![]() |
|
![]() |
#1 |
Junior Member
Регистрация: 22.12.2006
Сообщений: 36
|
![]()
Добрый день!
Я в этом году поступила в аспирантуру по гуманитарной дисциплине и уже в панике по поводу отсутствия у себя научных талантов. В аспирантуру я пошла сознательно, перед этим много работала по специальности, создала себе репутацию в профессиональных кругах, добилась неплохих доходов, позволяющих теперь заниматься научной деятельностью. До «звездных» высот мне пока далеко, но крепким профессионалом я стала. Свою работу обожаю, однако наукой всегда хотелось заниматься. И теперь вот я думаю, а может быть у меня нет к этому способностей и я не смогу добиться серьезных результатов. Не хочется быть аспирантом, который просто проводит в аспирантуре время. На фоне всех этих размышлений как-то задумалась о том, а что значит быть настоящим ученым? Предлагаю поразмышлять на эту тему. Свои мысли пока не пишу, чтобы не задавать никаких рамок для дискуссии. Спасибо! |
---------
Я? Нет, я не сумасшедший, я здесь за ассистента.
Дж. Лондон |
|
![]() |
![]() |
Реклама | |
|
![]() |
#2 | ||
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
|
![]()
Cherry
Вы даже не представляете насколько провокационную тему вы затро- нули... Я уже вижу, сколько защитников и врагов науки сюда слетятся, чтобы порвать друг друга на тысячи мелких кусочкев, увидев этой теме очередную инкарнацию темы типа "Борьба с лженаукой", где насмерть бились ежедневно, награждая друг друга самыми лестными эпитетами. Самое грустное то, что в пылу битвы вас просто затопчут и не заметят. А "гуманитарные дисциплины" - это здесь вообще как красная тряпка. Ну это было предисловие, чтобы вы знали, чем все может закончиться. Цитата:
сказать, что лучше сразу выбросить из головы такие сомнения, иначе точно ничего не получится. Надо верить в себя и стараться для нача- ла разобраться что такое наука, каковы ее цели, какие у нее черты. В отличие от любого вида деятельности наука производит не услуги и товары, а знания. Поэтому часто науку называют фабрикой знаний, и в ней работают люди, добывающие эти знания. Однако не любые знания могут быть признаны научными. Например, шаманские закли- нания, или правила составления астрологических прогнозов - не явля- ются научными знаниями. Так а какие же знания являются научными? Во-первых, вы должны иметь реально существующий объект исследо- вания, о котором мы хотим что-то узнать. Объект - обобщение множе- ства (иногда даже бесконечного) конкретных экземпляров, у которых отбрасываются несущественные для конкретного исследования инди- видуальные черты и акцентируются только лишь на существенных для исследования ОБЩИХ для всех экземпляров свойствах. Например, чело- век - это объект, а А. Гитлер - конкретный экземпляр. Общие свойства для всех конкретных экземпляров - продолжительность жизни (с пози- ции социологии и медицины), размеры тела и его вес (с точки зрения физики), уровень метаболизма (с позиции физиологии) и так далее... От того какой именно объект вы выберете и какие именно свойства для вас будут существенными будет зависеть область исследований. Важно лишь что и объект и свойства должны реально существовать. Например, бог реально не существует, а значит теология - лженаука. Во-вторых, вы должны выбрать реально существующий предмет иссле- дования - проще говоря, что конкретно вы хотите выяснить об объекте исследования и его свойствах, а также о его взаимодействии с так назы- ваемой окружающей средой, где могут присутствовать экземпляры это- го же объекта, а также экземпляры других объектов. Здесь необходимо четко понимать, что окружающая среда - это вовсе не природа в обы- денном повседневном понимании. Это может быть все что угодно, что окружает выбранный вами объект исследования и взаимодействует с ним. Как правило, в качестве предметов исследования выступают вза- имосвязь свойств вашего объекта, взаимосвязь свойств объекта со свой- ствами других объектов или окружающей среды в целом и так далее. Важно, чтобы ту взаимосвязь которую вы собрались исследовать была реально существующей, а не вымышленной (чем грешат мошенники). Ну вот например, взаимосвязи между положением звезд и событиями в жизни людей реально не существует, а значит астрология - лженаука. В-третьих, вы должны использовать научные методы исследования для поиска научных знаний. Классический метод состоит из пяти шагов: 1) Наблюдение за объектом 2) Обобщение наблюдений 3) Выдвижение гипотез 4) Экспериментальная проверка гипотез 5) В случае подтверждения одной из гипотез, она становится научным знанием, в противном случае все гипотезы бракуются и идем в пункт 1. В этом алгоритме особенно важную и ответственную роль имеет 4-й пункт, именно здесь чаще всего подтасовывают факты с целью скорей- шего научного признания - что есть второй самый позорный поступок ученого (первый - воровство и присвоение авторства чужих знаний). Но не следует пугаться, если полученные вами знания в определенных случаях работают (подтверждаются экспериментальной проверкой), а в других нет. Это вполне нормально, знания всегда имеют ограничен- ную область условий, при которых они работают и точны при заданном требовании к точности, а за пределами этой области работают плохо. Важно лишь, четко оговорить область действий, а еще важнее не жад- ничать и не пытаться получить знания как можно с большой областью действий, ибо как говорил Козьма Прутков: Нельзя объять необъятное. В конце концов развитие науки существует именно за счет заполнения пробелов достоверными знаниями в той или иной отрасли наук, а также уточнения существующих знаний с последующим получением обобщен- ных знаний с более широкой областью действия, чем у прежних знаний Следует отметить, что очень важно то, что новые (уточненные) знания обязательно должны работать в области действий, полностью содержа- щей в себе старую область действий. Пример: классический закон сло- жения скоростей v = v1 + v2 хорошо работает, если скорости значите- льно ниже скорости света. При скоростях же близких к скорости света, классический закон дает уже результаты, сильно расходящиеся с экспе- риментальными данными, т.е. область действий классического закона - v1, v2 << с. Для скоростей же v1 ~ c, v2 ~ с старый закон был уточнен и был выведен более общий закон: v = (v1 + v2) / (1 + (v1*v2) / (c^2)). Нетруно заметить, что при v1, v2 << c, правое слагаемое знаменателя дроби будет << 1 и можно им пренебречь и тем самым общая формула упростится до частной v = v1 + v2, а это не что иное как старый закон. То есть, область действия уточненного (общего закона) шире области действия старого закона и более того, полностью содержит ее в себе. Таким образом мы видим, что научные знания - это те, которые желез- но подтверждаются экспериментом в рамках области их действия и что еще немаловажное не противоречат старым научным знаниями. На са- мом деле же, в науке требование непротиворечивостью гораздо шире: Научное знание не должно противорчить никакому другому научному знанию полученному ранее, как в этой отрасли так и в любых других. То есть, например, новая экономическая теория НУ НИКАК не будет яв- ляться научной, если она будет требовать, что существующий на сего- дняшний день закон всемирного тяготения неверен, и что она будет работать только при условии, что яблоко не падает на землю, хе-хе ![]() Цитата:
и карьеристом. Если цель - ученый титул и деньги, забудьте про нау- ку, есть гораздо более примитивные и простые способы получить это. Цель настоящего ученого - это научные знания, которые помимо соб- людения всех требований, перечисленных выше, к тому же окажутся новыми и ценными, как с научной, так и с практической точки зрения. Новизна заключается в том, что вы получили новые знания (или уточ- нили старые знания и опять же выявили более общие новые знание). Мое лично мнение, что научные знания всегда должно выражаться в виде математической модели объекта исследования и никак иначе. Переменные в модели отражают свойства объекта исследования (и также, как правило, свойства окружающей среды), а уравнения, не- равенства или иные математические формы отражают взаимосвязи между различными свойствами. Степень соответствия математичес- кой модели объекта исследования реальному объекту исследования называют адекватностью модели. Например, есть реальная атмос- фера, а есть метеорологические матмодели, дающие прогноз пого- ды, и вот как раз насколько прогнозы соответствуют реальной пого- де - это и есть адекватность тех матмоделей. Разумеется, не сущес- твует какой-либо модели какого-либо объекта со 100% адекватнос- тью - это лишь идеал для любого ученого, к которому он стремится. Так вот новизна заключается, либо в том, что вы вообще построили модель для объекта, для которого никто еще до вас этого не делал, либо вы изучили все существующие (ранее полученные модели), и разработали новую модель с более высоким уровнем адекватности... Научная ценность определяется тем, насколько полученные знания "закрыли пробелы в многомерном кроссворде знаний", и насколько они помогли (ускорили) получению других (следующих) знаний, кот. до сих пор было невозможно получить, из-за "недостающего звена". К сожалению, зачастую практическую ценность пытаются оценивать деньгами (увеличением прибыли), но это весьма и весьма однобокий, сугубо прагматический подход, который может выявить сиюминутные материальные выгоды и совсем не заметить проблем в перспективе... |
||
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
Newbie
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
|
![]()
ого
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
Gold Member
Регистрация: 27.05.2006
Сообщений: 1,214
|
![]()
размышленья-кирпичи...
Добавлено а настоящий ученый это всегда фанатик. Но при этом думающий фанатик. |
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
Silver Member
Регистрация: 03.09.2004
Сообщений: 895
|
![]()
Cherry
вообще говоря, если у Вас возникают подобные мысли, рефлексия к своему творчеству, то это говорит о том, что у Вас имеются склонности к науке. Помимо того, что написал PavelAR, следует добавить, что настоящий ученый должен быть настоен критически ко всем уже существующим научным знаниям, особенно к своим. Ни в коем случае не следует держаться за свою теорию во что бы то ни стало. Наоборот, нужно стараться всеми силами ее опровергнуть. Как говорят философы, истина - это процесс, а не результат, всегда незаконченный продукт шлифовки предыдущих истин. И чем раньше обнаружатся изъяны текущего знания, тем быстрее можно сформулировать новое, более точное знание. Отсюда ученый должен уметь позитивно воспринимать критику: видеть ее содержание, независимо от формы выражения. Здесь уместны слова Ленина о том, что надо критиковать резко, но четко, обнажая самую суть претензий. Обычный человек, как правило, эмоционально отрицательно относится к тому, что его позиции, мнение и поступки выставляют в неприглядном свете (независимо от того, справедливо это или нет), и поддаваясь этим эмоциям, начинает себя вести неконструктивно (старается сделать неприятное источнику критики). Понятно, что в научной среде, где критика является одним из основных методов получения истины, это недопустимо. |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 | |||
Newbie
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
|
![]()
Cherry
Цитата:
![]() Цитата:
![]() Настоящий учёный - это настоящий камикадзе. Хотите им быть? Просто учёный - это добрый, пушистый, правдивый ![]() Настоящий человек - это просто человек. gav Цитата:
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
#7 | ||
Junior Member
Регистрация: 22.12.2006
Сообщений: 36
|
![]()
Спасибо, за ответы, есть над чем подумать
![]() PavelAR Потрясающе! ![]() Добавлено gav Насчет критики, в принципе, я с вами согласна. Но ведь иногда она бывает по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». В науке я пока мало, поэтому не достаточно изучила, насколько распространен такой образ мыслей среди ученых. Хотя что-то мне подсказывает, что с этим явлением здесь столкнуться можно. Вот в жизни с ним приходиться сталкиваться часто, стоит только выйти за общепринятые рамки (я ничего предрассудительного не имею здесь ввиду))))).. Поэтому на критику обижаться не стоит, ко и к ней нужно относиться критически. Тут не могу не вспомнить «Иду на грозу», когда одному из главных героев говорили, что у него ничего не выйдет, а он все-таки продолжал исследования и в результате оказался прав. Конечно, это книга, но в жизни таких примеров есть сколько угодно. Я сама несколько раз была в ситуациях, когда в мои действия никто не верил, а в результате именно я и оказывалась права. Меня вело некое внутреннее чувство. И вот в продолжении дискуссии хотелось бы узнать, насколько в научной работе важна интуиция? Понятно, что только на нее полагаться не следует, но все-таки и к себе прислушиваться тоже стоит. Как вы считаете? Добавлено Добавлено XXXX Цитата: ... поступила в аспирантуру ... и ... не хочется быть аспирантом Цитата: ...не смогу добиться серьезных результатов... Гору с места что ли ? * А почему *нет? Если не стремиться к серьезным достижениям то зачем и начинать. Просто проводить время можно ведь и дома. А уж если берешь что-то делать, так лучше делать это хорошо. Тем более в моем случае, когда никто и ничто не заставляет меня заниматься научной деятельностью. Цитата:
[quote]Просто учёный - это добрый, пушистый, правдивый * если что-то сказать нельзя, но всё равно хочется, он скажет, обставив всё так, что другие ничего не поймут, а он будет ходить, улыбаться, и все будут говорить "ого, да, он настоящий учёный, мы ничего ничего не поняли, поверим ему наслово". Ничего не поняла. Цитата:
|
||
---------
Я? Нет, я не сумасшедший, я здесь за ассистента.
Дж. Лондон |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
#8 | |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
|
![]()
XXXX
Вот только не надо флуда и приколов в серьезной дискуссии. Человек задал вопрос не для того, чтобы пришел тов. XXXX и поприкалывался. Если нечего сказать по сути, лучше молчать. VAR Цитата:
отношусь негативно. Достаточно вспомнить религиозных фанатиков - психически нездоровые люди с безумными глазами, готовые разорвать любого, кто не разделяет их веру. В общем довольно жалкое зрелище. Скорее мне больше нравится аналогия с тибетским монахом. Человек, отказавшийся от всех радостей жизни во имя некоторой высшей цели. Тем более, что у ученого тоже есть своя обитель - святой храм науки. Причем должен сразу сказать, никакие ни дипломы, ни звания, ни сте- пени не имеют значения для этого храма, и тем более уж не являются пропуском в него, это все наша бюрократия с детства приучила людей к тому что вломиться можно в любую дверь, если есть нужная бумажка. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#9 | |||
Newbie
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 10
|
![]()
Четырикс а не тов. XXXX
Цитата:
![]() PavelAR Цитата:
![]() Cherry Цитата:
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
#10 | |
Gold Member
Регистрация: 25.06.2005
Адрес: F000:FFF0
Сообщений: 1,827
|
![]()
XXXX
Цитата:
Фанатик убивает других, например на религиозной почве, но все-таки своей жизнью обычно дорожит. А камикадзе - безбашенный смертник... Монах же он, напротив, изолируется от общества в своем храме, вовсе не стремится навязывать свои высокодуховные ценности другим и, тем более, никого он не убивает, и, тем более, уж массово вместе с собой. Он находится в уединении со своим разумом, совестью и высшей целью. Настоящий ученый это монах своего рода. Однако, он может общаться с другими монахами и работать с ними, если у них есть общие научные цели, но от большинства окружающих, их приземленных потребностей и ценностей он изолирован, и это идет только на пользу ему же самому. Если же вы имели ввиду, что настоящему ученому вообще по жизни тя- жело, ему приходится натыкаться на такое множество проблем, что его жизнь со стороны начинает напоминать бег в темноте по минному полю навстречу неясному едва видимому одинокому лучу света где-то вдали, то это не вина ученого, он не избирал такой участи, такую участь ему определило наше государство, для кот. в почете только взяткодатели. Давайте все-таки не будем путать самого человека и то во, что может превратиться его жизнь, если же он выберет путь настоящего ученого. Если с разных углов смотреть на жизнь и деятельность ученого, то, на фоне того, чем занято большинство смертных он, действительно, будет выглядеть фанатично преданным своему делу, а на фоне того, за кого государство держит таких как он, то, действительно, его выбор может выглядеть, не иначе, как самоубийственным. Однако, ни то, ни другое не делает его самого фанатиком и камикадзе. Он просто, несмотря на все трудности, продолжает добывать знания, не ища славы и награды. |
|
![]() |
![]() |