![]() |
|
![]() |
#1 |
Platinum Member
Регистрация: 02.08.2005
Адрес: Южное Бутово
Сообщений: 5,391
|
![]()
Сегодня утром в метро случайно подслушал разговор двух человек: студента второго меда и его (очевидно судя по сходству внешности)дяди, научного сотрудника Института онкологии на Варшавке (да хранит нас Господь от попадания туда), к.м.н.
Речь зашла о потери актуальности такой формы учебной нагрузки, как лекции (причем "дяда" ссылался на отзывы также проходящих у него стажировку американских студентов, которые продолжают сталкиваться с такими практиками у себя в вузе). В средние века, да еще и в середине 20-ого века (а в нашей стране с отставанием средств коммуникации еще дальше), когда была слабо развита полиграфия и средства коммуникации - это был удобный способ быстро передать структурированные учебные знания для фиксации доступными средствами (ручка, тетрадь) большим числом студентов (поточные аудитории на 300-500 человек). При этом - фактически - как говорили эти господа и с чем я по своему опыту могу согласиться, фактически никакого запоминания и осознания этого материала не происходит (надо повторно садиться и учить конспекты - без этого экзамен не сдашь) - идет тупое конспектирование, а с другой стороны - на 90% этот материал имеется в учебниках, методичках и т.п. Более того, там он есть в расширенной форме. Кроме того, чейчас и преподаватели имеют практически все свои лекционные курсы в электронном виде, которые сразу можно дать в готовом виде студентам, а не тратить кучу драгоценного как для самого препода, так и для студентов времени на изуверское конспектирование уже готового и до того набранного материала? Вот и возникает вопрос: какой смысл и эффективность использования таких устаревших технологий? Не настало ли время если уж не отказаться, так серьезно пересмотреть подход к лекционным занятиям: изменить их формат, содержание, и, очевидно, сократить объм нагрзки в пользу увеличения практической составляющей? понятно, что такой переход полностью ломает сложившуюся систему вузовской учебы, построенной как раз вокруг лекций, убегает огромный объем "часов" и многие ППС к этому окажутся ен готовы.. Но, возможно в этом кроется путь повышения эффективности учебной работы, высвобождения избыточной занятости ППС при сохранении, а может быть расширении качественного предложения высшего образования? Ваши мнения? |
---------
Бригадный генерал бронешвейно-балалаечных войск стратегического назначения (по науке)
|
|
![]() |
![]() |
Реклама | |
|
![]() |
#2 |
Member
Регистрация: 18.03.2012
Адрес: РМ
Сообщений: 123
|
![]()
Сложный вопрос.
Когда я был студентом, лекции по некоторым предметам были крайне утомительными. Можно сказать, для ряда преподов это просто механическая отработка часов. Общаясь с сокурсниками и сейчас со студентами, стало понятно, что больше всего их раздражают лекции по всяким непрофильным дисциплинам. Аргументируют обычно в форме "зачем нам технарям эта психология/экология и т.п.", "нам не интересно это слушать". Нынче вообще студенты наглые и всячески пытаются "схалявить". Хорошая посещаемость обычно у хороших же лекторов, но не всем дано, таких обычно меньше 10% на каждый факультет. С другой стороны, можно внести некоторую интерактивность, те же презентации. Однако не все могут грамотно выстроить занятие таким образом, а не в форме "включил - списывайте". |
---------
к.х.н.
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
#3 | |
Platinum Member
Регистрация: 17.09.2011
Сообщений: 2,771
|
![]() Цитата:
По сути, обучение превратилось в профанацию, и дело тут совсем не в лекциях. Глядя на лекции западных профессоров, понятно, что лекции способствуют вовлечению студента в учебный процесс. Еще лет 5 назад это было не редкость в России. Сейчас- кое-где и местами. Даже когда люди изначально выбирают дистанционную форму, проблемы с контролем, а , особенно, с самоконтролем , у обучающихся существуют весьма значительные . Поэтому дистанционная форма обучения по основному материалу (лекции) приведет просто к "забиванию" на просмотры\чтение |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#4 | |
Platinum Member
Регистрация: 02.08.2005
Адрес: Южное Бутово
Сообщений: 5,391
|
![]() Цитата:
А точечные предметные разъяснения не разенести по занятиям семинарского плана, где допустима обратная связь от аудитории? |
|
---------
Бригадный генерал бронешвейно-балалаечных войск стратегического назначения (по науке)
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
#5 | |
Gold Member
Регистрация: 30.12.2011
Адрес: Top secret
Сообщений: 2,036
|
![]() Цитата:
|
|
---------
Ratatouille
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Platinum Member
Регистрация: 02.08.2005
Адрес: Южное Бутово
Сообщений: 5,391
|
![]()
badalek, то есть тоже считаете, что лекционная форма изжила себя?
|
---------
Бригадный генерал бронешвейно-балалаечных войск стратегического назначения (по науке)
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
Gold Member
Регистрация: 30.12.2011
Адрес: Top secret
Сообщений: 2,036
|
![]()
Да, я тоже так считаю. Более того, если время, отведённое на лекции (по крайней мере по моему предмету) добавить к практическим, семинарским и лабораторным занятиям, то эффективность учебного процесса станет выше.
|
---------
Ratatouille
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
#8 |
Platinum Member
Регистрация: 07.02.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 7,542
|
![]()
Textilshik, а зачем две одинаковые темы с разными заголовками?
Если по теме - лекции себя не изжили, но м.б. "переформатированы": - использование ИТ-технологий (презентаций, демонстрационных роликов, видеоконференций и т.п.); - на лекциях должны даваться ключевые моменты, структура курса, методика его изучения, кратко - основное содержание, подробно - темы, трудные для самостоятельного изучения; - лекции по непрофильным дисциплинам можно урезать до объяснений ключевых моментов по раздаточному материалу и самостоятельному изучению учебника; - высвобождаемое время - на практические занятия. Про минусы уже писали, основной - низкая самодисциплина студентов и риск получить специалистов без фундаментальной теоретической подготовки. |
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
Platinum Member
Регистрация: 18.10.2007
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 6,775
|
![]()
В целом - согласен. Необходимо больше практики, лабораторных работ. Именно на них происходит освоение материала.
Но лекции тоже нужны, для того, чтобы на них "на пальцах" рассказать суть проблемы/процесса и презентовать ссылки на самостоятельное изучение материала. После самостоятельного изучения материала (перед сессией) хорошо бы проводить лекции в форме вопросов и ответов. Коллективный разбор проблемы полезен не только тем, кто не справился самостоятельно с изучением материала, но и всем остальным - кому-то в виде повторения материала, а кому-то - в виде нового материала. Так что лекции нужны, но их должно быть меньше, чем практических работ, и современная форма лекции-монолога должна занимать не более половины от всех лекций. |
![]() |
![]() |
![]() |
#10 | |
Platinum Member
Регистрация: 02.08.2005
Адрес: Южное Бутово
Сообщений: 5,391
|
![]() Цитата:
![]() технический сбой и моя невнимательность.. Просьба Администрации объединить содержимое путем переливания комментов в эту (тут ответов больше). Сорри... |
|
---------
Бригадный генерал бронешвейно-балалаечных войск стратегического назначения (по науке)
|
||
![]() |
![]() |