться   Портал аспирантов > Общие > Свободное общение

Ответ
 
Опции темы
Старый 02.04.2009, 17:34   #11
Malik
Member
 
Регистрация: 22.10.2008
Сообщений: 68
По умолчанию

MaxiMal, у меня ситуация примерно такая же.

Являюсь аспирантом второго года. Не так давно у нас на факультете сменилось руководство. И новое руководство настаивает, чтобы аспиранты, особенно очные, преподавали в вузе. (а преподавать я не хочу)
Аспирантура к тому же платная.

Изучил юридические документы, касающиеся этой темы (рекомендую Вам ознакомиться с разделом "Законодательство" Портала аспирантов): 1) Закон "О высшем и после вузовском проф. образовании", 2) "Положение о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ", 3) "Положение о порядке присуждения ученых степеней", 4) "Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций". (Коллеги, если есть еще какие-н. юридические документы, регулирующие вопросы преподават-ой деятельности аспирантов, подскажите плиз!).

1) Основной документ, регулирующий права и обязанности аспирантов - "Положение о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ". Итак:

пункт 44. Аспирант за время обучения в аспирантуре ОБЯЗАН:
1)полностью выполнить индивидуальный план;
2)сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
3)завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Коллеги, заметьте и ни одного нет слова про ПРЕПОДАВАТЬ. Дальше:

пункт 46. Аспирант, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении, ВПРАВЕ освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки.

Данное положение говорит, что аспиранты ВПРАВЕ освоить программу "Преподаватель высшей школы". Т.е. если я захочу, то могу начать осваивать эту программу, а если не захочу, то могу и не осваивать. А на деле получается, что аспирантов обычно обязывают осваивать данную программу (У меня это прописано в договоре!), хотя это не правомерно!

57. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения индивидуального плана ИМЕЮТ ПРАВО быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты.

Т.е. аспирант, в период обучения в аспирантуре, будь то очной или заочной формы, при выполнении инд. плана могут параллельно работать.

Это основные положения данного документа. На основании данных положений юридически аспирантов не имеют права принуждать к преподаванию (это не законно). Аспиранты ИМЕЮТ ПРАВО преподавать, но НЕ обязаны!

Добавлено через 36 секунд
2) В Законе "О высшем и послевузовском проф. образовании" данный вопрос особо не регулируется. Можно лишь выделить:

п. 2 ст. 19 "Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук".

В данной статье сказано, что аспирант - это лицо, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию. А про преподавательскую деятельность снова ничего НЕ СКАЗАНО! А почему не сказано, потому что не должен аспирант вести преподавательскую деятельность, а должен писать диссертацию!

3) В "Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций" говориться, в частности, о том какие документы аспирант должен представить в Дис. совет (п. 3.6.1.). Среди документов: а) заявление соискателя, б) анкета с фотокарточкой, в) диссертация .... и так далее, и нет ни одного пункта, подтверждающего опыт преподавательской деятельности (нет даже этого самого Диплома по программе "Преподаватель высшей школы", программу которую в соответствии с условиями моего Договора мы должно пройти в обязательном порядке!!!). А почему нет обязанности предоставлять документы, подтверждающие преподавательский опыт, потому что Аспирантура предполагает НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а не преподавательскую! И по окончании аспирантуры (защиты) нам будет присуждаться УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, а не Ученое звание!! Обязанности получить это Ученое звание у аспирантов нет, поэтому НЕТ и обязанности преподавать!

4) В "Положении о порядке присуждения ученых степеней" (также как и в других вышеперечисленных документах) я не нашел ни слова про обязанность преподавательской деятельности.

Коллеги, если у Вас есть какие-то добавления и комментарии относительно данных юридических документов (и не только их, может и других), касающиеся обязанности аспирантов преподавать (может я пропустил чего), пожалуйста добавляйте.

Таким образом, я делаю вывод что аспиранты не обязаны преподавать (ни очные, ни заочные), а принуждение их к преподаванию незаконно!

Понравился ответ VAR, особенно: "На практике подобные заявления, как правило, представляют собой отчаянные попытки руководства вуза загнать хоть кого-то из бывших студентов в редеющие ряды сотрудников." :-))) Точно, похоже на то :-). Бесплатная (или очень дешевая, в качестве ассистента) рабочая сила.

Со мной сейчас ситуация такая: стараюсь как можно меньше светиться перед новым начальством, чтобы не привлекли к "длянихполезному" труду. А прецеденты уже есть... Несколько ребят с первого курса привлекли...
Malik вне форума   Ответить с цитированием
Реклама
Старый 02.04.2009, 20:35   #12
LOVe
Silver Member
 
Аватар для LOVe
 
Регистрация: 02.10.2008
Адрес: ЦФО
Сообщений: 783
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Malik Посмотреть сообщение
1) Основной документ, регулирующий права и обязанности аспирантов - "Положение о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ". Итак:

пункт 44. Аспирант за время обучения в аспирантуре ОБЯЗАН:
1)полностью выполнить индивидуальный план;
2)сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
3)завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Коллеги, заметьте и ни одного нет слова про ПРЕПОДАВАТЬ.
Однако же тут есть пункт о том, что аспирант обязан полностью выполнить индивидуальный план

А в том же самом положении в п. 48 есть "Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель."

Как правило, в индивидуальный план включается педагогическая практика в определенном объеме. Количество часов в вузах может варьироваться.
---------
Мне бы жить у реки, у спокойной реки,
Летним полднем во ржи собирать васильки,
Босиком побродить по тропинке в росе...
Но дала мне судьба скоростное шоссе.(с)
LOVe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 14:15   #13
Malik
Member
 
Регистрация: 22.10.2008
Сообщений: 68
По умолчанию

LOVe,

а индивидуальный план один для всех аспирантов или утверждается ректором индивидуально для каждого? Насколько мне помнится, меня вроде бы никто с этим планом не ознакамливал.

Другой вопрос: а правомерно ли включать в данный индивидуальный план обязанность аспирантов преподавать? На основании какой статьи они это делают?

Аспирантура - это НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятльность, а НЕ педагогическая. Преподавать - это ПРАВО аспирантов, а НЕ обязанность.
Malik вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 15:27   #14
LOVe
Silver Member
 
Аватар для LOVe
 
Регистрация: 02.10.2008
Адрес: ЦФО
Сообщений: 783
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Malik Посмотреть сообщение
а индивидуальный план один для всех аспирантов или утверждается ректором индивидуально для каждого?
Индивидуальный план разрабатывается обычно для той или иной научной специальности, в целом. Коррективы в индивидуальный план конкретного аспиранта могут вноситься, но они не кардинальные. Многое зависит от вуза, потому как индивидуальные планы составляются вузами. В каких-то вузах педагогическая практика включается в план всех аспирантов, в каких-то от нее освобождаются те, кто занят на преподавательских должностях, в каких-то - заочники и т.д.

Цитата:
Насколько мне помнится, меня вроде бы никто с этим планом не ознакамливал.
А как же Вы за год отчитывались тогда?

Цитата:
Другой вопрос: а правомерно ли включать в данный индивидуальный план обязанность аспирантов преподавать? На основании какой статьи они это делают?
Включение педагогической практики в индивидуальный план происходит на основании инструктивного письма "О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования на основе Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук". Его текст можно найти на сайте Федерального агенства по образованию

Там есть пункт 6: "Обучение в аспирантуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта, разработанным на базе основной образовательной программы по соответствующей научной специальности научным руководителем совместно с аспирантом. В индивидуальном плане работы аспиранта должны предусматриваться: сдача кандидатских экзаменов (по усмотрению образовательного учреждения сдача кандидатских экзаменов может проводиться в несколько этапов), прохождение педагогической практики, систематические отчеты по освоению аспирантом ОПД и проделанной научно-исследовательской работе; подготовка диссертационной работы с указанием сроков ее завершения"

Цитата:
Аспирантура - это НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятльность, а НЕ педагогическая. Преподавать - это ПРАВО аспирантов, а НЕ обязанность
Аспирантура - это основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров.
---------
Мне бы жить у реки, у спокойной реки,
Летним полднем во ржи собирать васильки,
Босиком побродить по тропинке в росе...
Но дала мне судьба скоростное шоссе.(с)
LOVe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 20:15   #15
Malik
Member
 
Регистрация: 22.10.2008
Сообщений: 68
По умолчанию

LOVe,

большое Вам спасибо, что дали ссылку на данное Инструктивное письмо (о нем я не знал). Действительно, согласно данному письму Минобразования аспиранты оказываются вынужденными проходить педогогическую практику.

Таким образом, в данном случае мы видим наличие противоречий в законодательстве. Когда п. 46 "Положения о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ" говорит о том, что аспиранты ВПРАВЕ пройти программу "Преподпватель высшей школы" и соответственно проходить педагогическую практику, а пункте 6 Вашего Инструктивного письма аспиранты ОБЯЗЫВАЮТСЯ осуществлять педагогическую практику.

Данное письмо также противоречит "Положению о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций", где в п. 3.6.1. указывается перечень документов, необходимых для предоставления в Дис. совет. В данном перечне нет ни одного документа, подтверждающего педагогическую практику аспирантов. Следовательно, для Дис. совета и присуждения ученой степени не имеет значеня опыт педагогической работы аспирантов.

"Аспирантура - это основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров".

Да, именно, научно-педагогических и научных кадров. Т.е. постановка названия Положения в таком ключе уже говорит, что у аспиранта есть выбор станть научно-педагогическим кадром или просто научным кадром без педагогической компоненты.
Я выбираю второе. Мне интересна научно-исследовательская работа, а не педагогическая. По окончании аспирантуры получаешь ученую степень. а в соответствии с "Положением о порядке присуждения ученых степеней" для получения степени заниматься пдеагогической практикой не обязательно. Поэтому и обязывать преподавать никто не имеет права.

Да, вот оно где проявляется несовершенство законодательства.

Еще один момент. Данное Инструктивное письмо по своему характеру является индивидуально-правовым (так как напрвленно на определенный круг субъектов - ректоров ВПО и руководителей научн. организаций). А "Положения о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ" является нормативно-правовым актом, касающийся ноепределенного круга лиц (именно в этом документе определяется право аспиранто преподавать, но не обязанность).
Согласно общему правилу, инд.-прав. акты должны соответствовать норм.-пр. актам и не противоречить им. Поэтому принуждение аспирантов к педагогической деятельности в соответствии а данным юридическим документом является неправомерным. Так как Инструктивное письмо не соответствует вышеуказанному Положению.

"А как же Вы за год отчитывались тогда?"

Нам еще на первом курсе говорили, что по окончании 1 года обучения необходима 1 глава, 2 статьи, 1 кандидатский; по окончании 2 - 2 глава, еще 2 статьи (1 ваковская), еще один кандидатский; 3 года - завершение рабрты, еще 2 статьи и т.п..
По первому году аттестацию прошел нормально. По окончании второго - думаю, что тоже должен пройти.
Malik вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.04.2009, 23:51   #16
LOVe
Silver Member
 
Аватар для LOVe
 
Регистрация: 02.10.2008
Адрес: ЦФО
Сообщений: 783
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Malik Посмотреть сообщение
Таким образом, в данном случае мы видим наличие противоречий в законодательстве. Когда п. 46 "Положения о подготовке научно-педагогич. и научных кадров в системе послевузовского проф. обр-ия в РФ" говорит о том, что аспиранты ВПРАВЕ пройти программу "Преподпватель высшей школы" и соответственно проходить педагогическую практику, а пункте 6 Вашего Инструктивного письма аспиранты ОБЯЗЫВАЮТСЯ осуществлять педагогическую практику.
Да, там есть пункт 46, гласящий, что "аспирант, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении, вправе освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки". Но, как видите, там нет ни слова о педагогической практике. Иными словами, согласно данному положениею, аспирант имеет право получить дополнительную квалификацию. Обучение в аспирантуре ведется по какой-то специальности, и вот в дополнение к ней данная квалификация и получается. Почему право на приобретение дополнительной квалификации должно как-то влиять на составную часть основной?


Цитата:
Данное письмо также противоречит "Положению о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций", где в п. 3.6.1. указывается перечень документов, необходимых для предоставления в Дис. совет. В данном перечне нет ни одного документа, подтверждающего педагогическую практику аспирантов. Следовательно, для Дис. совета и присуждения ученой степени не имеет значеня опыт педагогической работы аспирантов.
Диссертационный совет - это орган аттестации, а не обучения научных и научно-педагогических кадров. Когда диссертант подает диссертацию в совет, то для совета не важно, был ли он аспирантом или соискателем. Педагогическая практика - это составная часть обучения в аспирантуре, а не защиты диссертации.


Цитата:
Да, именно, научно-педагогических и научных кадров. Т.е. постановка названия Положения в таком ключе уже говорит, что у аспиранта есть выбор станть научно-педагогическим кадром или просто научным кадром без педагогической компоненты.
Я выбираю второе. Мне интересна научно-исследовательская работа, а не педагогическая. По окончании аспирантуры получаешь ученую степень.
По окончании аспирантуры аспирант не получает ученой степени, ее ему присуждает только диссертационный совет на основании защиты диссертации.

О том, есть ли возможность выбирать, какой Вы кадр, поищите какие-нибудь нормативные документы. Я, например, об этом впервые слышу. Как мне казалось, не выбирают аспиранты этого.

Что касается несоответствия инструктивного письма и Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров, проконсультируйтесь у юристов. В самом Положении о практике нет ни слова, в нем даже слова "практика" ни разу не встречается, но есть пункт 44, в котором говорится что аспирант обязан полностью выполнить индивидуальный план. Индивидуальный план составляется на основе Инструктивного письма Министерства образования и науки РФ, и в нем отмечается, что педагогическая практика является одним из компонентов обучения в аспирантуре. Есть ли в этом противоречия, нет ли, узнайте. Я не вижу. Вы видите. Но Вы - сторона заинтересованная, Вам выгодно, чтоб аспирантская педагогическая практика была произволом Вашего вуза, чтоб Вы с полным правом могли ее не проходить.
---------
Мне бы жить у реки, у спокойной реки,
Летним полднем во ржи собирать васильки,
Босиком побродить по тропинке в росе...
Но дала мне судьба скоростное шоссе.(с)
LOVe вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.04.2009, 21:11   #17
VB
Junior Member
 
Аватар для VB
 
Регистрация: 23.11.2006
Адрес: с широким географическим размахом
Сообщений: 15
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Альбина Посмотреть сообщение
а практику проходят только аспиранты дневнго отделения, заочники, тем более платники катаются как сыр в масле, предоставлены сами себе, только бы работу делали!
Вот видите, как все индивидуально. Видимо это в вашем вузе так, у нас с этом очень даже строго.
VB вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.04.2009, 00:56   #18
Olafson
Gold Member
 
Регистрация: 08.02.2009
Сообщений: 1,408
По умолчанию

Как говорится, существуют-таки места, где нет места подвигу. В наших краях, н-р, все аспиранты просто работают на полставки на своих кафедрах (и не помню, чтобы это обстоятельство обсуждалось/критиковалось/да и было замечено просто).
Olafson вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.04.2009, 02:43   #19
VAR
Gold Member
 
Аватар для VAR
 
Регистрация: 27.05.2006
Сообщений: 1,214
По умолчанию

При прочих равных люди пойдут в аспирантуру туда, где не надо задарма работать на дядю
VAR вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.06.2010, 01:59   #20
JuliAstra
Newbie
 
Регистрация: 10.06.2010
Сообщений: 0
По умолчанию

Подскажите пожалуйста....
Я закончила в этом году высшку, планирую остаться преподавать в своем институте, и поступить в аспирантуру в другой ВУЗ.
Возможно ли поступить на бюджет, на заочную форму обучения, если преподаешь в другом ВУЗе?
JuliAstra вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Текущее время: 05:52. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»
Рейтинг@Mail.ru