Портал аспирантов
 

Вернуться   Портал аспирантов > Общие > Свободное общение

Ответ
 
Опции темы
Старый 22.12.2006, 18:57   #1
Cherry
Junior Member
 
Аватар для Cherry
 
Регистрация: 22.12.2006
Сообщений: 36
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Добрый день!

Я в этом году поступила в аспирантуру по гуманитарной дисциплине и уже в панике по поводу отсутствия у себя научных талантов. В аспирантуру я пошла сознательно, перед этим много работала по специальности, создала себе репутацию в профессиональных кругах, добилась неплохих доходов, позволяющих теперь заниматься научной деятельностью. До «звездных» высот мне пока далеко, но крепким профессионалом я стала. Свою работу обожаю, однако наукой всегда хотелось заниматься. И теперь вот я думаю, а может быть у меня нет к этому способностей и я не смогу добиться серьезных результатов. Не хочется быть аспирантом, который просто проводит в аспирантуре время. На фоне всех этих размышлений как-то задумалась о том, а что значит быть настоящим ученым? Предлагаю поразмышлять на эту тему.
Свои мысли пока не пишу, чтобы не задавать никаких рамок для дискуссии.

Спасибо!
---------
Я? Нет, я не сумасшедший, я здесь за ассистента.
Дж. Лондон
Cherry вне форума   Ответить с цитированием
Реклама
Старый 22.12.2006, 21:16   #2
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Cherry

Вы даже не представляете насколько провокационную тему вы затро-
нули... Я уже вижу, сколько защитников и врагов науки сюда слетятся,
чтобы порвать друг друга на тысячи мелких кусочкев, увидев этой теме
очередную инкарнацию темы типа "Борьба с лженаукой", где насмерть
бились ежедневно, награждая друг друга самыми лестными эпитетами.
Самое грустное то, что в пылу битвы вас просто затопчут и не заметят.
А "гуманитарные дисциплины" - это здесь вообще как красная тряпка.
Ну это было предисловие, чтобы вы знали, чем все может закончиться.

Цитата:
в панике по поводу отсутствия у себя научных талантов
Ну это вы сами так считаете, или вам это кто-то сказал? Могу с ходу
сказать, что лучше сразу выбросить из головы такие сомнения, иначе
точно ничего не получится. Надо верить в себя и стараться для нача-
ла разобраться что такое наука, каковы ее цели, какие у нее черты.

В отличие от любого вида деятельности наука производит не услуги
и товары, а знания. Поэтому часто науку называют фабрикой знаний,
и в ней работают люди, добывающие эти знания. Однако не любые
знания могут быть признаны научными. Например, шаманские закли-
нания, или правила составления астрологических прогнозов - не явля-
ются научными знаниями. Так а какие же знания являются научными?

Во-первых, вы должны иметь реально существующий объект исследо-
вания, о котором мы хотим что-то узнать. Объект - обобщение множе-
ства (иногда даже бесконечного) конкретных экземпляров, у которых
отбрасываются несущественные для конкретного исследования инди-
видуальные черты и акцентируются только лишь на существенных для
исследования ОБЩИХ для всех экземпляров свойствах. Например, чело-
век - это объект, а А. Гитлер - конкретный экземпляр. Общие свойства
для всех конкретных экземпляров - продолжительность жизни (с пози-
ции социологии и медицины), размеры тела и его вес (с точки зрения
физики), уровень метаболизма (с позиции физиологии) и так далее...
От того какой именно объект вы выберете и какие именно свойства
для вас будут существенными будет зависеть область исследований.
Важно лишь что и объект и свойства должны реально существовать.
Например, бог реально не существует, а значит теология - лженаука.

Во-вторых, вы должны выбрать реально существующий предмет иссле-
дования - проще говоря, что конкретно вы хотите выяснить об объекте
исследования и его свойствах, а также о его взаимодействии с так назы-
ваемой окружающей средой, где могут присутствовать экземпляры это-
го же объекта, а также экземпляры других объектов. Здесь необходимо
четко понимать, что окружающая среда - это вовсе не природа в обы-
денном повседневном понимании. Это может быть все что угодно, что
окружает выбранный вами объект исследования и взаимодействует с
ним. Как правило, в качестве предметов исследования выступают вза-
имосвязь свойств вашего объекта, взаимосвязь свойств объекта со свой-
ствами других объектов или окружающей среды в целом и так далее.
Важно, чтобы ту взаимосвязь которую вы собрались исследовать была
реально существующей, а не вымышленной (чем грешат мошенники).
Ну вот например, взаимосвязи между положением звезд и событиями в
жизни людей реально не существует, а значит астрология - лженаука.

В-третьих, вы должны использовать научные методы исследования для
поиска научных знаний. Классический метод состоит из пяти шагов:
1) Наблюдение за объектом
2) Обобщение наблюдений
3) Выдвижение гипотез
4) Экспериментальная проверка гипотез
5) В случае подтверждения одной из гипотез, она становится научным
знанием, в противном случае все гипотезы бракуются и идем в пункт 1.

В этом алгоритме особенно важную и ответственную роль имеет 4-й
пункт, именно здесь чаще всего подтасовывают факты с целью скорей-
шего научного признания - что есть второй самый позорный поступок
ученого (первый - воровство и присвоение авторства чужих знаний).

Но не следует пугаться, если полученные вами знания в определенных
случаях работают (подтверждаются экспериментальной проверкой), а
в других нет. Это вполне нормально, знания всегда имеют ограничен-
ную область условий, при которых они работают и точны при заданном
требовании к точности, а за пределами этой области работают плохо.
Важно лишь, четко оговорить область действий, а еще важнее не жад-
ничать и не пытаться получить знания как можно с большой областью
действий, ибо как говорил Козьма Прутков: Нельзя объять необъятное.

В конце концов развитие науки существует именно за счет заполнения
пробелов достоверными знаниями в той или иной отрасли наук, а также
уточнения существующих знаний с последующим получением обобщен-
ных знаний с более широкой областью действия, чем у прежних знаний

Следует отметить, что очень важно то, что новые (уточненные) знания
обязательно должны работать в области действий, полностью содержа-
щей в себе старую область действий. Пример: классический закон сло-
жения скоростей v = v1 + v2 хорошо работает, если скорости значите-
льно ниже скорости света. При скоростях же близких к скорости света,
классический закон дает уже результаты, сильно расходящиеся с экспе-
риментальными данными, т.е. область действий классического закона -
v1, v2 << с. Для скоростей же v1 ~ c, v2 ~ с старый закон был уточнен
и был выведен более общий закон: v = (v1 + v2) / (1 + (v1*v2) / (c^2)).
Нетруно заметить, что при v1, v2 << c, правое слагаемое знаменателя
дроби будет << 1 и можно им пренебречь и тем самым общая формула
упростится до частной v = v1 + v2, а это не что иное как старый закон.
То есть, область действия уточненного (общего закона) шире области
действия старого закона и более того, полностью содержит ее в себе.

Таким образом мы видим, что научные знания - это те, которые желез-
но подтверждаются экспериментом в рамках области их действия и что
еще немаловажное не противоречат старым научным знаниями. На са-
мом деле же, в науке требование непротиворечивостью гораздо шире:
Научное знание не должно противорчить никакому другому научному
знанию полученному ранее, как в этой отрасли так и в любых других.
То есть, например, новая экономическая теория НУ НИКАК не будет яв-
ляться научной, если она будет требовать, что существующий на сего-
дняшний день закон всемирного тяготения неверен, и что она будет
работать только при условии, что яблоко не падает на землю, хе-хе

Цитата:
что значит быть настоящим ученым?
Быть настоящим ученым - прежде всего НЕ быть вором, мошенником
и карьеристом. Если цель - ученый титул и деньги, забудьте про нау-
ку, есть гораздо более примитивные и простые способы получить это.

Цель настоящего ученого - это научные знания, которые помимо соб-
людения всех требований, перечисленных выше, к тому же окажутся
новыми и ценными, как с научной, так и с практической точки зрения.

Новизна заключается в том, что вы получили новые знания (или уточ-
нили старые знания и опять же выявили более общие новые знание).
Мое лично мнение, что научные знания всегда должно выражаться
в виде математической модели объекта исследования и никак иначе.
Переменные в модели отражают свойства объекта исследования (и
также, как правило, свойства окружающей среды), а уравнения, не-
равенства или иные математические формы отражают взаимосвязи
между различными свойствами. Степень соответствия математичес-
кой модели объекта исследования реальному объекту исследования
называют адекватностью модели. Например, есть реальная атмос-
фера, а есть метеорологические матмодели, дающие прогноз пого-
ды, и вот как раз насколько прогнозы соответствуют реальной пого-
де - это и есть адекватность тех матмоделей. Разумеется, не сущес-
твует какой-либо модели какого-либо объекта со 100% адекватнос-
тью - это лишь идеал для любого ученого, к которому он стремится.
Так вот новизна заключается, либо в том, что вы вообще построили
модель для объекта, для которого никто еще до вас этого не делал,
либо вы изучили все существующие (ранее полученные модели), и
разработали новую модель с более высоким уровнем адекватности...

Научная ценность определяется тем, насколько полученные знания
&#34;закрыли пробелы в многомерном кроссворде знаний&#34;, и насколько
они помогли (ускорили) получению других (следующих) знаний, кот.
до сих пор было невозможно получить, из-за &#34;недостающего звена&#34;.

К сожалению, зачастую практическую ценность пытаются оценивать
деньгами (увеличением прибыли), но это весьма и весьма однобокий,
сугубо прагматический подход, который может выявить сиюминутные
материальные выгоды и совсем не заметить проблем в перспективе...
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 22.12.2006, 23:38   #3
XXXX
Newbie
 
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

ого
XXXX вне форума   Ответить с цитированием
Старый 22.12.2006, 23:53   #4
VAR
Gold Member
 
Аватар для VAR
 
Регистрация: 27.05.2006
Сообщений: 1,214
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

размышленья-кирпичи...

Добавлено

а настоящий ученый это всегда фанатик. Но при этом думающий фанатик.
VAR вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.12.2006, 01:56   #5
gav
Silver Member
 
Аватар для gav
 
Регистрация: 03.09.2004
Сообщений: 895
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Cherry
вообще говоря, если у Вас возникают подобные мысли, рефлексия к своему творчеству, то это говорит о том, что у Вас имеются склонности к науке. Помимо того, что написал PavelAR, следует добавить, что настоящий ученый должен быть настоен критически ко всем уже существующим научным знаниям, особенно к своим. Ни в коем случае не следует держаться за свою теорию во что бы то ни стало. Наоборот, нужно стараться всеми силами ее опровергнуть. Как говорят философы, истина - это процесс, а не результат, всегда незаконченный продукт шлифовки предыдущих истин. И чем раньше обнаружатся изъяны текущего знания, тем быстрее можно сформулировать новое, более точное знание. Отсюда ученый должен уметь позитивно воспринимать критику: видеть ее содержание, независимо от формы выражения. Здесь уместны слова Ленина о том, что надо критиковать резко, но четко, обнажая самую суть претензий. Обычный человек, как правило, эмоционально отрицательно относится к тому, что его позиции, мнение и поступки выставляют в неприглядном свете (независимо от того, справедливо это или нет), и поддаваясь этим эмоциям, начинает себя вести неконструктивно (старается сделать неприятное источнику критики). Понятно, что в научной среде, где критика является одним из основных методов получения истины, это недопустимо.
gav вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.12.2006, 22:39   #6
XXXX
Newbie
 
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Cherry
Цитата:
... поступила в аспирантуру ... и ... не хочется быть аспирантом

Цитата:
...не смогу добиться серьезных результатов...
Гору с места что ли ?

Настоящий учёный - это настоящий камикадзе. Хотите им быть?

Просто учёный - это добрый, пушистый, правдивый *если что-то сказать нельзя, но всё равно хочется, он скажет, обставив всё так, что другие ничего не поймут, а он будет ходить, улыбаться, и все будут говорить &#34;ого, да, он настоящий учёный, мы ничего ничего не поняли, поверим ему наслово&#34;.

Настоящий человек - это просто человек.

gav
Цитата:
Ни в коем случае не следует держаться за свою теорию...
... но шанс долететь только у настоящего камикадзе.
XXXX вне форума   Ответить с цитированием
Старый 24.12.2006, 22:37   #7
Cherry
Junior Member
 
Аватар для Cherry
 
Регистрация: 22.12.2006
Сообщений: 36
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Спасибо, за ответы, есть над чем подумать



PavelAR
Потрясающе! Это надо осмыслить...


Добавлено

gav
Насчет критики, в принципе, я с вами согласна. Но ведь иногда она бывает по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». В науке я пока мало, поэтому не достаточно изучила, насколько распространен такой образ мыслей среди ученых. Хотя что-то мне подсказывает, что с этим явлением здесь столкнуться можно. Вот в жизни с ним приходиться сталкиваться часто, стоит только выйти за общепринятые рамки (я ничего предрассудительного не имею здесь ввиду))))).. Поэтому на критику обижаться не стоит, ко и к ней нужно относиться критически. Тут не могу не вспомнить «Иду на грозу», когда одному из главных героев говорили, что у него ничего не выйдет, а он все-таки продолжал исследования и в результате оказался прав. Конечно, это книга, но в жизни таких примеров есть сколько угодно. Я сама несколько раз была в ситуациях, когда в мои действия никто не верил, а в результате именно я и оказывалась права. Меня вело некое внутреннее чувство. И вот в продолжении дискуссии хотелось бы узнать, насколько в научной работе важна интуиция? Понятно, что только на нее полагаться не следует, но все-таки и к себе прислушиваться тоже стоит. Как вы считаете?

Добавлено



Добавлено

XXXX

Цитата:
... поступила в аспирантуру ... и ... не хочется быть аспирантом



Цитата:
...не смогу добиться серьезных результатов...

Гору с места что ли ? *


А почему *нет? Если не стремиться к серьезным достижениям то зачем и начинать. Просто проводить время можно ведь и дома. А уж если берешь что-то делать, так лучше делать это хорошо. Тем более в моем случае, когда никто и ничто не заставляет меня заниматься научной деятельностью.


Цитата:
Настоящий учёный - это настоящий камикадзе. Хотите им быть?
Вы знаете, возможно, я не правильно Вас поняла, но обязательно впадать в крайности?( я без иронии спрашиваю) Жизнь нельзя делить на черное и белое, научную, как мне кажется тоже. Хотя, с другой стороны, люди, добивающиеся серьезных результатов, как правило, были и есть фанаты своего дела. Или Вы что-т другое имели ввиду, объясните, плз


[quote]Просто учёный - это добрый, пушистый, правдивый * если что-то сказать нельзя, но всё равно хочется, он скажет, обставив всё так, что другие ничего не поймут, а он будет ходить, улыбаться, и все будут говорить &#34;ого, да, он настоящий учёный, мы ничего ничего не поняли, поверим ему наслово&#34;.

Ничего не поняла.


Цитата:
Настоящий человек - это просто человек.
А вот подобные утверждения слишком абстрактны и ничего не объясняют. Слова ради слов. Тем более, что в понятие «настоящий человек» каждый вложит что-то свое
---------
Я? Нет, я не сумасшедший, я здесь за ассистента.
Дж. Лондон
Cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.12.2006, 15:46   #8
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

XXXX

Вот только не надо флуда и приколов в серьезной дискуссии.
Человек задал вопрос не для того, чтобы пришел тов. XXXX и
поприкалывался. Если нечего сказать по сути, лучше молчать.

VAR

Цитата:
настоящий ученый это всегда фанатик
Я думаю, что это не совсем так. К фанатизму вообще, как к явлению,
отношусь негативно. Достаточно вспомнить религиозных фанатиков -
психически нездоровые люди с безумными глазами, готовые разорвать
любого, кто не разделяет их веру. В общем довольно жалкое зрелище.

Скорее мне больше нравится аналогия с тибетским монахом. Человек,
отказавшийся от всех радостей жизни во имя некоторой высшей цели.
Тем более, что у ученого тоже есть своя обитель - святой храм науки.
Причем должен сразу сказать, никакие ни дипломы, ни звания, ни сте-
пени не имеют значения для этого храма, и тем более уж не являются
пропуском в него, это все наша бюрократия с детства приучила людей
к тому что вломиться можно в любую дверь, если есть нужная бумажка.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.12.2006, 17:56   #9
XXXX
Newbie
 
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

Четырикс а не тов. XXXX
Цитата:
Настоящий учёный - это настоящий камикадзе
Свойства настоящего учёного идентичны свойствам настоящего камикадзе, оба преданы своей идее, своей цели

PavelAR
Цитата:
Человек, отказавшийся от всех радостей жизни во имя некоторой высшей цели
Да, это так, это камикадзе

Cherry
Цитата:
в понятие «настоящий ... » каждый вложит что-то свое
Например, человек способный оживить идею является настоящим учёным по отношению к человекам утверждающим о не живучести оной
XXXX вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.12.2006, 19:51   #10
Paul Kellerman
Gold Member
 
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
По умолчанию Настоящий ученый - кто он?

XXXX

Цитата:
это камикадзе
Ну это уже совсем психически нездоровый тип, еще хуже чем фанатик.
Фанатик убивает других, например на религиозной почве, но все-таки
своей жизнью обычно дорожит. А камикадзе - безбашенный смертник...

Монах же он, напротив, изолируется от общества в своем храме, вовсе
не стремится навязывать свои высокодуховные ценности другим и, тем
более, никого он не убивает, и, тем более, уж массово вместе с собой.
Он находится в уединении со своим разумом, совестью и высшей целью.

Настоящий ученый это монах своего рода. Однако, он может общаться
с другими монахами и работать с ними, если у них есть общие научные
цели, но от большинства окружающих, их приземленных потребностей
и ценностей он изолирован, и это идет только на пользу ему же самому.

Если же вы имели ввиду, что настоящему ученому вообще по жизни тя-
жело, ему приходится натыкаться на такое множество проблем, что его
жизнь со стороны начинает напоминать бег в темноте по минному полю
навстречу неясному едва видимому одинокому лучу света где-то вдали,
то это не вина ученого, он не избирал такой участи, такую участь ему
определило наше государство, для кот. в почете только взяткодатели.

Давайте все-таки не будем путать самого человека и то во, что может
превратиться его жизнь, если же он выберет путь настоящего ученого.
Если с разных углов смотреть на жизнь и деятельность ученого, то, на
фоне того, чем занято большинство смертных он, действительно, будет
выглядеть фанатично преданным своему делу, а на фоне того, за кого
государство держит таких как он, то, действительно, его выбор может
выглядеть, не иначе, как самоубийственным. Однако, ни то, ни другое
не делает его самого фанатиком и камикадзе. Он просто, несмотря на
все трудности, продолжает добывать знания, не ища славы и награды.
Paul Kellerman вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Текущее время: 08:33. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»
Рейтинг@Mail.ru