По собственному опыту знаю, что, поступив в аспирантуру, молодые ученые (ведь аспиранты являются именно молодыми учеными) сталкиваются с большим числом проблем. Эти проблемы связаны, прежде всего, с тем, что аспиранты недостаточно хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие 3 года. По своей психологии они еще являются студентами, привыкшими к институтской системе обучения с обязательным посещением лекций, практическими занятиями, системой зачетов и экзаменов.
Однако, аспирантура — это самостоятельная форма получения образования, цель которой научиться заниматься научной работой. Аспирант должен сам определить интересующее его (или просто актуальное) научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, связанную с ней, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В сущности, диссертация похожа на добросовестно выполненную курсовую или дипломную работу, но должна содержать больше научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.
Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Успешно закончившим обучение считается аспирант, написавший диссертацию и получивший на предварительной защите положительное заключение. Предварительная защита — это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Она происходит не на ученом совете, а на расширенном заседании кафедры, на которое приглашаются представители других кафедр и/или учебных заведений.
Одной из причин неудачного окончания аспирантуры (к концу третьего года текст диссертации не написан) являются трудности, о которых аспирант зачастую не подозревает. Практика показывает, что диссертация, завершение которой отложено «на потом» — когда появится время, средства и т.д. — так и остается незавершенной никогда.
Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме